логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Транспортный хит сезона Владимир КАТКЕВИЧ - «Контракты» №32 Август 2003г.

Самая заметная новинка отрасли 2003 года — это, без сомнения, контрейлерные поезда «Ярослав» (Киев—Славкув (Польша) и «Викинг» (Ильичевск/Одесса—Клайпеда (Литва). Впрочем, пока развитие в Украине контрейлерных (комбинированных автомобильно-железнодорожных) перевозок не подкреплено грузовой базой.


Фото Игоря СМИРНОВА

Распоряжением Минтранса Украины с мая предоставлены максимальные скидки (50%) на перегрузку контейнеров, предназначенных для перевозки контрейлерными (железнодорожно-автомобильными) поездами, Одесскому и Ильичевскому морским портам. Для сравнения: скидка на любые другие контейнеры в указанных портах вдвое меньше. Таким образом, ведомство продвигает новую услугу: контрейлерные поезда «Ярослав» (Киев—Славкув (Польша) — запущен в апреле и «Викинг» (Ильичевск/Одесса—Клайпеда (Литва) — стартовал в феврале. Составы из специальных платформ для перевозки груженых автомобилей-ТИРов и контейнеров обеспечили надежную и быструю доставку грузов по упрощенной таможенно-пограничной схеме, согласованной между государствами — участниками маршрутов. Время в пути «Ярослава» — 39 час., «Викинга» — двое суток. Для сравнения: автоперевозчики, передвигаясь самостоятельно, затрачивают на пересечение Украины до 4 суток, по маршруту Одесса—Клайпеда — до 10.

Выигрыш грузовладельца налицо: регулярность движения (график поездов, еженедельный на Клайпеду и дважды в неделю — на Славкув, выдерживается вне зависимости от загрузки); сохранность груза и автотранспорта; отсутствие пограничных и таможенных проволочек; минимизация затрат на перевозку за счет конкурентоспособного перевозочного тарифа, экономия ГСМ и отсутствие поборов на маршруте.

«Ярослав» не справляется, а загрузка «Викинга» не превышает 10—20%

Преимущества контрейлерных перевозок в равной степени относятся к обоим поездам, однако степень их реализации на сегодня различна: польское направление стремительно прогрессирует, в то время как литовское близко к коллапсу. Уже за первые 4 месяца работы «Ярослав» продемонстрировал почти 50-процентную прибавку грузооборота. Практически двукратное превышение спроса над предложением позволило 7 июня запустить на линию второй поезд равной грузоподъемности (30 платформ). За календарное полугодие на Польшу перевезено более 400 ед. автофургонов-ТИРов. За аналогичный период объемы перевозок «Викинга», стартовавшего кварталом ранее, не превысили с украинской и литовской стороны 200 и 40 ед. большегрузного автотранспорта соответственно (для сравнения: только за первые два месяца работы «Ярослава» и только в Польшу перевезено свыше 160 ед.). Загрузка «Викинга» не превышает 10—20%, с учетом контейнерной составляющей. Не удается найти грузы в обратном направлении; диспропорция спроса со стороны Украины и Литвы — 4:1 соответственно.

По признанию вице-министра транспорта и коммуникаций Литовской Республики Валериюса Пономареваса, проблемы «Викинга» связаны с недостаточной коммерческой проработкой проекта, отсутствием у организаторов четкого представления о грузовой базе маршрута и рыночном сегменте услуги. Причину прогресса «Ярослава» литовская сторона усматривает в наличии «рогаток» на украинско-польской границе. Викторас Харалашкинас, менеджер компании «KLASCO» (Клайпеда) — литовского оператора поезда «Викинг»: «Вероятно, успех «Ярослава» связан с существующими формальностями на границе, где автомобилисты обычно простаивают по трое суток. Вероятно, на наших границах не настолько велики проблемы с таможенно-пограничными процедурами».

Объемы контрейлерных перевозок увеличатся благодаря платным автобанам?

Операторы «Викинга» оценили срок выхода линии на уровень рентабельности в 2 года. Их оптимизма не разделяют украинские экспедиторы, пророчащие маршруту судьбу контейнерного поезда «Балтика» (Ильичевск/Одесса—Гданьск/Гдыня). Фальстарт последнего в 2001 г. обусловили различная ширина железнодорожной колеи двух стран, отсутствие загрузки маршрута, а также недостаточная заинтересованность польской стороны.

