логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Строительные смеси – не только сухие Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №33 Август 2003г.

Второй, осенний, отрезок строительного сезона, когда активизируются отделочные работы, еще впереди. Но уже сейчас операторы рынка сухих строительных смесей подбивают первые итоги нынешнего года. Они радуют и производителей, ведь темпы роста рынка сохраняются, и покупателей, поскольку ведущие фирмы начали предлагать практически весь набор строительных смесей для любого вида работ, как говорится, из одних рук.


фото Сергея ДАВЫДКОВА

ДИНАМИКА РЫНКА
30% роста в год — еще не предел

Несмотря на позднее начало строительного сезона (только в апреле) в связи с затяжной зимой, председатель Ассоциации производителей сухих строительных смесей Юрий Спектор констатирует, что за первые семь месяцев года отечественное производство выросло на 20—25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Учитывая то, что основную массу сухих строительных смесей, выпускаемых в Украине, составляют смеси для внутренних отделочных работ, сезон активного спроса на которые длится до ноября-декабря, общий рост рынка в этом году может достичь 30—40%. Поэтому большинство экспертов считает, что объемы использования сухих строительных смесей в Украине превысят 500 тыс. т, а отечественное производство достигнет 300 тыс. т.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Рынок сосредоточивается в руках ведущих фирм

Некоторые крупные предприятия говорят о 50—60% роста производства по сравнению с прошлым годом. Следовательно, параллельно с ростом рынка начинается процесс его концентрации, что вполне естественно — например, в Польше, как и в Украине, насчитывается 100 производителей строительных смесей, но только 10 из них делают погоду на рынке.

За отечественный рынок соревнуются в первую очередь предприятия, входящие в Ассоциацию производителей сухих строительных смесей («Хенкель Баутехник (Украина)», «Фомальгаут», Павлограджилстрой, «Гелиос», «Полирем», «Бион-Импекс», ТММ), а также — «Атлант», «Артель», «Лидер», «РосКат», «Аквалит», «Мастер» и «Керамикс». Другие фирмы, по данным операторов рынка, работают в основном на свой регион и производят не больше 2,5—3 тыс. т смесей в год.

ИМПОРТЕРЫ
Ввоз смесей на цементной основе почти прекратился, на гипсовой — вскоре уменьшится

Крупные, а тем более мелкие, отечественные производители сосредоточиваются на смесях на цементной основе. На рынке смесей на гипсовой основе (штукатурки, шпатлевки, затирки для швов, анкерные смеси) доминируют заграничные производители — турецкие, молдавские (завод «CMC-Knauf»), французские (Semin), польские (Atlas) и финские (Optiroc). Также в объемах более 1000 т в год, по данным операторов рынка, импортируются смеси марок Litokol и Mapei (Италия) и Sopro (Польша). Среди них больше всего представлены турецкие производители, работающие в нижнем ценовом сегменте, от них намного отстает Knauf, представляющий смеси средней и дорогой категории, далее с немалым отрывом — отечественная продукция этой же ценовой группы. Немного меньше, чем все отечественные производители вместе взятые, продают смесей на гипсовой основе представители верхней ценовой группы — Semin и Optiroc (TM Vetonit).

Благодаря господствующему положению в гипсовом сегменте рынка на импорт приходится 40% всех сухих смесей, используемых в Украине. Однако отечественные производители уверены, что и этот сегмент рынка им удастся частично отвоевать. По словам директора львовской фирмы «Атлант» Олега Конопацкого, половину турецких смесей завозят контрабандным путем. Однако ожидаемое усиление таможенного контроля после недавнего заседания Совета нацбезопасности и обороны, посвященного этой теме, позволит сократить объемы контрабанды, в частности, турецких гипсовых смесей. А с официально завезенными турецкими смесями уже смогут конкурировать по цене отечественные производители, по крайней мере расположенные далеко от южных морских портов.

АССОРТИМЕНТ
Производителям мало одних сухих смесей

Хотя львиная доля спроса на сухие строительные смеси, как и раньше, приходится на три группы — клеи для плитки, наливные полы и гипсовые шпатлевки, производители в этом году продолжают непрестанно расширять ассортимент. Но активнее всего расширяют ассортимент почему-то фирмы, у которых уже сейчас сильные позиции на рынке и широкий ассортимент. Крупным и средним компаниям, таким как «Хенкель Баутехник (Украина)», «Полирем», Павлограджилстрой, «Атлант», «Гелиос», «Артель» уже стал тесен сегмент собственно сухих смесей. Они осваивают производство жидких веществ, необходимых для строительных работ: грунтовочных эмульсий, гидроизоляционных мастик, полимерных штукатурок, разнообразных грунтовок и специальных клеящих растворов.

«Сейчас мы производим и реализуем материалы практически под все виды работ и элементы конструкций», — сообщили представители «Хенкель Баутехник (Украина)». Компания вывела в этом году на украинский рынок группу материалов для укладки пола Thomsit, где среди 24 позиций только 6 являются собственно сухими смесями, а также жидкие материалы для монтажа облицовочной плитки и затирки швов для слабых основ и агрессивных сред.

