логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Эмитентов будут проверять редко и по делу Елена ДОБРОНРАВОВА - «Контракты» №32 Август 2003г.

Этим летом Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку сработала не по сезону продуктивно. На прошлой неделе после утверждения в Минюсте вступили в силу сразу несколько нормативов Госкомиссии, регулирующих правоотношения на рынке ценных бумаг (о них читайте далее). Среди них и новые Правила проведения проверок деятельности эмитентов и саморегулируемых организаций на рынке ЦБ. ГКЦБФР четко определила обязанности и полномочия проверяющих, основания для проведения ревизий и порядок их осуществления, тем самым ограничив возможные злоупотребления со стороны контролеров.


ГКЦБФР сократила перечень оснований для проведения внеплановой проверки

Нормативно оформленная процедура проведения проверок участников фондового рынка появилась еще в 1997 году, вслед за утверждением Закона «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине». Очевидно, теперь Госкомиссия посчитала нужным подкорректировать ее в соответствии с нынешней ситуацией. «Ведь в 1997 году вопросы детенизации финансового рынка не стояли так остро. Не секрет, что ценные бумаги до недавнего времени достаточно часто использовались в различных сомнительных схемах по «накачиванию» уставных фондов, легализации доходов физических лиц, а также с целью вывода валюты за рубеж. Теперь проверяющим вменено в обязанность при проверке особое внимание обращать на недостатки в деятельности на рынке ценных бумаг эмитентов, торговцев ЦБ и других участников рынка, которые могут привести к неисполнению их обязательств перед государством, инвесторами и другими участниками рынка», — поясняет Владимир Гаркуша, директор аудиторской фирмы «Киевская Аудиторская Служба».

Понятно, что и права, обязанности, действия проверяющих в новых правилах также подогнаны под изменившиеся задачи контролирующих органов. Тем не менее эксперты считают, что наличие прописанного механизма взаимоотношений между проверяющими и проверяемыми гораздо полезнее для субъектов рынка, чем его отсутствие. «Детально прописанный алгоритм действий при проведении проверки всегда лучше, чем отсутствие порядка проверки как такового или размытые, общие положения законодательства, при которых кажущаяся мягкость и лояльность могут обернуться произволом», — подтверждает Альберт Сыч, юрист Адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры».

В новых Правилах закреплен стандартный набор возможных проверок — плановые и внеплановые. Однако теперь ГКЦБФР четко прописала периодичность проведения плановых проверок — не чаще одного раза в год, тогда как по старым правилам контролеры приходили к субъектам «согласно планам-графикам». И существенно сократила перечень оснований для проведения внеплановой проверки. К таковым отнесены поступление в органы ГКЦБФР письменного заявления о нарушении законодательства о ценных бумагах; актов (решений, приказов, определений) судебных органов или постановлений следователей. В то время как предыдущая версия Правил оставляла перечень оснований открытым. А сами основания были, что называется, «на все случаи жизни». Впрочем, и нынешний вариант оснований для проведения внеплановых проверок вряд ли порадует компании. Ведь ревизию может спровоцировать любой «доброжелатель», усмотревший в работе СПД нарушение и сообщивший об этом в Госкомиссию. Впрочем, теперь эмитент или организация сможет основательно подготовиться к приходу контролеров. Поскольку Правила обязывают сообщать им о предстоящей проверке за пять дней до ее начала.

Госкомиссия покончила с самозванцами

Среди позитивных моментов новой проверочной инструкции эксперты отметили четкую регламентацию подтверждения полномочий проверяющих и установление предельных сроков для проведения проверки. Итак, рабочая группа, пришедшая на проверку, обязана иметь потверждающие такое право документы. В удостоверении должны быть поименно перечислены участники рабочей группы по проверке, указаны ее руководитель, наименование проверяемого, сроки проведения ревизии. Удостоверения действительны на протяжении 30 рабочих дней и только в отдельных случаях могут быть продлены еще на 15 дней. «Таким образом, длительность проверки, не может превышать 45 дней. Хотя до этого длительность проверки, «как правило», составляла 30 дней», — уточняет Альберт Сыч.

Следует сказать, что Правила также предусматривают ведение учета и регистрацию выданных письменных удостоверений на проверку, что должно уменьшить излишнее рвение чиновников. К тому же, отныне в обязанности проверяющих входит вручение руководителю проверяемого эмитента или саморегулируемой организации второго экземпляра удостоверения. Наконец, полномочия должностных лиц ГКЦБФР на проведение конкретной проверки необходимо подтверждать соответствующим поручением. Так что, теперь контролеры самозванцы не должны появляться вообще.

Грядет проверка — самое время подумать о коммерческой тайне

Впрочем, юристы нашли в новых Правилах и некоторые скрытые опасности. В частности, теперь в обязанности контролеров не входит неразглашение информации, полученной во время проведения проверки, без разрешения проверяемого. Во всяком случае, свежая редакция Правил уже не содержит соответствующего положения. При этом, контролеры получили право изымать на срок до трех дней документы, подтверждающие факты нарушений законов. Учитывая это, юристы советуют руководителям принять дополнительные меры по повышению информационной безопасности своих компаний.

«Сейчас не лишним будет разработать положение или внутренний приказ о коммерческой тайне, где были бы четко определены ведомости, относящиеся к таковой. Это при проведении проверки освободит компанию от предоставления проверяющим определенных документов. Поскольку статьи 231 и 232 Уголовного кодекса предусматривают ответственность за незаконный сбор и использование ведомостей, составляющих коммерческую тайну, и разглашение коммерческой тайны», — советует Виктория Добровольская, юрист ЮФ «С. К. О. Форум».

Контракты №32 / 2003


Вы здесь:
вверх