логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Услуга для богатых и очень богатых Александр ДРАНИКОВ - «Контракты» №32 Август 2003г.

Лизинг как инструмент долгосрочного кредитования пока что не стал спасительным средством для предприятий автотранспортной отрасли, нуждающихся в обновлении подвижного состава. Недоступны в общей массе лизинговые инструменты и для «непрофильных» компаний, стремящихся обзавестись собственными служебными автомобилями.


Пробуксовка лизинговых механизмов особенно болезненно воспринимается на автомобильном рынке Украины. «Лизинговые услуги» присутствуют в предложении любого сколько-нибудь значимого автоторговца, независимо от того, что он продает — тяжелую технику или легковые автомобили. Все его предлагают, но далеко не все желающие могут им воспользоваться.

Согласно законодательству, у нас различают два вида лизинга —финансовый и оперативный. Финансовый лизинг предполагает переход права собственности на объект лизинга от лизингодателя к лизингополучателю и является, по сути, куплей-продажей с отсрочкой платежа. Оперативный лизинг, грубо говоря, это долгосрочная аренда. Законодательство в последнем случае предполагает обязательный возврат объекта лизинга лизингодателю, однако не запрещает выкуп лизингополучателем по остаточной стоимости имущества, находящегося в лизинге, чем и пользуются лизингодатели на практике. Оба вида лизинга сопряжены с целым рядом налоговых нюансов.

Финансовый лизинг практически не применим в наших условиях. Объект лизинга отражается в бухгалтерских балансах как лизингополучателя, так и лизингодателя. Не вдаваясь в детали, путаница настолько велика, что ступить в этот лабиринт с массой ловушек (в случае с лизингом автомобилей) отваживаются немногие. В качестве примера: в стоимость лизинговых платежей входят и расходы по страхованию объекта лизинга, которое изначально осуществляет лизингодатель. Лизингополучатель возмещает эти расходы посредством лизинговых выплат. Известны случаи, когда налоговая штрафовала лизингополучателя за то, что он платит в том числе и за страховку имущества, которое ему не принадлежит. С оперативным лизингом все несколько проще, но отнюдь не дешевле. Многие автотрейдеры рассказывали о том, что, просчитав все затраты при лизинге (особенно налоговые), каждый второй клиент, обратившийся «за машиной в лизинг», отказывается от этой затеи. Так или иначе, на автомобильном рынке превалирует именно оперативный лизинг.

Лизинг с «большим прицепом»

Традиционно лизинговые схемы наиболее востребованы при приобретении тяжелых грузовиков. Речь, в первую очередь, об автопоездах, работающих в дальнем грузовом сообщении. Типовая схема предложения автомобиля в лизинг выглядит следующим образом. Клиент делает предоплату в размере от 10 до 30% (конкретная цифра зависит от объема контракта, кредитной истории лизингополучателя и т. д.) стоимости автомобиля и получает машину в лизинг. Минимум на три года, максимум —на пять лет. На протяжении этого времени лизингополучатель осуществляет лизинговые выплаты ежеквартально равными частями. Лизинговый процент составляет 10—15% от остаточной стоимости машины, годовое удорожание авто — 6,8—10%. В итоге, если лизингополучатель по истечении срока договора лизинга выкупает автомобиль по остаточной стоимости, машина обходится ему на 21—50% дороже, чем если бы он приобрел ее сразу, единоразово выплатив полную стоимость автомобиля продавцу. Размер остаточной стоимости в каждом отдельном случае оговаривается отдельно.

Размах украинского лизинга грузовиков разные эксперты оценивают по-разному. Считается, что объем лизинговых операций в общей массе продаж составляет как минимум 15%, но не более 40%. В количественном выражении счет идет на сотни машин.

Удорожание автобусов при лизинге составляет примерно 35% от базовой стоимости

Потенциально рынок автобусов очень привлекателен для производителей данной техники — около 80% подвижного состава перевозчиков нуждается в обновлении. В данной ситуации реально работающий лизинг мог бы значительно облегчить положение как производителей автобусов, так и покупателей данной техники. Однако по причине отсутствия стабильной платежеспособности клиентов банки крайне неохотно идут на финансирование долгосрочных лизинговых схем. Максимальный срок, на который предоставляется лизинг, — три года. Цифровой порядок выплат такой же, как и при лизинге грузовиков. Среднестатистическое удорожание автобусов при лизинге составляет примерно 35% от базовой стоимости.

Суммарно объем лизинговых продаж автобусов не превышает 15% от общего количества такой техники, продаваемой в Украине — около 600 автобусов разных классов ежегодно. Складывается ситуация, при которой крупные автотранспортные предприятия берут под обновление парков банковские кредиты, поскольку это выгоднее, чем лизинг. Мелкие же компании, которым отказывают в кредитных линиях банки, и рады бы прибегнуть к лизингу, но для них этот путь закрыт в связи с высоким финансовым риском. Дороговизна этой услуги делает «неподъемными» лизинговые выплаты. Эта проблема особенно актуальна для региональных перевозчиков.

