логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Инфляционные пороги. МВФ предупреждает: досрочное возвращение долга опасно для валютных резервов Наталья САВЧЕНКО - «Контракты» №38 Сентябрь 2003г.

Инициатива председателя Национального банка Сергея Тигипко о досрочном погашении долга МВФ не одобрена пока ни правительством, ни Советом НБУ. В самом фонде считают, что возврат значительных сумм за короткий период может негативно отразиться на монетарной политике, повысив инфляционные риски. Подробности в интервью с постоянным представителем МВФ в Украине Лоренцо Фильюоли.


Фото Виктора СКРЯБИНА:
Лоренцо Фильюоли
— Как вы оцениваете инициативу Сергея Тигипко о досрочном возврате денег МВФ в размере $1,8 млрд?

— Необходимо заметить, что нет никаких юридических требований или преград для того, чтобы Украина возвратила свои деньги в любой момент. Но пока это заявление прозвучало лишь со стороны Тигипко, а правительство не приняло окончательного решения. С одной стороны, МВФ заинтересован в возврате денег в положенный срок.

С другой стороны, нужно смотреть, как это будет согласовываться с такими целями Украины, как обеспечение долгосрочной стабильности и сохранение темпов экономического роста. Надо учитывать определенные критерии при принятии решения о досрочном возврате денег. В частности, адекватный уровень резервов страны, который обеспечивает необходимое покрытие импорта.

МВФ считает, что минимальный уровень резервов должен составлять три месяца импорта, и Украина достигла этого уровня практически в течение последних нескольких месяцев. Это минимальный уровень, а вполне можно было рекомендовать ориентироваться и на более высокий уровень резервов.

Если Украина все же примет такое решение, то мы бы хотели проанализировать график погашения этих выплат. Необходимо убедиться в том, что это решение действительно правильное, взвешенное, адекватное и в течение всего процесса минимальный уровень резервов для покрытия импорта для страны будет обеспечиваться. Но мы будем анализировать и другие параметры, в частности, как досрочное погашение отразится на монетарной политике страны.

По нашему мнению, основной целью проведения монетарной политики является удержание инфляции, на низких уровнях. Если досрочный возврат осуществится одномоментно, и речь будет идти о значительных суммах, то это может иметь последствия для монетарной политики.

Если НБУ выплатит такие значительные суммы, то для поддержания резервов будет закупать иностранную валюту на Межбанковском рынке. Есть вероятность, что НБУ не сможет полностью стерилизовать эти заказы. А это, в свою очередь, приведет к росту денежной массы и, весьма вероятно, отразится на инфляции в сторону увеличения.

— Поможет ли досрочное погашение долга МВФ изменить инвестиционный климат в Украине, увеличив приток инвестиций?

— Все будет зависеть от того, каким образом будет реализована эта политика. С одной стороны, теоретически возможно, что досрочное погашение будет осуществляться в таких суммах и в такие сжатые сроки, что это негативно отразится на инфляции.

Тогда ни внешние, ни внутренние инвесторы не будут приветствовать этот процесс. С другой стороны, если будут поддерживаться адекватные резервы, а проводимая монетарная политика будет способствовать удержанию инфляции на низких уровнях, тогда страна будет контролировать ситуацию, что при прочих равных положительно скажется на реакции инвесторов.

— Как вы оцениваете проект бюджета на будущий год? Реалистичны ли прогнозы роста ВВП в 4,8%, а уровень инфляции в 6%?

— На первый взгляд документ выглядит вполне реалистично. Я надеюсь, что при более глубоком анализе мы не найдем там сюрпризов, которые заставят нас изменить это мнение. Пока мы видим, что уровень прогнозируемых доходов оценен взвешено и консервативно. Уровень дефицита консолидированного бюджета в принципе является адекватным.

