логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Туполев» обвиняет «Антонова» в плагиате Олег ГАВРИШ - «Контракты» №32 Август 2003г.

2 августа в Киеве прошла презентация второго опытного образца нового ближнемагистрального самолета Ту-334, созданного на российском ОАО «Туполев» и собранного на Киевском авиационном заводе «Авиант» в рамках межправительственного соглашения. Накануне презентации разразился скандал: по мнению россиян, украинский аналог Ту-334 — Ан-148 — слишком похож на туполевскую машину. Двумя днями ранее АНТК им. Антонова как раз завершил стапельные работы на фюзеляже второго летного экземпляра Ан-148.


Россияне считают, что украинцы сознательно пошли на плагиат

Ту-334 — российский ближнемагистральный турбореактивный самолет на 102 пассажира и дальностью полета до 3150 км. Первый полет самолета Ту-334-100 состоялся 8 февраля 1999 года. В настоящее время производство базового самолета Ту-334-100 налажено на киевском «Авианте» за счет собственных средств завода. Комплектация самолета, выпущенного на киевском заводе «Авиант», осуществляется на 80% в России, на 20% в Украине, сборка производится в Украине. Стоимость самолета составит $15 млн. До 2010 года ОАО «Туполев» планирует продать порядка 170 экземпляров Ту-334. Две компании — «Финансовая лизинговая компания», «Ильюшин финанс» — уже изъявили желание эксплуатировать самолет, а по словам первого замглавы Росавиакосмоса Валерия Воскобойникова, на сегодняший день уже поступило более сотни заявок на Ту-334. Согласно оценкам российских экспертов, до 2010 года Ту-334 должен стать основным российским ближнемагистральным самолетом и выполнять 80% внутренних рейсов.

Как рассказал Игорь Шевчук, президент ОАО «Туполев», «проект Ту-334 был определен программой развития гражданской авиации России до 2013 года, а дата завершения сертификации самолета определена постановлением российского правительства в декабре этого года». Начало эксплуатации Ту-334 ожидается в 2004 году.

По словам Шевчука, «еще во времена СССР киевский завод «Авиант» готов был приступить к производству этого самолета и по этой причине была утверждена производственная кооперация между российскими производителями и «Авиантом» в части выпуска этого самолета». Участники производства со стороны России — Ульяновский авиационный завод, Казанское авиационное производственное объединение, Таганрогский авиастроительный завод и сборочный завод РСК «МиГ». В перспективе завод РСК «МиГ» определен как основное сборочное предприятие для производства Ту-334, однако часть самолетов все-таки запланировано собрать в Киеве, на чем, по словам Шевчука, настаивала украинская сторона. Российско-украинское соглашение предусматривает сбыт самолета на паритетных (50% на 50%) условиях.

Как рассказал представитель ОАО «Туполев», основная причина, по которой Украина захотела получить заказ — якобы желание АНТК им. Антонова, которое не имеет должного опыта в выпуске пассажирских самолетов, частично скопировать Ту-334. Что и было реализовано, по словам представителя ОАО «Туполев», при выпуске украинцами нового самолета Ан-148. АНТК, утверждают в ОАО «Туполев», скопировало такие части самолета, как двигатель, устройство крыла, электронику, шасси... «Собственником документации на самолет является «Туполев», мы работаем с авиационными заводами, но это не значит, что завод может копировать наши изделия», — заявляет Шевчук.

В АНТК им. Антонова отрицают свою причасность к плагиату, утверждая, что «Ан-148 имеет собственную специфику и целиком и полностью разработан нами, а двигатели вообще производятся в Германии».

Как бы там ни было, Россия решила подстраховать себя от возможных неприятных неожиданностей и 2 августа в Киеве вице-премьеры Украины и России Виталий Гайдук и Борис Алешин подписали дополнение к соглашению между странами в области авиастроения от 1997 года. Рамочный документ предусматривает включение в приоритеты сотрудничества в области авиастроения проектов создания новых Ан-148. По данным пресс-службы Кабинета Министров Украины, «это означает, что Ан-148 будет строиться совместными усилиями». По утверждению представителя ОАО «Туполев», «Россия будет следить за тем, чтобы использование наших технологий в украинском самолетостроении было выгодно не только нашим киевским коллегам».

Украина планирует начать поставки нового регионального Ан-148 на рынок СНГ в 2005 г.

По словам генерального конструктора АНТК им. Антонова Петра Балабуева, новый региональный реактивный Ан-148 пассажировместимостью до 80 человек, строящийся АНТК им. Антонова совместно с предприятиями Украины и РФ, по плану должен выйти на рынок СНГ уже в 2005 году. Предполагается, что уже до конца года будет собран первый опытный образец головной партии, который будет поднят в воздух не позднее апреля 2004 года. Окончание сертификационных испытаний и получение сертификата типа самолета намечено на 2004— 2005 год. Серийное производство Ан-148 будет развернуто на Харьковском авиазаводе, причем начало поставок в эксплуатацию намечено на 2005 год. Генконструктор отмечает, что новый Ан-148 должен выйти на рынок СНГ первым в своем классе. По его словам, сегодня Ан-148 на 2—3 года опережает по срокам реализации проект аналогичного нового регионального Russian Regional Jet (RRJ), строящегося российскими компаниями «Илюшин», «Яковлев» и ОКБ Сухого.

Минимальная потребность рынка СНГ в Ан-148, согласно экспертным оценкам, — 160—180 самолетов, ориентировочная емкость рынка — 300—500 самолетов. Намерение приобрести Ан-148 для своего парка в 2005—2006 году уже подтвердила российская «Волга-Днепр». Стоимость нового пассажирского самолета составит около $15—16 млн.

Контракты №32 / 2003


Вы здесь:
вверх