логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Куда идет «налог на упаковку»: хотят знать производители и импортеры и вносят свой законопроект Ярослава НАУМОВА - «Контракты» №40 Октябрь 2003г.

Не секрет, что отходов человеческая цивилизация порождает все больше и справляться с ними все труднее. Среди действенных методов борьбы — применение современных технологий переработки и утилизации, чем активно и занимаются во всем мире.


Специалисты говорят, что все начинается с банального мусорного бачка и сортировки отходов на группы — такая практика на Западе закладывается в умы граждан еще со школьной скамьи и является первым шагом для слаженной работы системы дальнейшей переработки и утилизации в целом.

Не стоит говорить, что в наших условиях о подобном просвещении масс речь пока не идет. На государственном уровне — воз и ныне там, несмотря на жаркие дискуссии и регулярные платежи на столь благое дело со стороны субъектов предпринимательства.

Только с импортируемой продукции размеры ежемесячных отчислений на переработку тары и упаковки доходят до миллиона долларов. Дальнейшая же судьба немалых средств, равно как и количество выполненной работы, покрыты тайной.

Не желают мириться с подобным положением дел предприниматели, задействованные в сфере производства упаковки, упакованной продукции и ее утилизации, задаваясь естественным вопросом: что происходит с уплаченными на расчетный счет государственной компании «Укрэкокомресурсы» средствами? С просьбой рассмотреть эту проблему представители более 650 предприятий и отраслевых организаций, среди которых УкрПЕК, Лига производителей пищевых продуктов, «Укрпиво», «Укртютюн», «СОВАТ», Укркондитер, Укрвторма, Союз молочных предприятий и Клуб упаковщиков, обратились к премьер-министру Украины.

Опыт европейский

Именно к европейской модели обращения с отходами тары и упаковки взывают несогласные с сегодняшним положением дел в Украине.

Базируется она на таких трех «китах», как наличие неприбыльных, негосударственных структур и прозрачность их работы.

В первом случае речь идет о том, что утилизация отходов происходит с минимально возможными затратами, не порождая получение дивидендов перерабатывающей стороной и, следовательно, не влияя на себестоимость продукции и товаров в упаковке.

Ответственные за переработку и утилизацию отходов структуры в Европе имеют негосударственный статус, не получая «соблазна» истратить предназначенные для отходов деньги на прочие государственные нужды.

Ну, а контроль бизнеса за целевым использованием средств является логичным продолжением образцовой европейской модели в целом.

Соответствие системы переработки требованиям директив Европейского союза является условием для появления на товарах, произведенных в той или иной стране, специального значка «green dot». Более 96% помеченной таким значком упаковки на европейских рынках свидетельствует о том, что производитель выполнил свои обязательства перед обществом и «уладил» дальнейшую судьбу использованной тары согласно принятому порядку. И именно пресловутая «зеленая точка» может стать как «пропуском» на зарубежные рынки, так и «тормозом» на этом пути в случае ее отсутствия.

Далекая зеленая точка

От европейской модели украинские реалии находятся очень далеко, дальше чем хрестоматийные декабристы от народа. Равно как и от «зеленой точки», отсутствие которой может существенно усложнить продвижение отечественной продукции на европейские рынки.

Непреодолимая дистанция создается, прежде всего, по причине государственного статуса, прибыльности и непрозрачности деятельности уполномоченного органа. Таким органом в Украине формально определена государственная компания по утилизации отходов вторичного сырья («Укрэкокомресурсы»), ставшая правопреемницей существовавшей ранее «Укртарапереработки». Согласно уставу, задачей «Укрэкокомресурсов» является создание системы утилизации отходов, а не сами услуги, что не мешает им собирать средства именно за переработку без предоставления какого-либо отчета о проделанной работе. Неурегулированность механизмов формирования цены услуг порождает неправомерное влияние на себестоимость продукции: в прошлом году тарифы на услуги компании были удвоены, что никак не сказалось на уровне и качестве переработки и утилизации, заметно отстающем от других стран.

По словам главы УкрПЕК Владимира Слабого, «деятельность «Укрэкокомресурсы» — показательный пример того, как процесс разрешения важной государственной проблемы, по сути, превращен в принудительный сбор денег с предприятий, а в конце концов — с каждого потребителя, в пользу одного субъекта хозяйствования. Интересно заметить, что в составе Наблюдательного совета компании «Укрэкокомресурсы» фигурирует немало высоких чинов из различных госструктур. В то же время в совете нет ни одного представителя хозяйствующих субъектов, на чьи средства они и содержатся».

Так, согласно приказу Минэкономики и Гостаможслужбы «Об утверждении Порядка контроля за тарой (упаковкой), в которой поступают импортные товары, подлежащие таможенному оформлению в режиме выпуска в свободный оборот на территории Украины», при пересечении границы и оформлении таможенных документов импортеры упакованной продукции заполняют специальный лист об упаковывании, предусматривающий уплату в семидневный срок соответствующих сумм за услуги по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары. Деньги «уплывают» в «Укрэкокомресурсы», а предпринимателю остается гадать об их дальнейшем применении и зачастую дополнительно платить уже за вполне реальную, а не «бумажную» переработку.

На несоответствие документа украинскому законодательству (упомянутый Порядок действует уже два года, хотя он не был согласован с Госкомпредпринимательства, ни с Антимонопольным комитетом, а его нормы как противоречили, так и противоречат положениям Закона Украины «Об отходах») и создание тем самым серьезных препятствий для ведения предпринимательской деятельности, наконец, обратил внимание Госкомитет по регуляторной политике и предпринимательству, потребовав его отмены. Несмотря на это, на рассмотрение депутатов представлен еще один документ, который призван укрепить существующий порядок и продолжить отдаление украинской модели от европейской — проект Кодекса Украины об отходах. Он не нашел поддержки ни в министерских кругах, ни в профильном комитете Верховной Рады, ни тем более среди производителей.

Кроме того, у специалистов данный проект вызывает много вопросов.

Так, проектом Кодекса Украины об отходах под видом платной услуги вводится некий сбор с предприятий розничной торговли на утилизацию отходов как вторичного сырья, который, платится не в государственную казну, а на спецсчета некоего спецуполномоченного органа.

Вопреки Конституции и законам Украины, данный орган наделяется полномочиями, которые могут иметь только центральные органы исполнительной власти (например, лицензирование, государственный контроль). Проект также предусматривает множество налоговых льгот, экономическая целесообразность которых не обоснована.

Нельзя сказать, что и сторонники европейской модели сидели без дела, наблюдая, как их денежки безнаказанно взымаются на счет государственной организации, а проблемы так и остаются нерешенными: по инициативе предприятий, производящих упаковку и продукцию в упаковке, был разработан законопроект «Об упаковке и отходах упаковки». И именно между ним и неподдержанным предпринимательскими кругами проектом Кодекса (а следовательно, двумя кардинально отличными подходами к разрешению проблемы) будет идти борьба в сессионном зале.

Контракты №40 / 2003


Вы здесь:
вверх