логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Отечественное за те же деньги Рита ВАСЮТИНСКАЯ - «Контракты» №38 Сентябрь 2003г.

Эксперты отмечают в этом году две основные тенденции на рынке мягкой мебели. Во-первых, все больше покупателей «перетекают» с рыночных площадок в традиционные магазины, где мебель хранится в надлежащих условиях и где можно рассчитывать на дополнительный сервис. Во-вторых, покупатели дешевой мебели хотят «такое же красивое, как то, что вдвое дороже», а те, кто предпочитал мебель среднего ценового класса, теперь хотят покупать «дороже, но надежнее» и «лучше отечественное, чем заграничное за те же деньги».


Структура рынка

Производители мягкой мебели в Украине оценивают рынок в 370–430 млн евро. Операторы рынка отмечают, что нынешним летом продажа растет быстрее, чем в прошлом.

При этом наибольшие надежды, связанные с продажей, мебельщики возлагают на холодное время года, прежде всего на ноябрь-декабрь. Впрочем, основная масса производителей надеется, что рынок мягкой мебели вырастет где-то на 20%.

В структуре продажи мягкой мебели, как сообщила руководитель отдела мягкой мебели мебельного центра «Флэш» Леся Рудзинская, отдельные диваны и комплекты из дивана и кресел составляют равные доли. Процентное соотношение мебели из тканей и кожи — соответственно, 60 и 40%. Однако рентабельность и выручка на кожаной мебели выше.

Абсолютное большинство рынка мягкой мебели дешевого и среднего ценового класса (до 1000 грн) обеспечивают отечественные производители. Реально их доля намного больше, чем кажется. Ведь вся кожаная мебель стоимостью около 1500 у.е. и тканная — около 1000 у. е., на которых висят заграничные ярлыки, на самом деле делают «на Малой Арнаутской», потому что импортная кожаная мебель не может стоить в Украине дешевле 2500 у.е. за комплект.

Растет доля отечественных производителей, прежде всего известных, («Гранд», «Экми», «Валерио Салотти», «Яворина») в сегменте дорогой и премиум-мебели (тысячи и десятки тысяч за комплект).

На сегодня она достигла 40%. Поскольку отечественные производители за «импортную» цену производят мебель на класс выше, ведущие украинские фабрики оценивают свои позиции в этом сегменте как крепкие, а перспективы — как оптимистические.

Стандарты качества

Более точная сегментация рынка насчитывает до 7 сегментов, но упрощенная — по стоимости мебели сведена к 4 позициям:

— минимальный класс (дешевая) — до 1300 грн

— средний класс — 1300—5000 грн

— высокий класс — 5000—30000 грн

— премиум или high-end — от 30000 грн.

Минимальный класс — мини-цены и мини-выбор моделей. Основные комплектующие для производства — некондиционные и залежалые товары, производство сосредоточено в гаражных условиях, поскольку фабрики не могут предложить такую же цену при таких же комплектующих.

Основные игроки в среднем классе — мощные фабрики, работающие с советских времен или выросшие из «гаражных» масштабов. «Девиз в борьбе за клиента в этом сегменте — «Качественная мебель за приемлемые деньги», — отмечает Иван Байдур, маркетинг-директор фабрики «Гранд» (Донецк)».

У средней мебели уже, как правило, добротный каркас с элементами древесины, аккуратные чехлы, набивные сидения. Правда, в этом сегменте вылезают все недостатки серийного производства.

В отличие от среднего, мебель высокого класса производят по максимальным критериям для каждой составной: только высококачественные материалы и правильная эргономика. В этом классе мебель делят по функциональному назначению: гостевая, офисная, универсальная, только для отдыха. Каркас — обязательно цельного дуба или бука, устойчивых к колебаниям влажности и температуры (такой диван никогда не рассохнется и не заскрипит).

Набивка — преимущественно из латексного пенополиуретана высокой плотности (55 кг/м3), позволяющего ей не проседать 8–10 лет.

Выбор тканей для этого сегмента самый широкий. Чаще всего используют смешанные материалы с натуральной основой. Из натуральных материалов для оббивки используют кожу.

Мебель премиум-сегмента отличает использование новейших и экспериментальных материалов и особый дизайн. Такие модели практически не завозят в Украину. Вне классификации — мебель ручной работы, которая может быть и примером ширпотреба, и произведением искусства.

