логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Украинские шампанское и коньяк могут исчезнуть Денис ПТИЦЫН - «Контракты» №33 Август 2003г.

ЕС готовится принять новое Соглашение о защите брендов, в основе которых лежит географическое название. В случае осуществления намеченного, многим украинским компаниям придется пересматривать маркетинговую политику.


Решение о защите известных географических названий, широко использующихся в качестве наименований товара, зрело в недрах Евросоюза уже давно. Скажем, Франция уже не первый год борется за единоличное право производить коньяк и шампанское. Наконец, именно сейчас ее цель может быть достигнута. На очередном саммите ВТО, который начнется 10 сентября в мексиканском Канкуне, европейские законодатели намерены представить на утверждение Соглашение о защите географического происхождения товаров. Так что уже в ближайшем будущем под защиту международного законодательства могут попасть названия сыров Gorgonzola и Manchego, итальянская «Пармская ветчина», алкогольные бренды Chablis, Champagne и Cognac.

«Инициативу ЕС можно только приветствовать, — говорит директор фирмы «ИНТЕЛС Интернешнл Нетворк Украина» (правовая охрана интеллектуальной собственности) Юлия Прохода. — Этот вопрос безусловно требовал правового урегулирования, чтобы, прежде всего, защитить интересы потребителя. Ведь географическое наименование — не просто фантазийное определение или «точка на карте». Относительно товара это показатель того, что он произведен в определенном месте. А его качества достигаются совокупностью природных и антропогенных факторов, характерных именно для этой местности. Иными словами, качество коньяка, разлитого в Крыму или Армении, не может сравниться с соответствующим алкогольным напитком из провинции Коньяк. Значит и названия у этих продуктов должны быть разными».

Если Всемирная торговая организация одобрит Соглашение, из наших магазинов исчезнут отечественные товары с названиями иностранных местностей. Ведь Украина серьезно намерена стать членом этой организации уже в следующем году. А значит обязана будет соблюдать ее правила. Стоит сказать, что некоторые наши производители и сами отказываются от иностранных названий своих продуктов. Скажем, Артемовский завод шампанских вин честно указывает на этикетке: «игристое вино» вместо привычного для нас «шампанское». Эксперты же полагают, что принятие Соглашения может быть даже выгодно украинскому производителю. Ведь наименования многих отечественных вин также «привязаны» к географическим наименованиям. Под защитой международного права окажутся и наши «нежинские огурчики» или «черновицкие колбасы».

Правда, пока никто не берется прогнозировать судьбу Соглашения — установлению нового порядка защиты авторских прав на торговые марки может помешать сопротивление США. Дело в том, традиции лоббирования интересов агросектора и исторически сложившиеся географические ареалы производства тех или иных продовольственных товаров и напитков достаточно сильны в Европе. Зато в Америке привыкли защищать товарные знаки, а не наименования мест происхождения товара.

Кроме того, эксперты указывают, что принятие этого Соглашения грозит ВТО новыми правовыми проблемами. «Сегодня в рамках ВТО уже действует соглашение «Аспекты прав интеллектуальной собственности, связанные с торговлей» (TRIPS), регламентирующее среди прочего защиту товарных знаков. Договор обеспечивает защиту товарному знаку по принципу «первый во времени — первый в праве». Кстати, он отдельно предусматривает дополнительную защиту вин и алкогольных напитков в случае использования в их наименовании географического названия места их происхождения. Новая же инициатива Евросоюза ставит под сомнение правомочность использования товарных знаков, давно применяющихся и находящихся под защитой соглашения TRIPS», так пояснил суть вероятной коллизии российским «Финансовым известиям» международный партнер юридической фирмы Baker &McKenzie Евгений Ариевич.

Контракты №33 / 2003


Вы здесь:
вверх