«Мы избегаем разработки универсальных материалов, поскольку это экономически невыгодно», — объяснил главный технолог ООО «Хенкель Баутехник (Украина)» Евгений Карапузов. Похоже, нишу «универсальных» материалов, которые в любой сфере применения уступают по характеристикам специальным, ведущие производители оставили небольшим фирмам, выпускающим меньше десятка видов сухих смесей «на все случаи жизни» и до сих пор сбивающим друг другу цены так, что конкуренция уже идет за каждую копейку на килограмме.

Крупнейшие производители уже выпускают не 1—2, как в 1998—2000 годах, а 5—9 видов одного только клея для плитки — в зависимости от материала (кафель, мрамор), размера, места монтажа (стены, пол), сферы применения (кухня, ванная, фасад) и основы (прочная или слабая).

Активно отечественные производители осваивают и смеси для монтажа теплоизоляции. По данным Ассоциации производителей сухих строительных смесей, их выпускают уже 10—15 фирм. Неотложная потребность утепления фасадов, которую к тому же стимулируют новые нормы теплоизоляции сооружений, фактически не оставляет строителям другого выбора, как применять современные утеплители и, соответственно, сухие смеси для их монтажа. «Дело в том, что утеплители из-за своей специфической структуры плохо крепятся к обычному цементно-песчаному раствору — здесь нужны только специальные сухие смеси», — объясняет Ольга Ступина. Это предопределяет значительный потенциал этого сегмента рынка, который, по различным оценкам, сегодня составляет от 2 до 5% объемов реализации всех сухих смесей. Некоторые производители уже сейчас отмечают активизацию спроса на них. «По сравнению с прошлым годом объемы реализации смесей для монтажа теплоизоляции у нас выросли в 6 раз», — говорит Олег Конопацкий.

Крупнейшие производители даже разработали специальные системы утепления фасадов, включающие минераловатную или пенополистирольную теплоизоляцию, специальные смеси для монтажа того или иного вида утеплителя, армирующую сетку из стекловолокна, грунтовки, черновую и фактурную штукатурку. При этом все, кроме утеплителя и армирующей сетки, выпускает один и тот же производитель сухих смесей. На сегодня такие системы сертифицировали все члены Ассоциации производителей сухих строительных смесей. Цены на системы утепления фасадов колеблются от 6 до 13 у. е. за кв. м — в зависимости от марки смесей и утеплителя, а их монтаж обойдется еще в 8 у. е. за кв. м. При этом эффект от утепления фасадов довольно ощутимый: по данным фирмы «Фомальгаут», теплопотери кирпичной стены снижаются вдвое, а железобетонной — втрое.

Кроме того, некоторые производители сухих смесей предлагают другой вариант утепления — шпатлевки, штукатурки, наливные полы и клеи для облицовочной плитки с добавлением перлита — естественного теплозвукоизолятора.

КАЧЕСТВО
Об ISO 9001 большинство не хочет даже думать

Сертификация производства по правилам Международной организации стандартов (ISO), ставшая модной в некоторых отраслях отечественного бизнеса, в отрасли сухих строительных смесей пока слабо внедряется. Фирма «Фомальгаут», получив в первом полугодии нынешнего года сертификат качества ISO 9001, стала всего лишь третьей в отрасли после «Хенкель Баутехник (Украина)» и Павлограджилстроя, сертифицировавшей систему управления качеством по международным стандартам. Представители этих предприятий, следуя примеру Польши, где подобный сертификат имеют 2/3 производителей, отмечают, что большинство украинских фирм даже не думали о сертификации системы управления качеством. Только 5 отечественных фирм аккредитовали свои лаборатории по контролю за качеством, а половина даже не сертифицировали свое производство в УкрЦСМ.

С одной стороны, это доказательство динамичного развития рынка сухих смесей, который пока «глотает» все, что предлагают. В то же время производители основной своей проблемой называют недостаточное качество отечественного сырья — гипса, мела и даже цемента: их гранулометрический состав не подходит под стандарты сухих смесей. А следовательно, как отмечает Олег Конопацкий, отечественным компаниям приходится устанавливать дополнительное оборудование по просеиванию стоимостью $15—20 тыс. Кроме того, дополнительная операция ограничивает производительность всей линии.

СБЫТ
Продавцы берутся за сухие смеси не особенно охотно

Сухие строительные смеси — товар скорее оптовый, чем розничный. По данным Павлограджилстроя, только 30% объемов сухих смесей продают через магазины. Розничную торговлю этим товаром сдерживает не только специфика рынка (у нас 65%, а на Западе 100% закупок осуществляют строители), но и специфика товара. Иногда продавцы не хотят его брать из-за отсутствия достаточной площади или невозможности расширить штат грузчиков, чтобы регулярно переносить тонны товара.

