логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Сам себе конкурент Вячеслав ДАРПИНЯНЦ,
фото Светланы и Виктора СКРЯБИНЫХ - «Контракты» №41 Октябрь 2003г.

Последние социально-экономические встряски, а именно — продовольственный кризис и предкризисная ситуация на рынке нефтепродуктов — концентрируют внимание на действиях Антимонопольного комитета. Председатель АМКУ, имеющий «монополию на борьбу с монополиями» и охотно об этом рассказывающий, на самом деле знает гораздо больше. Например, знает, чем закончится противостояние «Оболони» и «Сармата», предполагает, каким будет следующий шаг монополиста кабельного телевидения «Воля-Кабель». Об этом и не только председатель АМКУ Алексей Костусев — в интервью «Контрактам».


Алексей Костусев

— Итогом расследования АМКУ кризисной ситуации на продовольственном рынке стало ваше заявление о несовершенстве прогнозирования и отсутствии информации о возможностях Госрезерва. Есть информация о вашей встрече с премьером Виктором Януковичем, где обсуждалась эта же тема. Есть ли новые результаты расследования?

— Антимонопольный комитет проанализировал состояние конкуренции на продовольственных рынках. Этот анализ и предложения по недопущению кризисных ситуаций были направлены Президенту, аналогичную справку я лично передал премьеру. Продовольственный рынок Украины — это живой организм, где проявляют себя десятки тысяч субъектов хозяйствования. Каждый из них, защищая свои интересы особенно старательно, иногда чересчур увлекаясь, преступает границы честных правил конкуренции. Сегодня мы стараемся не только выявлять нарушения конкуренции и наказывать за них, но и работать на предупреждение этих нарушений.

Например, Ивано-Франковским отделением АМК обнаружены признаки согласованных действий «Зерноперерабатывающей компании «ЮМАС» (Ивано-Франковская обл.) и общества «Водопад» (Винницкая обл.). Они покупали и продавали зерно по завышенным ценам. Комитет обязал нарушителей прекратить неправомерные действия. Киевское областное отделение комитета предоставило свои рекомендации предприятию «Кирдей», фирме «Масан», а также ряду частных предпринимателей, обязав их снизить цены на гречневую крупу и хлеб до среднего по области уровня. Для этого «частники» должны уменьшить торговую надбавку и заключить договора на поставку продукции непосредственно с производителями. Выполняя наши рекомендации предприятие «Экспансия» (Вишневое), уже снизило цены.

— В свое время АМК активно боролся против структур-монополистов на рынке хлеба. В прошлом году даже были снижены цены (на несколько копеек). Побороли? Намерены ли побороть вновь?

— Почему на несколько копеек? Эти несколько копеек при снижении цены хлеба за 1 кг, например, с 1,5 грн до 1,2 грн составляют 20%, что существенно для многих граждан. Кроме того, такие действия комитета, направленные на снижение цен, пусть и на несколько копеек, выступают фактором сдерживания предприятий от намерений необоснованно поднимать цены в будущем. В этом году, особенно во время кризиса, ситуация была еще тяжелее, чем в прошлом. Вместе с тем, мы не нашли причинно-следственной связи между наличием монополистов на рынках хлеба и повышением цен на хлеб. В семи регионах, где есть монополисты, цены на хлеб не повышались. К ним относятся Сумская, Луганская, Одесская, Полтавская, Тернопольская, Хмельницкая области и город Киев.

И, наоборот, в четырех из тех, где было повышение цен, монопольных образований вообще нет. Это Днепропетровская, Житомирская, Закарпатская и Запорожская области. Но была другая проблема. Ее суть в том, что в связи с повышением цен на зерно и, соответственно, муку многие хлебопеки-монополисты не утруждали себя поиском более дешевой муки, чем у постоянных поставщиков. Как следствие — необоснованное повышение цен на хлеб. Это злоупотребление монопольным положением на рынке. В других случаях — действия хлебопеков, неважно, монополисты они или нет, и поставщиков муки мы расцениваем как антиконкурентные согласованные действия.

Потому что они устанавливали такие цены, какие невозможно установить в условиях конкуренции. И в первом, и во втором случае это нарушение законодательства о защите экономической конкуренции. Несколько дел о таких нарушениях рассмотрено в Ивано-Франковской, Винницкой, Полтавской, Житомирской, Черкасской областях. Аналогичные дела рассматриваются в Запорожской, Киевской, Кировоградской и Черниговской областях. В общем, благодаря выполнению рекомендаций АМК снижены цены на хлеб предприятиями «Крымхлеб», «Винницахлеб», Ивано-Франковским хлебокомбинатом, Черниговским, Нежинским, Прилуцким хлебозаводами и хлебозаводами потребительской кооперации в Черниговской области, Сарненским хлебозаводом в Ровенской области, Криворожским хлебокомбинатом в Днепропетровской области. Так что, боремся и будем бороться.

