логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Удобные машины для «неудобных» дорог Сергей ЛУКЬЯНЧУК - «Контракты» №32 Август 2003г.

Темпы роста отечественного рынка автомобилей повышенной проходимости (внедорожников) поражают даже на фоне общего роста продажи легковых автомобилей, наблюдаемого сейчас в Украине. По данным информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг», за первое полугодие 2003 года объемы продаж внедорожников выросли на 58%. Для сравнения, рынок автомобилей за полугодие в целом вырос на 25%.


ВАЗ-2121 «Нива» Honda CR-V

Спрос: регионы идут вперед

Количество проданных в Украине в первом полугодии 2003 года внедорожников составляет 4812, а за этот же период прошлого года — 3043. Рост рынка внедорожников вызван целым рядом причин. Самая прозаичная — низкое качество дорожного покрытия заставляет автовладельцев выбирать машины с большей проходимостью. Олег Омельницкий, директор ИАГ «Автоконсалтинг»: «В последнее время дороги в Украине не улучшились, зато на рынке появились новые модели так называемых паркетных внедорожников, используемых преимущественно в городах — они позволяют комфортнее чувствовать себя на разбитом асфальте».

Следующая причина — региональный фактор. Исследования рынка показывают, что в этом году рост продаж внедорожников подкреплен в первую очередь регионами. Андрей Синявский, менеджер по маркетингу компании «ТСЦ Про-Авто» (официальный импортер Subaru): «Рост спроса в регионах чувствуется очень сильно. За прошлый год мы открыли три региональных дилерских представительства, и процесс расширения сети продолжается. Еще одно наблюдение — растет техническая грамотность и осведомленность клиентов в регионах, они все чаще выбирают не «стандартный вариант», типа седана бизнес-класса, а более функциональные внедорожники».

На рост спроса также повлияло появление новых моделей, очень быстро ставших популярными — обновленный Lexus RX330, KIA Sorento, Mitsubishi Outlander, VW Touareg, Nissan Murano, Infinity FX, Porsсhe Cayenne и др. Олег Омельницкий: «Продажа этих машин в Украине стартовала буквально в течение этого полугодия, показатели продаж уже исчисляются десятками и сотнями. Особо стоит отметить Mitsubishi Outlander, продажа которого началась в мае, но уже продано 64 автомобиля. Это очень удачный старт, думаю, Outlander, по результатам года, будет отмечен как успешный дебют года».

Цена: все зависит от евро

Все эксперты, с которыми консультировались «Контракты», считают, что некоторое повышение цен на внедорожники в Украине связано, в первую очередь, с ростом курса евро по отношению к доллару. Олег Омельницкий: «Рост цен на внедорожники, как и на другие импортные автомобили, вызван, в первую очередь, ростом курса евро к доллару. Это и вызвало рост цен на большинство европейских внедорожников и часть японских, которые продают через европейские склады». Кроме того, свою роль сыграли опасения покупателей, что будет принят закон, который повысит таможенные ставки на импортные автомобили. Соответственно, все пытались сделать покупку как можно быстрее, что позволило продавцам «играть» на ценах. В то же время для сегмента внедорожников не очень характерно накручивание цен ради дополнительного «заработка на повышенном спросе».

«По аналогии с традиционными легковыми машинами внедорожники можно разделить на ценовые группы по трем категориям: размеры, объем двигателя и ценовая категория, — рассказывает Юлия Кузьменко, ведущий эксперт по маркетингу ДП «АВТО Интернешнл». — Первая группа — малый класс, с двигателем 1,3—1,6 л и ценой 15—16 тыс. евро (например, Suzuki Jummy). Вторая — средний класс, с двигателем 2,0—2,5 л и ценой 21—27 тыс. евро (например, Suzuki Grand Vitara, Mazda Tribute 2,0); третья — класс «выше среднего», с двигателем от 2,5 л и ценой более 27 тыс. евро (Suzuki Grand Vitara XL-7 или Mazda Tribute 3,0)».

Анатомия внедорожника

Хотя внедорожникам свойственны весьма характерные признаки (кузов-универсал, высокий клиренс, полный привод, системы блокировки межосевых и межколесных дифференциалов, демультипликатор и т. п.), в разных моделях эти качества воплощены по-разному и в разных масштабах, и пока нет общепринятой схемы деления внедорожников на подклассы. Еще больше запутывает ситуацию то, что технические критерии классификации сплетаются с маркетинговыми определениями (например, термин SUV — Sport Utility Vehicle, «спортивно-практический автомобиль»).