В случае «Викинга» заинтересованность все же есть: украинская сторона обеспечивает перевозки товара на экспорт (пищевые продукты, изделия деревообработки, мокросоленые шкуры); литовская — транзит грузов (норвежская и исландская мороженая рыбопродукция). Литовские участники проекта рассчитывают на скандинавские грузы (в т. ч. потребительские товары, продукты питания, рыбопродукция) через Украину в Грузию, Армению, Азербайджан, Турцию. Ведутся работы по привлечению турецкого транзита в обратном направлении.

Со стороны грузинских и молдавских производителей имеется заинтересованность в транспортировке на Литву и далее подакцизных товаров (вина, табачных, кондитерских изделий). Поскольку на сегодня разрешительной основы для перевозок подакцизных товаров поездом «Викинг» не имеется, литовская сторона выступила инициатором ее разработки на межгосударственном уровне. В обращении руководителей проекта «Викинг», направленном в соответствующие департаменты Украины, Беларуси, Литвы, предлагается открыть на маршруте пункты пропуска для подакцизных грузов и предусмотреть соответствующие контрольные процедуры.

Перспективы проекта «Ярослав» его авторы связывают с ростом украинского автомобильного грузопотока в направлении Польши, Словакии, Чехии, годовой объем которого оценивается в 2 млн тонн ($1,9 млрд). Однако суммарная доля контрейлерных грузов через Украину пока не превысила 0,1% внешнеторгового оборота (по итогам года — $35 млн). Если учесть, что в структуре автомобильных перевозок наблюдается почти двукратное превышение импорта над экспортом, перспективы загрузки контрейлерных маршрутов выглядят еще проблематичнее. Диспропорция экспорта-импорта в контрейлерных перевозках еще выше — порядка 4%—96%.

По мнению Минтранса Украины, дополнительным импульсом развития контрейлерных перевозок послужит внедрение системы платных автодорог, направление которых совпадает с ориентацией основных грузопотоков, в т. ч. транзитных, через Украину (Одесса—Киев; Косыны—Киев; Львов—Броды; Киев—Харьков). Планируемый уровень платы за проезд ориентирован на коммерческих грузоперевозчиков; длина участков, подлежащих сдаче в концессию, уже превышает порог рентабельности контрейлерных перевозок (300—500 км).

По оценке украинских специалистов, рентабельность контрейлерного маршрута обеспечивается для автоперевозчиков тарифом порядка $1200 за перевозочный цикл, для железной дороги — доходной ставкой порядка $950 за одну фуру. Заниженные вдвое против уровня рентабельности тарифы «Ярослава» и «Викинга» ($290 и $400 соответственно) увеличивают ценовую привлекательность маршрутов. Правда, для поддержки интереса клиентов требуется соблюдение ряда дополнительных условий: ликвидация дефицита специализированного подвижного состава (по оценке заместителя директора транспортно-экспедиторской компании «FORMAG» Андрея Малышкина, в настоящее время нехватка фитинговых платформ усугубилась их некачественным ремонтом, что приводит к срыву гарантированных сроков доставки грузов); обеспечение скорости прохождения маршрута порядка 1 тыс. км/сут.; жесткое соблюдение графика поездов; выполнение таможенных процедур за время погрузочных работ.

Фактор дополнительных затрат на платных автобанах, наряду с несовершенством украинских контрольных процедур, усиливает интерес экспедиторов Львова, Харькова, Донецка, Запорожья и ряда других регионов Украины к контрейлерным перевозкам, в т. ч. внутренним. Пока же данная категория клиентов изолирована от центров формирования контрейлерных поездов (Одесса, Киев).

Пути развития путей

До трети импортно-экспортного грузопотока Украины приходится на морской транспорт, однако только один из двух поездов — «Викинг» — формируется в порту. Вячеслав Боровский, директор транспортно-экспедиторской компании «Полярис»: «Мы рассматривали вариант использования «Ярослава» для доставки морских грузов из Одесского порта в направлении Польши. Тарифы вполне привлекательны, однако проблемой остается отсутствие согласованной железнодорожной доставки груза на участке Одесса—Киев. Наши обращения в министерство пока остались без ответа».

