логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Долгосрочное рефинансирование подходит к концу Дмитрий СЛИНЬКО - «Контракты» №33 Август 2003г.

Недавно Нацбанк заявил о намерении в текущем году завершить программу рефинансирования банков для кредитования долгосрочных инвестпроектов, в рамках которой уже выдал кредиты более чем на 450 млн грн. «Контракты» выясняют, каковы ее итоги, и что думают по этому поводу банкиры и Нацбанк.


«Спорная» программа

Историю программы долгосрочного рефинансирования можно смело назвать историей споров. С самого начала ее существования (20 августа 2002 года) программу не критиковал только ленивый. Первым «критиком» было правительство, которому не нравилось отсутствие положений о мониторинге инвестпроектов, а также несоответствие подаваемых на рассмотрение НБУ проектов приоритетам развития отраслей экономики.

Руководство НБУ хоть и опровергало эти обвинения, все же вынуждено было признать, что проекты, которых меньше чем за месяц банки подали на 827 млн грн, действительно далеки от инновационных. В итоге тогдашний глава Нацбанка Владимир Стельмах четко дал понять, что к инновациям относятся не строительство супермаркетов, а, например, строительство автобанов и запуск железнодорожных маршрутов вроде «Столичных экспрессов».

Для четкого понимания банками сути инновационных проектов, правительство выпустило официальный список приоритетных отраслей для рефинансирования. Вместе с тем, этот документ вряд ли что-либо прояснил: ведь в длинном списке приоритетов значились почти все отрасли — от «разведения свиней и птицы» и «рыбной ловли» до «производства велосипедов» и «услуг по приему и доставке денежных переводов». В октябре 2002 года программу наконец-то удалось «запустить» — первым инновационно-инвестиционным проектом стал проект модернизации Роздольского кирпичного завода (Львовская обл.) стоимостью 12 млн грн, финансируемый банком «Надра».

В 2002 году рефинансирование Нацбанка на сумму 121,5 млн грн привлек и Проминвестбанк — для кредитования инвестпроекта Харьковского авиазавода по выпуску самолетов Ан-140 и Ан-74.

МВФ программу не любит

Не устает критиковать программу долгосрочного рефинансирования и Международный валютный фонд. По мнению МВФ, она «может исказить кредитный рынок, ограничить гибкость монетарной политики и повысить государственные расходы».

МВФ считает, что НБУ через эту программу может кредитовать реальный сектор экономики, тогда как должен работать только с банками. В Нацбанке же эти аргументы категорически отвергают. Как неоднократно подчеркивало руководство НБУ, Нацбанк действует в рамках утвержденных Советом НБУ параметров роста денежной массы и базы, а программа помогает «сбить» ставку кредитования. Между тем, как отмечал председатель НБУ Сергей Тигипко, серьезных противоречий с МВФ по этой программе у Нацбанка нет.

Эволюция условий программы

На протяжении действия программы в нее было внесено несколько изменений. Так, 12 февраля 2003 г. НБУ разрешил банкам давать ему в залог при рефинансировании корпоративные облигации.

Еще более важным шагом стало разрешение с 21 июня 2003 г. долгосрочного рефинансирования банков для приобретения корпоративных облигаций на первичном рынке. Такое решение Нацбанк принял явно для того, чтобы способствовать размещению облигаций крупных госпредприятий. Ведь до его принятия Сергей Тигипко неоднократно призывал госпредприятия выпускать облигации, чтобы способствовать развитию фондового рынка и диверсифицировать активы банковской системы, которая более 70% своих доходов зарабатывает на кредитных операциях, что приводит к концентрации рисков.

Действительно, крупные банки уже привлекли рефинансирование Нацбанка под залог облигаций Юго-Западной железной дороги, «Укртелекома»; на очереди — бумаги НАЭК «Энергоатом». Президент НАЭК Сергей Тулуб сообщал о достигнутой с Нацбанком договоренности о возможном выделении рефинансирования под залог этих облигаций, а также о намерении ведущих банков приобрести крупные пакеты облигаций (планируемая сумма выпуска — 500 млн грн).

Банкиры хотят продолжения

Хотя об окончательных итогах программы говорить пока рано, однако, один вывод сделать можно — основную часть кредитных ресурсов Нацбанка в результате реализации программы получили крупные госпредприятия.

В целом банкиры положительно отзываются об эффективности программы. Основная мысль — ни один даже крупный украинский банк «не потянет» финансирование крупномасштабных проектов по низкой кредитной ставке на длительный срок. Поэтому банкиры отмечают целесообразность продолжения программы.