В то же время, нам необходимо тщательно проанализировать дефицит Пенсионного фонда, который подается вместе с бюджетом, для информации, но не является частью бюджетного процесса. На первый взгляд, приведенные расчеты свидетельствуют о большем, чем ожидалось, дефиците Пенсионного фонда. Не исключено, что консолидированный дефицит, может быть выше, чем мы рекомендовали с учетом Пенсионного фонда.

Проект бюджета показывает потерю доходов в связи с проведением реформы по некоторым видам налогов, что говорит о реалистичном взгляде правительства. В то же время документ предусматривает отмену некоторых льгот, что должно способствовать равным правилам игры для налогоплательщиков. Что касается экономического роста, то на фоне последних данных эти параметры вполне адекватны, и небольшой консерватизм в прогнозах вполне оправдан.

Что касается инфляции, то я хотел бы, чтобы цели были более амбициозными, то есть уровень инфляции был ниже.

— Совет НБУ намерен пересмотреть (в сторону увеличения) параметры основных денежных агрегатов. Как вы считаете, может ли их увеличение негативно отразиться на инфляции?

— Если будут утверждены такие темпы роста агрегатов, которые не будут согласовываться с основной целью монетарной политики — удержание инфляции на более низких уровнях — мы не сможем это приветствовать. Наблюдаемые сейчас темпы прироста денежной массы уже значительно превышают те уровни, которые в свое время были утверждены Советом НБУ на 2003 год.

Мы согласны с тем, что этот рост в значительной мере можно объяснить увеличением спроса на деньги. Пока это так, риск инфляции не такой большой. С другой стороны, надо понимать, что увеличение этого спроса такими высокими темпами не будет продолжаться бесконечно. Но необходимо видеть развитие ситуации до конца года, ведь еще ожидаются события, способные влиять на ситуацию — например, повышение минимальной заработной платы.

Кроме того, некоторая нестабильность наблюдается на рынке нефти и нефтепродуктов. Все это может повлиять на инфляционные процессы, которые нельзя пускать на самотек, а необходимо контролировать инструментами монетарной политики.

— Какие требования намерен выдвинуть МВФ по программе «упреждающий stаnd by»? Когда прибудет очередная миссия?

— Миссия прибудет в конце сентября — начале октября и планирует обсудить с правительством условия, выполнение которых может обеспечить принятие положительного решения по нашему сотрудничеству. Будем надеяться, что все вопросы будут согласованы миссией и она сможет рекомендовать совету директоров принять решение об открытии этой программы.

Среди наиболее важных — вопросы, связанные с погашением просроченной задолженности по возмещению НДС, особенно в контексте предлагаемой реструктуризации этой задолженности, содержащейся в проекте бюджета-04. Кроме того, нас интересует режим налогообложения НДС, в частности, отмена некоторых неоправданных льгот.

Также необходимо, чтобы миссия подтвердила реалистичность проекта бюджета-04 и обсудила с представителями НБУ вопросы монетарной политики. Все это планировалось в любом случае, но после инициативы о досрочном погашении кредита МВФ дискуссии по монетарным вопросам становятся еще более актуальными.

— А о какой сумме кредита в рамках данной программы может идти речь? В украинском правительстве называются разные цифры: от $540 млн до $730 млн.

— Наверное, сейчас не стоит называть точную сумму. Такие решения принимаются после достижения принципиального согласия о передаче программы на утверждение в Совет директоров. Но порядок величин где-то в этом диапазоне.


Досье

  Лоренцо Фильюоли родился 28 мая 1955 года. 1980 - 1981 лейтенант, военная служба. 1981 - 1983 - исследователь Национального Совета исследований (Рим). 1986 - 1988 - исследователь по вопросам группы финансовых рынков Лондоский школы экономики. 1988 - 1995 - экономист Международного валютного фонда (Вашингтон).

  1998 - 2000 - заместитель начальника II отдела фискальных операций Департамента МВФ по вопросам бюджета. С 2000-го старший постоянный представитель МВФ в Украине. Доктор наук, владеет пятью языками.

Контракты №38 / 2003


Вы здесь:
вверх