Лизинг для «жены шефа»

В сегменте легковых автомобилей лизинг присутствует исключительно как услуга от автомобильных дилеров, в двух словах именуемая как «автохозяйство под ключ для состоятельных клиентов». Было бы логично предположить, что наибольшим спросом по лизинговым схемам пользуются так называемые коммерческие автомобили: грузопассажирские пикапы, микроавтобусы и т. п. Однако в ходе опроса самых крупных операторов, представляющих на рынке более 10 автомобильных марок импортного и отечественного производства, стало понятным, что это не совсем так. В общей массе востребованных по лизингу «легковушек» коммерческие автомобили составляют не более 50%. Парк легковых машин, находящихся в лизинге, весьма разношерстен по моделям автомобилей и их функциональному предназначению. Здесь хватает и дорогих иномарок представительского класса, и «малолитражек», приспособленных под разъездные машины для менеджеров среднего и низшего звена преуспевающих компаний.

В одном из дорогих столичных автосалонов признались, что среди их клиентов модным считается брать в лизинг, допустим, машину для жены или для любимой секретарши. Очень удобно со всех сторон — если секретарша уволится, машина останется в личном служебном гараже шефа, да и со стороны налоговых органов вопросов к фирме никаких. Вдруг налоговая проверка, в ходе которой налоговики применили «косвенные методы», ответ готов: все живут по средствам, а дорогие иномарки им вовсе не принадлежат — это имущество лизингодателя, находящееся, по сути, в аренде. А если серьезно, то к преимуществам оперативного лизинга легковых автомобилей можно отнести следующее: автомобиль не отражается в составе активов, а привлеченный продавцом машины кредит для предоставления ее в лизинг — в составе обязательств компании-покупателя.

Покупатель освобождается от всех формальных процедур по постановке на учет, техническому обслуживанию, содержанию автохозяйства, отчислений в Пенсионный фонд. Лизинговые платежи частично относятся на валовые расходы предприятия-покупателя, что позволяет снизить налогооблагаемую прибыль. Через 2—3 года машина либо переходит на баланс лизингополучателя, после уплаты символической остаточной стоимости, либо она покупается компанией-продавцом (лизингодателем) по согласованной реальной рыночной стоимости (например, 45% от начальной) при условии того, что лизингополучатель берет в лизинг другой автомобиль у этого же торговца. Таким образом, без дополнительного отвлечения средств автопарк может быть обновлен через 2 года.

По подсчетам экспертов, украинский парк легковых автомобилей, реализованных посредством лизинговых схем, составляет примерно 15% от ежегодного общего объема продаж новых машин. Это от 15 до 18 тыс. автомобилей ежегодно. Наиболее типовой можно считать схему, при которой, выбрав автомобиль и подписав лизинговый договор, клиент выплачивает 30—35% стоимости автомобиля сразу, остальные 65% он оплачивает равными частями на протяжении последующих 2—3 лет. При этом удорожание автомобиля составляет как минимум 35%.

Для малого и среднего бизнеса лизинг автомобилей — непозволительная роскошь

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в секторе малого и среднего бизнеса для начинающих предприятий, работающих с нулевой (или невысокой) рентабельностью, лизинг автомобилей — непозволительная роскошь. Вступившие в силу с января этого года изменения в законы «О налогообложении прибыли предприятий» и «О налоге на добавленную стоимость» в очередной раз «перекроили» поле деятельности украинских предприятий. В частности, были введены ограничения на отнесение к валовым расходам предприятия стоимости аренды легкового транспорта. Интерес к лизингу со стороны клиентов-лизингополучателей в «тяжелых» сегментах автомобильного рынка также невысок из-за целого списка противоречий и разночтений в законодательных и нормативных актах.


Мнения специалистов

Тарас РУБАНЯК, председатель правления ЗАО «Бориспольский автозавод» (производитель автобусов малой вместимости «Эталон»):

— В условиях нынешнего правового поля банковская система и производители автомобильной техники не могут эффективно применять лизинговые механизмы для стимулирования спроса на новую технику. Многие наши клиенты отказываются от лизинга по причине дороговизны данной услуги. Немногим лучше обстоят дела с лизингом только в столичном регионе. В провинциях предприятия не в состоянии взять технику не то что в лизинг — им не под силу даже более дешевые банковские кредиты под обновление автомобильных парков. Что уж говорить о более долгосрочном, а значит, и более дорогом лизинге. В лизинг мы отдаем чуть больше 10% от общего объема реализации нашей техники.

Александр КОЩЕЕВ, начальник финансово- аналитического отдела ООО «Илта», официального импортера автомобилей «Пежо» в Украине:

— Сложность и запутанность законодательства, регламентирующего лизинговые операции, чреваты целым рядом финансовых потерь для клиента. Однозначно можно сказать, что это удовольствие только для богатых. Для любого дилера автомобильного производителя сопровождение лизинговых операций — достаточно трудоемкая процедура. С ростом нашего парка (на сегодня более 400 автомобилей, находящихся в лизинге) мы столкнулись с необходимостью содержания отдельного подразделения, занимающегося исключительно лизинговыми машинами. Это сказывается на стоимости продукта. Наш заработок на лизинге крайне невысок, он едва окупает наши затраты.

Контракты №32 / 2003


Вы здесь:
вверх