логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Стоит ли экономить на бизнес-классе? Сергей ШЕВЧЕНКО - «Контракты» №32 Август 2003г.

Достаточно даже беглого опроса наших соотечественников, чтобы понять, как завсегдатаи международных рейсов — как бизнесмены, так и случайные пассажиры, зачастую не в полной мере осведомлены о сути существующих авиауслуг. В связи с этим «Контракты» попытались разобраться, что представляет собой бизнес-класс и всегда ли оправдана экономия на нем. Об этом мы беседовали с вице-президентом авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» (МАУ) Михаилом Сенчуком.


фото Евгения САВИЛОВА

— Михаил Юрьевич, когда в авиации появился бизнес-класс?

— Пожалуй, бизнес-класс нельзя назвать чем-то новым даже для гражданской авиации бывшего СССР. Скажем, салон одного из первых самолетов Ту-104 был оснащен спальными местами. То есть удобства «выше среднего» для пассажиров предусматривались еще достаточно давно. Одним из важных этапов развития гражданской авиации стало появление трех классов, предлагающих разные стандарты обслуживания: первого, бизнес- и экономического классов. При этом авиакомпании, летающие, в основном, в пределах Европы, постепенно отказались от первого класса и оставили только бизнес- и эконом-классы.

— Что же сегодня представляет собой бизнес-класс и стоит ли платить больше, предпочитая его эконом-классу?

— Как известно, полет начинается с аэропорта. Пассажиров бизнес-класса практически во всех аэропортах мира регистрируют у отдельной стойки, где практически не бывает очередей. Преимущества своего положения они ощутят и во время сдачи багажа. Дело в том, что, скажем, бизнес-класс авиакомпании «МАУ» позволяет перевозить до 40 кг бесплатного багажа, в то время как в эконом-классе эта цифра составляет около 20 кг. А стоимость перевозки одного сверхнормативного килограмма багажа у разных авиакомпаний мира может достигать $5—10. Так что нетрудно подсчитать, что «сверхнормативные» 20 кг выливаются в дополнительные $100—200.

После регистрации пассажиры бизнес-класса ожидают вылета в так называемых «лоундж (от английской транскрипции слова «ложа». — Ред.)-румах» — залах ожидания с повышенным уровнем комфорта. Они напоминают уютный офис с той лишь разницей, что обстановка здесь спокойная и расслабляющая. В «лоундж-румах» к услугам пассажиров бесплатный буфет с широким ассортиментом напитков, более удобные кресла, чем в обычном зале ожидания, большой выбор прессы. Здесь также можно воспользоваться оргтехникой и средствами связи (компьютер с интернетом, сканер, телефон, факс и пр.).

— Знаю по своему опыту: многие пассажиры очень не любят сдавать вещи в багаж (долго ждать после прилета, могут потеряться, испортиться и т. д.), предпочитая их пронести в салон самолета. Есть ли в этом отношении какие-то преимущества у «бизнес-классовцев»?

— Пассажирам эконом-класса разрешается брать с собой одно место ручной клади, пассажирам бизнес-класса — два места. Конечно, существует формальное ограничение по весу и по размерам багажа, но многие компании, в том числе и «МАУ», к этому вопросу подходят гибко. Например, мы смотрим, какую именно ручную кладь пассажир хочет взять на борт. Если это портфель, видеокамера и футляр для одежды — мы идем на уступки и позволяем пассажирам бизнес-класса взять не два, а три места.

Иногда пассажир везет какую-то хрупкую «сверхлимитную» вещь, которая может разбиться в случае сдачи в багаж, но в то же время по своим габаритам не может быть взята в самолет. В таком случае, при согласовании с авиаперевозчиком, а в отдельных случаях и с экипажем воздушного судна (ведь речь идет о безопасности) все же находятся оптимальные решения.

— Насколько мне известно, были даже случаи, когда пассажиры проносили с собой в отделение бизнес-класса самолета телевизор, который мог бы разбиться в багажном отделении. Возможно ли такое в МАУ?

— Все зависит от размеров телевизора и загрузки самолетов. Если же говорить в общем, то понятно, что существуют формальные ограничения, лимитированные размеры багажа и пр. Но в то же время, если человек летит в бизнес-классе (там больше места в салоне) с ребенком и ему нужны какие-то «сверхлимитные» коляски или иные приспособления, то, скажем, наша авиакомпания обязательно пойдет ему навстречу.

— Чем в самолетах отличается салон бизнес-класса от эконом-класса?

— В сравнении с экономическим в салоне бизнес-класса увеличен шаг кресел (то есть расстояние между ними. — Ред.), что, естественно, способствует более комфортному полету. Насколько это важно, лучше всего поймут те, кто хоть однажды летал на длительные расстояния. А в салоне бизнес-класса практически всегда есть свободное пространство, поскольку он очень редко бывает заполнен до отказа. Когда человек сидит в кресле и рядом с ним никого нет, он, к примеру, может сидеть у окна, раскрыть соседний столик и что-то на нем писать, на другой поставить поднос с едой. За счет дополнительного комфорта можно в спокойной обстановке работать и во время полета. А в эконом-классе вокруг пассажира заняты все места и поэтому он может чувствовать себя несколько стесненно.