— Известно, что АМКУ уже выявил факты нарушений продавцами бензина в Донецкой, Закарпатской, Харьковской, Днепропетровской областях. Каков их характер? Испытываете ли вы давление, расследуя эти дела?

— На протяжении первого полугодия АМК провел проверки предприятий как на общегосударственном рынке, так и на региональных рынках оптовой торговли нефтепродуктами. Наши специалисты проверяли ТНК, «ЛУКОЙЛ-Украина», «Альфа-нефть». Проверки проходили в Днепропетровской, Луганской, Одесской, Харьковской областях. Выявлены факты антиконкурентных согласованных действий на рынках нефтепродуктов в Донецкой и Закарпатской областях. Рассмотрены дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции предприятиями «Аль-Ями Интернэшнл», «Транс ЛТД», ВКФ «Вектор», «Закарпатнефтепродукт-Мукачево». Суть нарушений — установление одинаковых розничных цен на бензин и дизельное горючее на протяжении ноября — декабря 2002 года без оправданных причин.

Это существенно ограничило конкурентоспособность других операторов рынка. Харьковским отделением АМК в сентябре предоставлены рекомендации РКП «Балаклиянефтепродукт» прекратить действия, имеющие признаки злоупотребления монопольным положением. «Аль-Ями Интернэшнл» и его комиссионерам рекомендовано не допускать антиконкурентных согласованных действий. В настоящий момент отделениями комитета рассматриваются дела по признакам нарушения конкурентного законодательства в нескольких областях. В Днепропетровской области — «Сентоза Ойл» и группа других предприятий на протяжении 2000 — 2002 годов получали в аренду автозаправочные станции без согласия АМК. В Волынской и Херсонской областях конкурентное законодательство нарушили фирма «Авиас» и «Сентоза Ойл», которые без разрешения комитета заключили соглашения о реализации нефтепродуктов «Авиас» через сеть АЗС «Сентоза Ойл», а это — согласованные действия.

Есть и такие, например, как «Днепронефтепродукт» и «Сентоза Ойл», которые препятствовали комиссии Днепропетровского отделения АМК в проведении проверок. За это они будут отвечать согласно закону. «Аль-Ями Интернэшнл» и его комиссионеры в Харьковской области согласованно устанавливали цены на нефтепродукты. Действия ТД «Херсон-Нефть», «Курган», «Нефть-Импекс» по установлению цен на нефтепродукты могли привести к ограничению конкуренции на рынке розничной торговли нефтепродуктами. По этому же поводу Волынское отделение сейчас рассматривает дело о нарушении Луцкой нефтебазой и предприятием «Альфа-Луцк» конкурентного законодательства.

— А как вы относитесь к тому, что практически все нефтеперерабатывающие заводы контролирует российский нефтяной бизнес?

— Участие иностранных инвесторов, например российских ТНК, «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», являющихся вертикально-интегрированными структурами с собственной добычей сырой нефти, в деятельности отечественных нефтеперерабатывающих заводов — не значит «плохо». С 2001 года наблюдается постоянное возрастание объемов переработки нефти, насыщение рынка нефтепродуктами, выработанными в Украине. Объем светлых нефтепродуктов, выработанных в 2002 году украинскими НПЗ, более чем на 40% превышает производство 2000 года. В комитете есть информация о том, что благодаря иностранным инвесторам не произошла монополизация рынка переработки сырой нефти. Собственники отечественных переработчиков нефти — ТНК, «ЛУКОЙЛ», «Татнефть» — не связаны отношениями контроля. Более того, они конкурируют между собой как на рынках России, так и на рынках Украины. Кстати, на украинских рынках нефтепродуктов действуют мощные нефтяные компании Казахстана, Прибалтики и так далее. Поэтому сегодня нет оснований утверждать, что украинские рынки нефти и нефтепродуктов монополизированы какой-либо из российских компаний.

Кризисная ситуация на Ближнем Востоке — один из основных факторов, повлиявших на рост мировых цен на нефть, в том числе и российскую. Мировые цены на нефть в течение года значительно возросли: в сентябре они на 40% выше январских цен. В результате, в Украине существенно выросли оптовые и розничные цены на нефтепродукты. Чтобы предотвратить кризисные ситуации на этом рынке, нужно в первую очередь обеспечить стабильные, в достаточных объемах поставки нефти на НПЗ и наличие запасов нефтепродуктов на заводах. Для этого нужно принимать меры по диверсификации источников поставки нефти в Украину.