Нацбанк, в свою очередь, видит и другие «позитивы» в программе. Так, по мнению первого заместителя председателя НБУ Арсения Яценюка, программа долгосрочного рефинансирования позволила создать «дополнительные компенсаторы для избыточной гривни» и содействовать развитию фондового рынка. Как считает Яценюк, без развитого фондового рынка избыточная гривня будет использоваться для валютных спекуляций, что негативно скажется на валютном рынке.

Первый зампредседателя НБУ также подчеркнул, что программа не приводит к излишней эмиссии. «Национальный банк хорошо считает и хорошо знает, в каком объеме, когда и при каких обстоятельствах можно выдавать деньги, поэтому о миллиардах эмиссионных денег не может быть и речи», — уверен он.

Что касается возможного возобновления программы — в Нацбанке считают, что об этом говорить пока рано, тем более что до конца текущего года в ее рамках еще могут быть выделены крупные кредиты.

«Мы еще не закрыли программу, как можно возобновить то, что еще не закрыли?», — ответил на вопрос «Контрактов» Арсений Яценюк.


Комментарии специалистов

Арсений ЯЦЕНЮК, первый заместитель председателя НБУ:

— Если вы помните идеологию внедрения программы долгосрочного рефинансирования, она ставила перед собой несколько задач. Первая — это уменьшение процентной ставки в реальном секторе экономики. Вторая — обеспечение чрезвычайно позитивных темпов роста ВВП необходимым денежным предложением и третья — это финансирование особо важных проектов, которые дают возможность развиваться Украине и улучшать структуру ее экономики.

По моему мнению, первая часть этой программы уже выполнена, то есть мы продемонстировали, что средства могут выдаваться не только на год—полтора, но и на долгосрочный период. Второе — мы показали, что структура кредитного портфеля банков должна быть сориентирована не только на розничный бизнес и на краткосрочные займы, но и на инвестиционные вклады. И сегодня те средства, которые выделены Нацбанком, именно и направлены на инвестиционное развитие экономики. Третье — мы реально уменьшили процентную ставку.

Сегодня улучшать структуру экономики и кредитного портфеля за счет средств Национального банка было бы не совсем правильным. Поэтому 2003 год должен был быть как стартом этой программы, так и ее окончанием.

Эрик НАЙМАН, начальник отдела выпуска финансовых инструментов АКБ «Укрсоцбанк»:

— Эффективность программы долгосрочного рефинансирования НБУ пока оценивать рано, хотя первые итоги уже подвести можно. У действительно крупных отечественных предприятий появился шанс, не дожидаясь расширения финансового сектора до уровня хотя бы Польши (суммарные чистые активы польских банков составляют 65% ВВП, а украинских банков только 37%), реализовать соответствующие их масштабам инвестиционные проекты. В частности, это показывают пример Юго-Западной железной дороги и Укртелекома.

Экономика никогда не стоит на месте — она или растет, или падает. Поэтому любая остановка инвестиционной деятельности неизбежно приведет к стагнации экономики, а значит, падению доходов бюджета и снижению уровня жизни населения Украины. В связи с этим мы надеемся, что программа долгосрочного рефинансирования НБУ не остановится на достигнутом и продолжится. Хотя при этом можно ожидать, что она трансформируется.

Вадим БЕРЕЗОВИК, заместитель директора кредитного департамента банка «Аваль»:

— На мой взгляд, рефинансирование коммерческих банков НБУ для кредитования долгосрочных проектов — это очень важная для отечественной экономики программа. Сегодня — это единственная возможность для коммерческих банков привлечь адекватные по срокам кредитные ресурсы, которые будут использоваться для выдачи долгосрочных инвестиционных кредитов. Эффективность программы можно повысить, увеличив ее объемы и облегчив доступ к ней тем стабильным банкам, которые имеют перспективные реальные проекты. Однозначно, такие программы необходимы не только для банковской системы, а, прежде всего, для промышленности. До тех пор, пока не появятся на рынке долгосрочные ценные бумаги, у банков не будет достаточных ресурсов для кредитования крупномасштабных инвестиционных проектов.


Основные кредиты, выданные Нацбанком по программе долгосрочного рефинансирования в 2003 году, млн грн

Банк Суть проекта Сумма
Аваль Финансирование серийного производства пассажирских вагонов на Крюковском вагоностроительном заводе 99,376
Аваль Получение рефинансирования Нацбанка под залог имущественных прав по кредиту, предоставленному банком "Аваль Киевской горгосадминистрации для социально-экономического развития города 50
Форум Финансирование закупки Кременчугским сталелитейным заводом металлолома и ферросилиция для производства стального литья для каркасов грузовых ж/д вагонов 19
Укрсоцбанк Получение рефинансирования под залог облигаций Юго-Западной железной дороги 91
Брокбизнес-банк Получение рефинансирования под залог облигаций АО "Укртелеком 150
Контракты №33 / 2003


Вы здесь:
вверх