Еще один немаловажный момент. В бизнес-классе, как правило, есть гардероб, где будет аккуратно висеть верхняя одежда пассажира. А это вовсе не мелочь, ведь появиться на деловых переговорах в мятом пиджаке или верхней одежде — это значит, безнадежно испортить о себе впечатление.

В салонах бизнес-класса работают самые опытные и квалифицированные бортпроводники, которые способны оказать помощь психолога, хирурга, травматолога — кого угодно. Ну и, конечно же, по сравнению с эконом-, в бизнес-классе улучшенное меню и более широкий выбор напитков в баре. Скажем, на рейсах «МАУ» предлагаются стандартные закуски, а основное блюдо пассажир может выбирать из трех вариантов. Как правило, в бизнес-классе горячее питание включает блюда из курицы, свинины, рыбы, а в эконом-классе — из говядины. Кроме того, в бизнес-классе есть дополнительные салаты, блюда более изысканные.

Напитки бизнес-класса — это коньяк, виски (ирландский или шотландский), херес, мартини, шампанское, ликер, пиво, джин-тоник, разнообразные соки. В эконом-классе выбор поменьше.

— А может ли пассажир сам поучаствовать в подборе «полетного» меню?

— Конечно. При оформлении билета и на регистрации у пассажиров есть возможность предварительно заказать определенное меню. Наиболее распространенные «индивидуальные» заказы — вегетарианские и «мусульманские», детские, а также блюда из морепродуктов.

Что же касается людей, чьи кулинарные пристрастия не ограничиваются, к примеру, религиозными взглядами, то и их вкусы мы в «МАУ» тщательно изучаем. Поскольку пассажиры, которые часто летают, не любят есть одно и то же, мы ежемесячно обновляем меню. Возможно, в ближайшем будущем будем делать это еще чаще. При таких кулинарных «ротациях» учитываем высказываемые пожелания пассажиров и даже мнения тех, кто ничего не говорит. А знаете как? Интересуемся у бортпроводников (несмотря на то, что это может быть не совсем этично), что осталось на подносе. Они говорят, какие блюда идут на «ура», а какие не очень. Исходя из этого, мы также корректируем меню.

— Допустим, «бизнес-классовцу» в полете нужно поработать в интернете. Такая услуга не предусмотрена?

— У нас пока возможность работы в интернете во время полета не предоставляется. Хотя это технически реально, и некоторые авиакомпании над этим усиленно работают, а другие уже этого добились. Но в основном это характерно для дальних рейсов.

— Преимущества бизнес-класса более-менее ясны. Интересно узнать, насколько отличаются тарифы бизнес- и эконом-классов?

— Скажем, в «МАУ» стоимость полета в эконом-классе в Германию колеблется от 350 до 842 у. е. туда и обратно, а в бизнес-классе достигает 1236 у. е. Но при этом следует принимать во внимание, что в диапазоне тарифов эконом-класса господствует принцип: чем ниже стоимость билета, тем больше ограничений. Скажем, вы должны совершить полет туда и обратно, уложившись в определенные сроки (как правило, в пределах месяца). Или еще: приобретя «экономический» билет, нельзя менять дату вылета (а вдруг форс-мажорные обстоятельства и нужно срочно перенести поездку?). В принципе разница в тарифе бизнес-класса и высшего тарифа эконом-класса сопоставима с расходами на проживание в отеле на протяжении 2—3 суток.

Бизнес-класс предоставляет пассажирам возможность при необходимости изменять даты вылета, корректировать направление полета, что особенно важно для деловых людей. Именно эти факторы, несмотря на разницу в цене, и делают бизнес-класс таким удобным. А ведь есть еще и, скажем так, элемент престижности. Ведь когда бизнесмен прилетает, к примеру, на переговоры бизнес-классом, то и отношение к нему зарубежных партнеров более уважительное.


Виды спецпитания, которое может заказать пассажир

  • — вегетарианское;
  • — для детей до 2 лет;
  • — для детей от 2 до 12 лет;
  • — диетическое;
  • — для диабетиков;
  • — мусульманское;
  • — из морепродуктов;
  • — кошерное.

Основные отличия бизнес- и эконом-классов

Услуги Эконом-класс Бизнес-класс
Регистрация У общей стойки в порядке очереди У отдельной стойки, где практически нет очередей
Бесплатный провоз багажа 20 кг 30-40 кг
Ожидание вылета В общем зале В специально оборудованных залах с бесплатным буфетом и возможностью воспользо-ваться оргтехникой и средствами связи
Возможность взять в самолет ручную кладь Одно место Два-три места
Дополнительный комфорт на борту самолета Стандартный салон Увеличенное расстояние между креслами, гардероб
Обслуживающий персонал Стандартно подготовленные бортпроводники Наиболее квалифицированные стюардессы и стюарды
Питание на борту самолета Строго определенный набор блюд и напитков Улучшенное меню, разнообразный бар,возможность выбора блюд
Возможность сдачи билета, переноса даты вылета Строгая привязкак дате вылета, в отдель-ных случаях - невоз-можность сдать билет При необходимости пассажирможет изменить дату вылета,скорректировать направле-ние полета
Указанные в таблице отличия могут варьироваться в разных авиакомпаниях мира
Контракты №32 / 2003


Вы здесь:
вверх