Эффективная продажа

«Сегодня конкуренция очень высока, и уговорить кого-то что-то купить почти невозможно», — отмечают продавцы столичных магазинов. Поэтому преимущества у того магазина, который предложит наибольший ассортимент. Магазину выгодно работать с ограниченным числом фабрик (4–5), каждая из которых предлагает широкую ассортиментную линейку и по ценам, и по материалам.

Крупным производителям выгоднее иметь фирменные магазины. Но даже в «Мерксе», делающем ставку на фирменную торговлю, до 60% продаж обеспечивают дилеры по регионам.

«Нередко мы слышим от покупателя: «Мне здесь ничего не подошло». Чаще всего это означает, что понравившаяся мебель оказалась слишком дорогой. И задача умелого продавца — показать вариант снижения стоимости такой модели, где, например, кожа заменена модной тканью», — рассказывает руководитель отдела мягкой мебели мебельного центра «Флэш» в Киеве Леся Рудзинская.

«Меркс», по свидетельству управляющего департаментом мебели для жилья Юрия Сладкого, ради минимизации ожидания покупателей на товар разработал складскую программу для мебели дешевого сегмента. Программа предусматривает развитие сети региональных складов и наличие на них месячного запаса продукции.

Для киевского склада, в частности, объем запасов составляет 600 диванов. Рынок определил 5–7 ходовых цветов и несколько моделей, которые продаются в магазинах за несколько дней. Поэтому целесообразно иметь их запас.

Складская программа абсолютно не приемлема для мебели ценой от 5 тыс. грн за комплект: в этом случае покупатель всегда хочет иметь выбор и комбинировать предложения из каталога. Леся Рудзинская советует четко сегментировать торговые помещения по стоимости мебели: тогда покупатели дешевой мебели, а то и просто зрители, не будут мешать покупателям престижной, и наоборот — покупатели престижной не будут терять время на поиски различных вариантов.

В то же время, если дорогая модель стоит около похожей дешевой, это по контрасту стимулирует продажу последней.

Новинки осени-2003

Обычно новинки года производители представляют весной. Но в этом году несколько крупных производителей вывели их на рынок осенью. «Меркс» подготовил мебель для самого дешевого сегмента на основании фаворита продаж — дивана «Баккара» (диван-книжка с пружинными блоками, изменяемой геометрией сторон и четырьмя положениями большой спинки).

Юрий Сладкий: «Этот шаг был продиктован маркетинговыми исследованиями, которые установили неудовлетворенную потребность в удешевленных диванах. Также довольно часто покупатели хотят, чтобы одно из кресел было раскладным — с полноценным спальным местом. Поэтому мы начали серийное производство таких комплектов».

Леся Рудзинская отметила, что к осени «Флэш» вывела несколько новинок. Среди них — уголок «Дипломат» (до 5 тыс. грн) — победитель недавней Познанской мебельной выставки. Другая новая модель «Магеллан» стала фаворитом продаж: ежемесячно продаются более 20 комплектов. Успех модели госпожа Рудзинская объясняет тем, что покупатели соскучились по «лаконичным» моделям. Еще одна новинка от «Флэша» — спальный диван «Амазонка».

В компании выяснили, что есть неудовлетворенный спрос именно на такой товар — похожий на нераскладные диваны повышенной комфортности.

«Гранд» сделал ставку на дорогие новинки — мебель нового дизайнерского направления, уместная в квартирах неоклассического дизайна. По мнению генерального директора фабрики «Гранд» Сергея Поликарпова, в ближайшее время возрастет спрос на нестандартную, неклассическую мебель, поэтому в выигрыше будут те производители, которые работают в современных стилях с новейшими материалами.


Комментарий специалиста

Юрий СЛАДКИЙ,
управляющий департаментом мебели для жилья «Меркс»:

— Есть миф о том, что в фирменных и просто хороших мебельных магазинах мебель всегда дороже, чем на рыночных площадках. На самом деле за этот год цены — речь идет о дешевой мебели — выровнялись. Диван от некоего ЧП стоит столько же, сколько серийный от завода с хорошей репутацией. Только владелец ЧП, как правило, накручивает большую маржу на более дешевый товар, который внешне выглядит «как фирма».

Глазу непрофессионала тяжело распознать «узлы удешевления». Прежде всего к ним относятся блоки с разжиженными пружинами и пружинами низкого качества — так называемые четырехвитковые вместо пятивитковых, которые и обеспечивают длительную упругость.

Толщина матрасов обычно меньше, если они из «правильных материалов», и больше, если использованы слишком пористые поролоны.

Контракты №38 / 2003


Вы здесь:
вверх