Выделяют две группы внедорожников — рамные и с несущим кузовом (кузовные). Рамные (например, Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol или Mercedes G-класса) созданы для движения по «настоящему» бездорожью. Кузовные — по сути, легковушки с увеличенным клиренсом. «Рамные и кузовные внедорожники созданы для удовлетворения различных потребностей, — рассказывает Олег Стогний, начальник отдела продажи компании «Ниссан-Украина». — В рамных, обычно, используется механическая система полного привода с принудительным включением «раздатки». У большинства кузовных машин автоматическое включение — все происходит преимущественно без участия водителя. В частности, у кузовного Nissan Х-Trail режим автоматического включения полного привода: минимальное проскальзывание передней оси приводит к электронному включению заднего моста. Но самое главное, чего нет у так называемых паркетных внедорожников — это блокировка межколесных дифференциалов, есть только подключение межосевых дифференциалов».

В то же время кузовные внедорожники экономичнее, чем рамные с механической системой полного привода, поскольку обеспечивают плавное распределение оборотного момента между осями. Электронные системы распределения тяговых усилий на колеса по проходимости приближают эти машины к «настоящим» внедорожникам и позволяют двигаться в условиях умеренного бездорожья, уверенно держаться на скользкой дороге и т. д. На большой скорости на трассе рамные и кузовные внедорожники не сравнить: если на кузовных можно спокойно ехать со скоростью 160 км/час и быстрее, то на рамных происходит большое боковое раскачивание, растет опасность переворачивания.

Анатолий Марценюк, заместитель начальника департамента торговли компании «Ниссан-Украина»: «Кузовные и рамные внедорожники находятся в абсолютно разных ценовых диапазонах. Если кузовные внедорожники класса Toyota RAV4, Honda CR-V и Nissan X-Trail в ценовом диапазоне 25—30 тыс. евро (в зависимости от комплектации), то рамные внедорожники класса Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser, Chevrolet Taho — 45—55 тыс. евро, что почти вдвое дороже. Кузовной внедорожник «ест» в условиях города приемлемое количество бензина — литров 13—15, чем напоминает большой легковой седан. Но с клиренсом 200 мм — почти таким же, как у Patrol, будет вполне уверенно чувствовать себя в лесу, на песке, в «умеренной» распутице и на снегу».

«Паркетники» и SUV

Параллельно с термином «кузовные» используется понятие «паркетные внедорожники». Андрей Синявский: «Паркетник» — это автомобиль, который с самого начала позиционировался больше для поездок по городу, чем за его пределами. Основная черта «паркетника» — асимметричный привод, например, с соотношением не 50х50, а 80х20». Еще один распространенный термин для обозначения внедорожников — SUV. Андрей Синявский: «SUV — не синоним «паркетников», это, скорее, название нового класса автомобиля. Он рассчитан на молодежь или людей, ведущих активный образ жизни. Например, любителям маунтбайков, горных лыж и т. п. — SUV позволяет без проблем добраться до места, где можно идеально отдохнуть. SUV — не техническое определение автомобиля, а определение потребительской ниши. Типичный представитель SUV — Subaru Forester, недаром он получил звание «Лучший SUV» на конкурсе «Автомобиль года 2002 в Украине». Само название говорит за себя — машина изначально предназначалась для загородных поездок. У нее постоянный полный привод и демультипликатор, в некоторых версиях механических КПП, что позволяет сочетать комфорт и свободу передвижения.

Спрос и предложение

Пока на украинском рынке внедорожников преобладают «паркетники», среди них лидеры продаж — японские Nissan X-Trail, Toyota RAV4 и Honda CR-V. В отличие от середины 1990-х, когда были очень популярны американские внедорожники, сейчас «японцы» набирают обороты. Преимущество «японцев» — традиционно высокая надежность и техническое совершенство, эффектный дизайн — и подчеркнуто агрессивный (например, Nissan X-Trail), и более «мягкий» (Toyota RAV4).