— Прошедшим уже летом первые лица НБУ встали на защиту банкиров против, условно говоря, монополии ГСО при МВД на рынке охранных услуг. Удалось ли «разрулить» противостояние?

— В конце 2001-го — начале 2002 года в АМК поступало значительное количество жалоб от кредитно-финансовых учреждений и банков на повышение стоимости охранных услуг ГСО. По моему поручению наши территориальные отделения провели соответствующие проверки, по результатам которых в десяти областях открыли дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства по установлению монопольно высоких и дискриминационных цен. Еще в пяти областях ситуацию удалось исправить путем внесения рекомендаций подразделениям ГСО. За этот период стоимость услуг охраны банков в целом по Украине снизилась, в некоторых областях — почти в 1,5 раза.

— Характерной чертой борьбы за собственность все чаще становится покупка ценных бумаг у миноритарных акционеров (к примеру, противостояние «Привата» и «Интерпайпа», или «Сармата» и «Оболони»). Какова роль АМК в такой борьбе?

— До определенного момента АМК не вмешивается в такую борьбу, не имея законных на то оснований. В соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции, приобретение любым субъектом хозяйствования акций любого эмитента в размере, меньшем 25% голосов в высшем органе управления эмитента не требует предварительного получения разрешения АМК. При достижении или превышении упомянутого показателя предварительное разрешение комитета нужно в отдельных случаях, предусмотренных законодательством. Если нужно получить такое разрешение, а предприятие не обратилось в Антимонопольный комитет, у нас есть не только право, но и обязанность вмешаться, принять все соответствующие меры, пресечь незаконные действия. Что касается «Сармата» и «Оболони», сейчас комитет рассматривает дело о концентрации путем приобретения «Сарматом» акций «Оболони».

— В свое время АМКУ пошел навстречу компании «Воля» в надежде, что ее пример послужит отправной точкой привлечения инвестиций в этот сектор услуг. Инвестиций не наблюдается, конкурентов у «Воли» практически нет, а качество услуг компании и их соответствие цене у многих вызывает сомнения. Что намерен предпринять АМКУ?

— «Воля-Кабель» предоставляет услуги кабельного телевидения абонентам «ІВК» и «КТМ» с 2002 года. «Воля-Кабель», в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» — монополист. Такое положение предприятие занимает на региональном рынке услуг кабельного телевидения в Киеве в пределах кабельных сетей. С конца августа и до сего времени к нам поступает множество жалоб на действия «Воли-Кабель» в связи с исключением с 18 августа из перечня каналов, предоставляемых абонентам, каналов «НТВ-Мир» и «ОРТ-Международное». С 21 августа этого года ретрансляция «ОРТ-Международное» восстановлена. Согласно дополнению № 1 к решению Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания от 4 июня 2003 года в перечне телевизионных каналов, которые «Воля-Кабель» заявила для трансляции и ретрансляции в кабельной телесети Киева, есть каналы «ОРТ-Международное» и «НТВ-Мир».

На этом основании Киевское городское территориальное отделения АМК начало рассмотрение дела по признакам нарушения конкуренции «Волей-Кабель». Злоупотребление этого предприятия монопольным положением на рынке может привести к ущемлению интересов потребителей. Эти действия были бы невозможны в условиях значительной конкуренции. В то же время, по полученной информации, в том числе из заявлений потребителей, установлено, что «Воля-Кабель» 5 сентября этого года планировала прекратить ретрансляцию телеканала «Орт-Международное». В связи с этим Киевскому городскому отделению АМК «Воля-Кабель» рекомендовано воздержаться от отключения этого канала до окончательного принятия решения по делу. Рассмотрение дела еще продолжается.


Досьє

Алексей Костусев родился 29 июня 1954 г. 1975-1991 гг. — аспирант, асистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой социально-политической теории Одесского института инженеров морского флота. 1993-1994 гг. — глава Одесского городского комитета приватизации. Народный депутат Украины 3-го собрания, член фракции СПУ и СелПУ (с 1998 г.), член фракции СПУ (до 1999 г.). С декабря 1999 г. — член группы «Трудова Україна»; с февраля 2000 г. — глава комитета ВР по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестицый. 21 июня 2001 г. глава АМК Украины.

Контракты №41 / 2003


Вы здесь:
вверх