Компания «FORMAG», стоящая у истоков формирования первых в независимой Украине контейнерных поездов (Одесса—Москва), придерживается особой точки зрения на украинские контрейлерные перевозки. По мнению Андрея Малышкина, попытка связать контрейлерными маршрутами морские порты Европы (проект «Викинг») изначально обречена на неудачу, поскольку основной потенциальный грузопоток — контейнеры — давно и прочно удерживается мировыми морскими перевозчиками. Идея «Викинга» фактически повторяет проект трансконтинентальных перевозок через Америку между портами Атлантического и Тихого океанов. Однако эффективность американских маршрутов связана с вытянутостью континента в меридиональном направлении, тогда как Европа быстро и по графику огибается морским путем, и никаких проблем с внутренними таможнями.

Проекты, подобные «Ярославу», ориентированные внутрь континента, лишены подобного недостатка, но имеется иной: маршрут отсечен от морского грузопотока контейнеров и автомобилей. «Викинг» же перспективен с точки зрения доставки морских грузов в сухопутную Беларусь. С такой перспективой отчасти солидарна компания «KLASCO», отметившая факт отправок через Одесский порт на Колядичи 40-футовых контейнеров с турецкими комплектующими для белорусского телевизионного завода «Рубин». Со стороны Литвы перевозок на Беларусь пока не было, однако уже имеются перевозки с Клайпеды в Киев (продукты питания, потребительские товары). В то же время «KLASCO» констатировала перевозки Клайпеда—Ильичевск, Клайпеда—Грузия через Ильичевск, что идет вразрез с убеждением украинского экспедитора в нецелесообразности сухопутного маршрута между портами.

О перспективности внутриконтинентальной контрейлерной доставки грузов говорит тот факт, что администрациями железных дорог Литвы, Украины, Беларуси сформированы тарифные ставки поезда «Викинг» на перевозки транзитных и экспортно-импортных грузов назначением на промежуточные пункты маршрута. В Литве это станция Понеряй (под Вильнюсом), а также две портовые станции, обслуживающие Клайпедский порт — Драугисте и Клайпеда; в Беларуси — Колядичи (под Минском); в Украине — Лиски (Киев), а также две припортовые (на Ильичевский и Одесский порты). Цель — повышение заинтересованности в маршруте «Викинг» внутренних импортеров и экспортеров.

Планов громадье

На сегодня в недрах Минтранса разрабатывается ряд новых направлений международных контрейлерных перевозок. В стадии переговоров — создание маршрутов Украина—Венгрия—Австрия, Украина—Германия (последний — с подключением Франкфуртского логистического узла). Переговоры с основными западноевропейскими партнерами намечено завершить к концу года с тем, чтобы уже к 2004 году Украина имела сеть транснациональных контрейлерных маршрутов. К этому времени планируется изготовление дополнительного парка специализированных железнодорожных платформ в количестве 80 ед.

Что касается декларируемой со стороны Украины заинтересованности в транзите, то украинские экспедиторы имеют свое мнение на этот счет. По их оценке, украинские таможенные службы, будучи материально не заинтересованными в оформлении транзита, сводят на нет усилия перевозчиков по созданию благоприятных тарифных и технических условий перевозок. Отсюда — падение обьемов транзита через Украину, наметившееся в текущем году.

В этих условиях попытка Минтранса «подверстать» контрейлерные планы к Западной Европе выглядит переключением ведомственных амбиций в плоскость политических деклараций. До сих пор министерские планы были скромнее: с середины прошлого года готовилась программа развития международных контрейлерных перевозок, где в качестве перспективных фигурировали ближайшие соседи Украины — Польша, Чехия, Словакия. Цели программы были утилитарнее: преодоление дефицита международных, прежде всего, польских разрешений на автомобильные перевозки; сокращение транзитного времени автоперевозок через Украину.

Что касается контрейлерного проекта Ильичевск—Санкт-Петербург (через Москву) в рамках соглашения между транспортными ведомствами двух стран, подписанного в декабре 2002 года, то до конца нынешнего года предстоит выполнение пункта «разработка предложений».

Контракты №32 / 2003


Вы здесь:
вверх