логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Простые решения Ольга ПЕСТРЕЦОВА - «Контракты» №38 Сентябрь 2003г.

Несколько последних тренингов продемонстрировали мне удивительный факт — многие предприниматели, давно прошедшие период «пробного» бизнеса, достигшие немалых успехов и, казалось бы, на собственном опыте познавшие все премудрости финансового менеджмента, часто сталкиваются с проблемой недоверия своей интуиции.


Фото Виктора СКРЯБИНА
Простая логика и жизненный опыт подсказывают людям несложные пути выхода из тех или иных проблемных ситуаций, и в это же время именно эта незамысловатость их и отпугивает.

В результате человек начинает искать ответы в умных учебниках и окончательно запутывает себя. Но ведь любая наука создана человеком, а значит, подчиняется простым логическим взаимосвязям.

В подтверждение этого — несколько советов предпринимателям относительно работы с самым волнующим и, в сущности, основным вопросом каждого бизнесмена — прибыльности предприятия.

Цель любого предприятия ясна и очевидна — получение прибыли. Но когда приходит время ее оценить, мы часто сталкиваемся с проблемой: само по себе понятие «прибыль» довольно размыто и неоднозначно.

Ведь непосредственно сумма полученного ни о чем не говорит: миллион гривен для транснационального холдинга — даже не прожиточный минимум, в то время как небольшое частное предприятие и не мечтает о таких суммах.

Для вычисления прибыльности своего бизнеса предпринимателю необходимо с чем-то сравнивать имеющиеся в наличие цифры. Это и есть первый инструмент, помогающий принимать правильные решения. Но не все так просто.

Дело в том, что вариантов сравнения существует несколько, и ни один из них не дает конкретного ответа на вопрос о реальной прибыльности вашего бизнеса.

Вариант первый: сравнение дохода и прибыли

Получаемый результат довольно полезен — он помогает наиболее точно и реально сравнить себя с конкурентами. Но при этом отображает только картину эффективности продаж, ничего не говоря об эффективности затрат.

Вариант второй: сравнение затрат и прибыли

Механизм, наиболее простой и чаще всего используемый. В данном случае эффективность затрат очевидна, но только текущих. Из поля зрения упускаются деньги, потраченные на складские запасы, суммы дебиторских задолженностей, купленные основные фонды и т. д. То есть данный показатель не совсем реален.

Вариант третий: сравнение актива (стоимости всех ресурсов предприятия) и прибыли

Этот показатель наиболее приближен к реальности, но и тут есть третий фактор — актив может оплачиваться собственными средствами (учредительные взносы, реинвестированная прибыль) либо средствами заемными. А это уже совсем отдельные подсчеты.

То есть, даже произведя все три операции, мы получаем три разные цифры, каждая из которых действительна и полезна, но конкретного и однозначного результата не отображает. В то время как собственник бизнеса заинтересован в получении именно точного и окончательного показателя — ведь ему нужен ответ на вопрос о правильности вложения своих средств в данный бизнес.

Наипростейший механизм его получения таков: показатель, полученный в результате сравнения суммы прибыли и количества вложенного собственного капитала должен превышать средний банковский процент по депозитам. В обратном случае предпринимателю выгоднее просто положить деньги на счет.

Но это — кардинальные меры. Если же он все-таки заинтересован в оценке своего бизнеса для возможной его корректировки, первым фактом, который необходимо осознать, должна стать интегрированность показателя прибыльности предприятия. Другими словами, эту цифру можно разложить на мельчайшие составляющие элементы.

Рассмотрим это утверждение на следующем примере. Предприниматель А открывает дисконтный магазин одежды. Наценка на товары минимальна, они быстро распродаются, оборотность средств высокая. В итоге магазин получает X процентов прибыли.

Предприниматель В, в свою очередь, вкладывает деньги в бутик, где продает одежду известных и престижных марок. Товар дорогой сам по себе, к тому же наценка тут очень высокая, вследствие чего деньги надолго «оседают» в магазине. Но именно наценка обеспечивает предприятию высокую прибыль — в итоге она равна тому же Х, что и в первом, высокооборотном бизнесе.

А предприниматель С арендует лоток на рынке. Все товары, продающиеся тут, куплены за деньги третьего лица — С берет их на реализацию. Соответственно, он не затрачивает практически ничего, а на выходе опять же получает Х прибыли.

А, В и С сделали ставку на разные факторы, по сути, и являются составляющими финального показателя прибыльности вложенных владельцами средств. Опираясь на них, каждый предприниматель может просчитать свой конкретный показатель. А делается это с помощью формулы Дюпона:

ЧП/СК = (ЧП/В) • (В/А) • (А/СК),

где: ЧП — чистая прибыль; СК — собственный капитал; В — выручка; А — активы.

Другими словами, прибыльность зависит от маржи, оборачиваемости активов и финансового рычага (левериджа).

Высчитанный показатель прибыльности, в свою очередь, может помочь предпринимателю оценивать и управлять собственными рисками и продолжительностью жизни бизнеса. В данном случае все соответствует здравому смыслу: высокая прибыльность всегда означает высокий риск.

То есть, если предприниматель стремится к богатству, ему стоит добиваться максимальной прибыльности. Если же он хочет богатства и спокойствия одновременно, ему следует отказаться от высоких цифр и остановиться на чуть меньшем показателе.

В случае с фактором продолжительности все, опять же, логично и несложно. Если предприятие получает хорошую прибыль, а средства, вложенные в бизнес не увеличились, это означает, что учредители сделали акцент на текущее потребление, что приведет к потере потенциала в будущем.

Если же полученную прибыль предприниматель вкладывает в работу, он закладывает основу для дальнейшего эффективного развития бизнеса. Другими словами соглашаясь зарабатывать немного меньше максимально возможной цифры, он (предприниматель) продлевает жизнь своего предприятия.

Ольга ПЕСТРЕЦОВА, директор Центра бизнес-технологий ТОТ, кандидат экономических наук, доцент, консультант, бизнес-тренер

Контракты №38 / 2003


Вы здесь:
вверх