логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
ГНАУ отбила охоту жаловаться налоговикам на налоговиков Елена ДОБРОНРАВОВА - «Контракты» №27 Июль 2003г.

10 июля вступят в силу изменения к Положению о порядке предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы (утверждены Приказом ГНАУ от 30.05.2003 № 260). Налоговики упорядочили процедуру административного обжалования своих решений, расширили перечень самих решений, которые могут быть обжалованы. И... сделали все, чтобы плательщик, в случае возникновения конфликта с налоговой службой, обращался сразу в суд.


рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Прежде всего, у предприятий появилось больше возможностей разрешить возникший конфликт с налоговиками в процедуре административного обжалования. «ГНАУ расширила перечень решений налоговых органов, которые можно обжаловать во внесудебном порядке», — уточняет помощник адвоката адвокатской конторы «Коннов и Созановский» Евгения Дербал.

Теперь разрешено обжаловать следующие решения: о распределении суммы налоговых обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, созданными вследствие реорганизации предприятия-должника; о погашении долга до проведения реорганизации; об установлении солидарной ответственности за уплату долга реорганизованного предприятия; о распространении налогового залога на все активы предприятия, создаваемого путем объединения других субъектов хозяйствования. В конечном итоге это дает шанс финансово нестабильным компаниям более эффективно решать свои проблемы путем реструктуризации. Также разрешено обжаловать налоговые требования и решения о предоставлении плательщиком новой налоговой декларации с исправленными показателями.

В ГНАУ побеспокоились и о том, чтобы у предприятий при прохождении процедуры административного обжалования возникало как можно меньше неприятных неожиданностей.

Итак, в подаваемой жалобе плательщик обязательно должен указать адрес, по которому налоговый орган должен отослать вынесенное решение; информацию о сообщении или несообщении в первичную инстанцию о подаче повторной жалобы; перечень прилагаемых документов и обоснование своего несогласия с выводами налогового органа, содержащимися в оспариваемом решении. «Четкая аргументация своей позиции — это уже половина успеха», — считает Евгения Дербал.

При этом юристы советуют предприятиям подавать жалобы лично, а не по почте. «Датой предоставления жалобы, согласно внесенным изменениям, будет не тот день, когда вы отнесли конверт на почту, а день отправки корреспонденции почтовым отделением отправителя почтовому отделению получателя. Это создает предприятию дополнительные проблемы. Ведь ему придется проконтролировать почтовые службы, чтобы те своевременно отправили его письмо», — говорит адвокат АК «Моор и Кросондович» Вячеслав Песков. Задержка письма на почте даже на один день может лишить предприятие возможности инициировать процедуру административного обжалования — на все про все плательщику отведено десять дней. А вот в самой налоговой теперь задержек с оформлением жалоб, похоже, не будет — их зарегистрируют в день получения, а не на следующий рабочий день.

Тем не менее юристы считают, что административное обжалование решений налоговых органов стало для предприятий малоэффективным, а, в некоторых случаях, даже опасным. Теперь многократно увеличился риск пропустить десятидневный срок подачи жалобы в налоговый орган. А значит, оспариваемое налоговое обязательство будет согласовано «автоматом» и перейдет в разряд долгов перед бюджетом.

Речь идет о том, что, в соответствии с новой редакцией Положения, налоговый орган не будет рассматривать в повторной жалобе вопросы и документы, которые не были отражены в первичном заявлении. «Повторные жалобы, в которых открывались новые обстоятельства, раньше направляли на новое рассмотрение в налоговый орган, решение которого обжаловалось. Теперь в таких случаях только проинформируют, что такие жалобы должны рассматриваться заново в первой инстанции. Дальше уже самому предприятию придется упрашивать налоговую пересмотреть его заявление. А учитывая то, как налоговики обычно реагируют на подобные просьбы, плательщику просто нереально уложиться в отведенные для подачи жалобы сроки», — поясняет президент адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Эрнест Грамацкий.

Кроме того, едва ли не каждое рассмотрение жалобы может затягиваться до двух месяцев (сейчас это максимально возможный срок). Дело в том, что новая формулировка соответствующих положений порядка предоставления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков фактически позволяет начальнику налоговой службы по собственному усмотрению продлевать процедуру административного обжалования. Конечно, если предприятие инициирует административное согласование с тем, чтобы оттянуть уплату налогов, продление срока рассмотрения его жалобы будет только на руку СПД. Но ведь и налоговики не лыком шиты.

Однако наиболее скандальной новацией, как считают юристы, стало расширение перечня решений, которые могут быть вынесены по результатам рассмотрения жалобы. Теперь налоговики имеют право возвратить жалобу без рассмотрения. А административное обжалование для плательщика может закончиться увеличением суммы налогового обязательства, пени, штрафных санкций или налогового долга. Новации, вероятно, напрочь отобьют у предпринимателей охоту жаловаться налоговикам на налоговиков. «Теперь предприятия будут отдавать предпочтение судебному разрешению конфликтов с налоговыми органами, — прогнозирует Вячеслав Песков. — Преимущества судебного обжалования очевидны: в суде оспаривается уже вынесенное и окончательно сформулированное решение налогового органа. В худшем случае, если спор будет проигран, предприятие должно будет уплатить сумму, указанную в оспариваемом решении. Но никак не больше. И наоборот, при административном обжаловании предсказать возможные финансовые потери СПД теперь не сможет никто».


Ворон ворону глаз не выклюет

Предприниматели все меньше жалуются в налоговою, а налоговая все реже удовлетворяет жалобы. Такие выводы можно сделать, исходя из данных ГНАУ о количестве налоговых апелляций. В 2000 году органами ГНС было зафиксировано 5460 жалоб налогоплательщиков, из которых только 726 были удовлетворены. В 2001 году налоговиками было принято к рассмотрению 4669 апелляций, из них удовлетворены 691, а в прошлом году — 4232 и 809 соответственно.

Контракты №27 / 2003


Вы здесь:
вверх