логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Ситцевая свадьба антидемпинга - «Контракты» №32 Август 2003г.

Возрождение украинской хлопчатобумажной промышленности сдерживает российский импорт


Рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

Как известно, «свято место пусто не бывает» — природа не терпит пустоты, а уж бизнес — и подавно. Поэтому стоит местному производителю уйти из какого-либо сегмента рынка, как его тут же занимает импортер. За годы «экономического спада» в Украине таких рыночных ниш образовалось немало. А это зачастую приводит к инициации антидемпинговых расследований. И если об одних из них (спичечных, «лампочных») слышали практически все, то о других знают немногие. Например, интересная ситуация сложилась на рынке тканей х/б: возрождающаяся текстильная промышленность Украины столкнулась с засильем на рынке дешевой российской продукции.

Ситуация пару лет назад

Всем известно, что хлопок в промышленных масштабах в Украине не растет, но многие знают, что в Украине он обрабатывается и превращается в ткань. Естественно, что кризис развала СССР и последующей перестройки экономики не мог не ударить по такому сырьезависимому производству. В результате в Украине все три (Донецкий, Херсонский и Тернопольский) хлопчатобумажных комбината (ХБК) перешли в режим выживания. Объемы производства упали, предприятия работали по убыточным давальческим схемам и несли убытки. При этом ткани х/б были и остаются одними из самых востребованных и имеющих широкий спектр использования: от постельного белья до вечерних платьев «от кутюр».

Вскоре ситуация на рынке стабилизировалась за счет дешевого российского импорта. Российские ткани по доступным ценам потоком пошли в украинские магазины и на швейные фабрики. По идее, такой поток должен был окончательно добить украинских производителей, ведь кроме явных причин (низкие цены, более дешевые энергоносители, большие объемы производства и т. п.) российская ткань имела и «неявные» (читай «не совсем законные») преимущества. А именно: существенные льготы при импорте (ткани х/б находятся в списке свободной торговли). Плюс занижение инвойсных цен импортерами и, как следствие, уменьшение расходов на пошлины и НДС... Все это, по оценкам отечественных производителей, позволило российским тканям захватить до 80% процентов украинского рынка. Казалось бы, у украинского производителя шансов не осталось...

Тернопольское чудо ценой 10 миллионов гривен

Из достоверных источников «Контрактам» стало известно, что некий украинский производитель уже второй раз инициирует антидемпинговое расследование «по вопросу российского ситца». Первая попытка была неудачной — в ответе Минпромполитики посоветовало по этому вопросу подать жалобу в Межведомственную комиссию по международной торговле и вопросам европейской интеграции. Но упорный национальный производитель подал повторный иск. Этот упрямец — Тернопольский ХБК, ОАО «Текстерно». Предприятие, которое недавно сменило состав владельцев и начало успешно наращивать объемы производства.

Сравнительно недавно блокирующий пакет акций (26,18%) этого предприятия выкупила компания ООО «Лоджистик-Сервис». Подтянув к блокирующему пакету миноритарных акционеров, компания сформировала контрольный пакет акций и начала возрождать предприятие. Интересным является факт, что основным бизнесом «Лоджистик-сервис» являются нефтепродукты, а покупка ХБК — это своеобразный опыт переноса управленческих технологий в другой бизнес и диверсификация рисков инвестициями в производство.

Новые владельцы первым делом провели инвестиции в производство, погасили задолженности перед бюджетом и работниками комбината, реструктурировали долги по давальческому сырью. С одной стороны, это было условием конкурсной покупки акций, а, с другой стороны, не рассчитавшись со старыми долгами — не начнешь производство. Сбросив с комбината долговое бремя, новое руководство комбината принялось за перестройку системы производства.

Первый шаг: полный отказ от давальческой схемы работы, при которой стоимость сырья завышалась, а готовой продукции — занижалась. Далее — заключение прямых контрактов с поставщиками сырья и энергоносителей. Расчеты «живыми деньгами» и прямые контракты позволили получить конкурентноспособную цену продукции и повысить качество закупаемого сырья, что, в свою очередь, позитивно сказалось на качестве готовой продукции.

Следующий шаг — модернизация производства и осваивание новых, конкурентноспособных видов тканей. Качественные красители, оригинальные модные рисунки, широкий ассортимент — все это так же позитивно сыграло на рост объемов производства.

Казалось бы, все просто, но это дало результат: задолженность перед работниками сократилась с 1, 227 млн до 106 тыс. грн, на 60% погашены долги перед поставщиками и погашаются долги перед бюджетом. В 2002 году произведено было 32,8 млн кв. м ткани, оборот предприятия составил 132 млн грн. И вот здесь тернопольцы почувствовали на себе всю тяжесть российского импорта. Предприятие оказалось в ситуации, когда выгоднее продавать свои ткани в Европу (где главным критерием является качество, а не цена), чем работать на внутреннем рынке. Однако руководство «Текстерно» по-прежнему видит свой основной рынок сбыта в Украине.

Три товарно-экономических преимущества

Есть ли у тернопольцев шансы если не победить, то, по крайней мере, существенно потеснить на рынке россиян? Судя по всему, шансы весьма неплохие. Даже в текущей ситуации благоприятствования российскому импорту предприятие нашло ресурсы и отвоевывало существенную долю украинского рынка. За счет чего? Предприятие сделало ставку на соотношение цена/качество. Т. е. производить ткань европейского качества по конкурентоспособным ценам. Ставка была сделана на украинских партнеров, которые не гонятся за сиюминутной прибылью, а стремятся завоевать своего потребителя надолго.

Первым слагаемым качества и цены готовой ткани является сырье. В свое время Украина была мощным перевалочным пунктом средневосточного хлопка в Европу. Сегодня поток уменьшился раз в десять, но при известной сноровке покупателей в той же Одессе можно выкупить из транзитных партий достаточное количество сырья для комбината, при этом экономя от $ 100 до 200 на тонне.

Вторым слагаемым является уровень технологичности производства. На комбинате была проведена модернизация производства, закуплено и установлено новое оборудование, что позволило выйти на европейский уровень качества. Программа модернизации продолжается, и вскоре предприятие наладит выпуск ткани шириной до 190 см, что соответствует наиболее востребованным европейским форматам. Для этого уже в августе будет закончен монтаж линии австрийской компании «Циммер» стоимостью более 1,5 млн евро.

Третьей составляющей являются красители и модели узоров. Комбинат перешел на красители тканей нового поколения, которые производятся известными торговыми марками. Плюс к этому комбинат создал собственную дизайн-студию, которая занялась разработкой новых узоров и восстановлением традиционных национальных мотивов. Использовав эти три ресурса, компания вышла на режим стабильной работы. Но для дальнейшего роста предприятию необходимо, чтобы на рынке уровнялись правила игры. «Текстерно» не просит для себя льгот, а просит отменить льготы импортерам. Поэтому руководство ОАО уже второй раз инициирует антидемпинговое расследование.

Контракты №32 / 2003


Вы здесь:
вверх