Интересный сегмент — корейские внедорожники «новой волны» (например, КІА или Hyundai). «Корейцы» пользуются спросом благодаря хорошему соотношению «цена-качество», высокому техническому уровню, современному дизайну и т. д. Не удивительно, что количество корейских брендов на украинском рынке растет. Так, в августе компания «Авто Кредит» начнет продажу внедорожника SsangYong Rexton — автомобиля класса Ford Expedition с подвеской и двигателем, изготовленным по лицензии Mercedes и большим набором опциональных пакетов.

Европейские и американские бренды хотя и отстают от «азиатов» по количеству продаж, но спрос на них стабильно растет. Отдельную группу формируют внедорожники класса люкс — такие, как BMW X5, Mercedes M-класса или VW Touareg. Олег Стогний: «Если вы хотите комфортно ехать со скоростью выше 200 км/час и при этом ощущая себя владельцем джипа, выбирайте дорогой внедорожник. Такая машина замечательно «ведет себя» благодаря мощному двигателю и хорошей аэродинамике на скорости около 200 км, дает ощущения мощного, объемного, агрессивного, с высокой посадкой автомобиля».

В последнее время «паркетники» все чаще используются как второй автомобиль в семье — для жены. Преимущества «женских джипов» — повышенная безопасность, шире обзор и т. д. Поэтому спросом пользуются машины с заметной «женской стилистикой».

Спрос на внедорожники в Украине проявляет свою специфику

Генеральный директор компании «Авто Кредит» Александр Майборода считает, что украинский рынок в этом смысле отличается от европейского: «Вкусы наших клиентов можно сравнить, скорее, с американскими. Скажем, европейцы будут платить за хорошую комплектность, за небольшие размеры внедорожника. Американцы считают, что внедорожник должен быть большим. И в Украине то же — если есть деньги, покупатель хочет купить автомобиль самый большой из возможных». Анатолий Марценюк: «Все больше украинцев хотят ощущать себя владельцами «настоящих» внедорожников класса Leаnd Cruiser или Patrol, но финансово не дотягивают. Но и легковые седаны им надоели. Поэтому они покупают идеологически промежуточный вариант между «настоящими» внедорожниками и седанами. С одной стороны, ощущения практически те же, что и в «настоящем» внедорожнике, а с другой — намного дешевле».

Западные аналитики рынка внедорожников сделали интересное наблюдение. Несмотря на то, что покупатели и «настоящих», и «паркетных» машин искренне стремятся, чтобы их автомобиль обладал внедорожными качествами, на самом деле 90% из них практически никогда не выезжают в условия «реального бездорожья», где эти качества можно использовать сполна. Но украинский рынок и тут имеет свою специфику. Все специалисты, с которыми говорили «Контракты», считают: «вездеходные» качества «внедорожников» в Украине — не маркетинговая приманка для покупателей, а реальная необходимость. Причина очевидна: общее состояние дорог, особенно в регионах, плохое и вряд ли улучшится в ближайшее время. Александр Майборода: «Ситуация с дорогами и машинами в Украине напоминает аналогичное состояние дел в странах Латинской Америки: многие люди в состоянии купить дорогие машины, и в то же время государство не в состоянии строить качественные дороги. Соответственно, есть потребность в автомобилях, которые при любой погоде преодолеют километр любой дороги — песок, грязь, снег, что угодно». С этим мнением соглашается Андрей Синявский: «С нашим климатом, когда с середины сентября до середины апреля автомобили месят грязь и снег, высокая проходимость машины весьма востребована. В таких случаях особенно удобен постоянный полный привод, не требующий включения. Водитель может даже не задумываться о том, работает ли полный привод, но если на дороге возникают проблемы, он себя проявит».

Покупатели современных рамных внедорожников особо взвешенно подходят к выбору. Сейчас много прибыльных организаций покупают рамные внедорожники — машины, которые действительно проходят свой миллион километров, имеют «бессмертную» подвеску, выдерживают нещадную эксплуатацию и т. п. Еще одна категория покупателей те, профессиональная деятельность которых предполагает много ездить по разбитым дорогам. Соответственно, большие рамные внедорожники — сейчас не столько автомобили для демонстрации статуса владельца, сколько «работяги», отрабатывающие затраченные на них средства.

Контракты №32 / 2003


Вы здесь:
вверх