Этих проблем нет в магазинах, ориентированных на наличие всех ассортиментных групп, — строительных супермаркетах. Но сбыт через специализированные супермаркеты пока что значительно ниже, чем мог бы быть, в первую очередь из-за недостаточной осведомленности продавцов о товаре. Поэтому одним из важнейших факторов стимулирования сбыта, как отмечают представители Павлограджилстроя, является подготовка продавцов-консультантов, которые владели бы необходимыми техническими знаниями и законами мерчандайзинга.

В то же время с распространением строительных супермаркетов у производителей сухих смесей появятся новые проблемы — усилятся требования к партнерам со стороны продавцов. «Сейчас среди отечественных стройматериалов не больше десятка брендов в полном понимании этого слова, т.е. настолько популярных торговых марок, что супермаркет кровно в них заинтересован, — говорит заместитель директора супермаркета «Новая линия» Константин Кисель. — В частности, на рынке сухих строительных смесей такой бренд один — Ceresit».

Остальных производителей, пока их бренд не настолько раскручен, супермаркеты относят ко второй или третьей группам потенциальных партнеров. Ко второй группе принадлежат преимущественно «крепкие середняки» — с торговой маркой и достаточно развитым ассортиментом. Однако пока их торговая марка не слишком «раскручена», супермаркет регулярно будет требовать от них уступок, угрожая заменить их продукцию смесями конкурента, аналогичными по цене и качеству. А от производителей третьей группы — небольших и малоизвестных — строительные супермаркеты будут требовать особых скидок и отсрочек, зная, что поставщик больше заинтересован в продавце, чем продавец в сотрудничестве с поставщиком.

Стимулирование сбыта сухих строительных смесей как сравнительно нового для отечественного рынка товара требует на этом этапе также интенсивных образовательных мероприятий, направленных на конечного потребителя. К ним относятся проспекты, видеофильмы, семинары, участие в выставках, обучение строителей. Например, «Фомальгаут» в прошлом году начал сотрудничество с одним из строительных ПТУ. Однако практика ведущих производителей показала, что даже этого мало. Поэтому «Фомальгаут» разработал и утвердил больше 30 вариантов технических решений только для систем теплоизоляции, а компания «Хенкель Баутехник (Украина)» создала целый отдел, осуществляющий техническое сопровождение сооружаемых объектов.


Комментарии специалистов

Олег КОНОПАЦКИЙ, директор фирмы «Атлас» (Львов):

— Сегодня наши основные усилия направлены на расширение. В прошлом году с помощью польских партнеров мы поставили новую линию по производству смесей на цементной основе и благодаря этому уже в начале нынешнего сезона догнали регионального лидера — «Гелиос». Конечно, помогла нам и активная рекламная кампания на радио, телевидении, рекламных щитах. Сейчас мы полностью охватили своей сетью западный регион, а в следующем сезоне намерены выйти за его пределы, ведь через месяц-полтора заработает еще одна линия — по производству гипсовых смесей. Я считаю, что этот сегмент рынка перспективный, поскольку постепенно нормализируется ситуация на таможне, а с легально завезенным товаром мы по цене конкурентоспособны. Что касается качества, наши партнеры из Ивано-Франковска обещают поставлять именно такой гипс, как нам нужно, т.е. просеянный.

Ольга СТУПИНА, руководитель отдела маркетинга компании «Хенкель Баутехник (Украина)»:

— Нынешний сезон должен быть удачным для производителей сухих смесей, ведь, по данным Минэкономики за первое полугодие этого года, строительство — самая быстрорастущая отрасль. Среди основных тенденций в этом году следует отметить усиление конкуренции, особенно в сегменте клеев для плитки. Многие иностранные производители активизировали свою деятельность на рынке теплоизоляционных материалов. Кроме того, значительную популярность приобрели акриловые штукатурки благодаря широкой гамме цветов, технологичности и длительному сроку эксплуатации. Также следует отметить рост культуры строительства и, как следствие, более жесткие требования потребителей к качеству и техническому сопровождению продукции. Именно на техническое сопровождение, а также на развитие бренда и расширение ассортимента делает акцент наша компания в этом сезоне.

Сергей ЕРШОВ, директор компании «Фомальгаут»:

— Среди производителей намечается тенденция перехода от завоевания частей рынка к закреплению своих позиций. Следовательно, большее внимание уделяется качеству продукции, тогда как еще год назад все отечественные производители конкурировали за покупателя в первую очередь ценой. В то же время рынок растет и мы ожидаем увеличения производства по крайней мере на 30%. Растет и экспорт (к сожалению, пока что только в Беларусь и Молдову). Благодаря внедрению системы управления качеством по стандарту ISO 9001, мы в ближайшем будущем надеемся достичь более эффективного комплексного контроля качества на всех стадиях производства и продвижения продукции, что позволит укрепить позиции на рынке. А проблему нестабильности качества отечественного сырья мы решили преодолеть созданием собственного производства извести, мела и гипса, конечно, не сейчас, а в перспективе.

Контракты №33 / 2003


Вы здесь:
вверх