логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Снова «рассекретили» собственников ценных бумаг Елена ДОБРОНРАВОВА - «Контракты» №32 Август 2003г.

Порцию регулирующих документов получили и реестродержатели. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку определила механизм проведения операций по блокированию акций в реестре акционеров и порядок предоставления информации регистраторами. Их снова заставляют сообщать в Госкомиссию не только о финансово-хозяйственной деятельности эмитента, но и делиться данными о крупных акционерах и собственниках ЦБ-нерезидентах.


рисунок Игоря ЛУКЬЯНЧЕНКО

У регистраторов появились новые обязанности...

На прошлой неделе вступили в силу изменения в Положение о порядке ведения реестров собственников именных ценных бумаг (внесены Решением ГКЦБФР № 253 от 3 июня). Госкомиссия более четко прописала действия реестродержателя в определенных ситуациях, при этом добавив ему дополнительных обязанностей и полномочий. Впрочем, эксперты считают отдельные регулирующие новации весьма полезными.

Прежде всего, Госкомиссия четко определилась с основаниям для регистрации блокирования ЦБ, которые учитываются на личном счете номинального держателя. Отныне таковыми являются постановление уполномоченного лица о наложении соответствующих санкций либо предоставленное реестродержателю решение суда. «ГКЦБФР сохранила прежний перечень органов, уполномоченных инициировать блокировку — суд, Госкомиссия. Однако при этом ГКЦБФР четко регламентировала собственные действия, которые могут послужить основанием для их регистрации. Если раньше это было расплывчатое «распоряжение», то теперь это может быть только постановление, порядок вынесения и обжалования которого четко прописан нормативными актами. Что позволяет эмитенту более эффективно оспорить действия контролирующего органа», — поясняет юрист ЮК «Тект-Реал» Майя Шмидт.

Вместе с тем, у регистраторов появилась новая обязанность — направлять уведомления номинальным держателям и самой Госкомиссии о блокировании всех ценных бумаг отдельного выпуска отдельного эмитента. Однако некоторые финансовые аналитики убеждены, что такие дополнительные функции реестродержателя позволят Национальной депозитарной системе работать более отлажено.

Кроме всего прочего, Госкомиссия ограничила круг органов, действия которых могут послужить основанием для отказа внести изменения в реестр. « Так, если раньше реестродержатель отказывал в таких изменениях на основании блокирования бумаг по решению Госкомиссии, суда, Антимонопольного комитета и иных органов государственной власти, то теперь решения этих «иных органов» не будут приниматься во внимание. — Полномочия блокирования оставлены лишь первым трем», — отмечает Майя Шмидт. Наконец, Госкомиссия регламентировала и саму процедуру блокировки ценных бумаг. Теперь в Положении о порядке ведения реестров собственников именных ценных бумаг прописаны конкретные действия реестродержателя, которые ему необходимо провести после получения постановления уполномоченного лица ГКЦБФР о наложении санкций за правонарушение на рынке ценных бумаг в виде прекращения размещения (продажи) и обращения ценных бумаг.

И новый повод судиться с Госкомиссией

Однако наиболее резонансным эксперты сочли другое Решение ГКЦБФР (от 24.06.2003 № 290), утвердившее Положение о составлении административных данных относительно деятельности по ведению реестров собственников именных ценных бумаг и подаче соответствующих документов в Государственную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Документ после регистрации в Минюсте вступил в силу 8 августа. Дело в том, что аналогичный норматив уже принимался Госкомиссией и был отменен решением суда. И вот теперь свет увидел практически его двойник.

«Вступление в силу этого Решения снова заставит регистраторов и эмитентов раскрывать информацию не только о финансово-хозяйственной деятельности эмитента, но и данные об акционерах общества, которые, во-первых, владеют свыше 10% акций эмитента; во-вторых, являются нерезидентами Украины. А это, в определенной степени, нарушает права вышеуказанных категорий акционеров», — считает Юрий Сошников, ведущий эксперт управления центрального регистратора ПриватБанка.

Впрочем, некоторые новации, в сравнении с предшественником, свежее Решение все же содержит. Прежде всего, в нормативе расширен понятийный аппарат и изменены некоторые трактовки. «Появились понятия «документ» и «журнал принятия документов», немного по-иному трактуется процедура составления информации. Указанные новшества являются весьма позитивным моментом, позволяющим более четко регламентировать деятельность реестродержателей», — говорит Майя Шмидт.

Кроме того, Госкомиссия увеличила сроки предоставления информации. Так, на один день продлен срок предоставления в ГКЦБФР документов, которые содержат ежегодную регулярную информацию. А все документы, содержащие нерегулярную информацию, должны подаваться в ГКЦБФР в течение трех рабочих дней после возникновения соответствующих изменений. Ранее трехдневный срок был установлен только для предоставления нерегулярной информации в случае приобретения права собственности государства на пакеты акций. При этом, если последний день предоставления документов является нерабочим, срок подачи отчетности продлевается до первого рабочего дня включительно.

Отдельно прописан порядок фиксирования документов, поданных в Госкомиссию в электронном виде. После принятия электронных документов ГКЦБФР будет высылать отправителю электронной почтой номер, под которым они зарегистрированы в журнале принятых документов. Если же отправитель не дождется соответствующей информации, его документ будет считаться не принятым.

Впрочем, весь этот позитив вряд ли уменьшит желание участников фондового рынка оспорить новое решение Госкомиссии. При этом, результат обжалования его предшественника говорит о том, что и новая попытка может быть весьма удачной. Разве что в этот раз суд может принять во внимание иные обстоятельства. Скажем, продолжающуюся кампанию по противодействию отмыванию грязных денег и связанную с этим необходимость повышения информированности контролирующих органов.

Контракты №32 / 2003


Вы здесь:
вверх