логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Рынок сырья перестраивается: На рынке кондитерского сырья активно формируется мелкооптовый сегмент Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №41 Октябрь 2003г.

Поставщики сырья и пищевых добавок для кондитерской промышленности отмечают, что спрос со стороны малого бизнеса — кафе, ресторанов, кондитерских — растет быстрее, чем со стороны крупных кондфабрик. Это побуждает крупных импортеров и производителей повернуться лицом к мелкооптовому покупателю, в частности, создать удобные для него каналы поступления сырья.


Рынок глазури — порождение новой экономики

На нынешнем этапе наряду с хладокомбинатами и молокозаводами, в последние годы начавшими производить не только глазированное мороженое, но и глазированные сладкие сырки, появилась новая большая группа покупателей шоколадной глазури — мелкие производители кондизделий, пекарни, небольшие кондитерские и заведения питания. Производить глазурь самостоятельно у них нет возможности, или это выходило дороже, чем закупать готовую.

В то же время постепенное изменение потребительских симпатий в сторону более дорогих и оригинальных продуктов побуждало малый бизнес активно осваивать глазированные изделия (печенье, торты на заказ и т.п.). Помогло развитию мелкомасштабного производства глазированных сладостей и появление на рынке недорогого (от $25 тыс. за комплект) отечественного оборудования для глазировки, рассчитанного на средние предприятия мощностью около 10 т кондизделий в сутки, которые предлагают, в частности, «Химтекстильмаш» (Чернигов) и «Тронка-Агротех» (Киев).

На сегодня специалисты оценивают объемы производства глазури в Украине в 25 тыс. т, из которых 15 тыс. т производятся кондфабриками для собственных нужд, а 9—10 тыс. т реализуются производителям мороженого, сырков, кондитерским цехам и заведениям питания. Львиную долю рынка глазури занимает компания «АВК», которая первая в Украине начала производство этого полуфабриката для собственных нужд. «Мы покрываем 80% потребностей в глазури молокоперерабатыващих предприятий и 36% потребностей малого бизнеса», — рассказали представители «АВК». На сегодня «АВК» выпускает около 30 видов шоколадной глазури, которая может производиться по рецепту заказчика, в том числе с недавних пор — цветную глазурь.

Большая часть объемов реализации глазури «на сторону», по словам представителей, приходится на крупных потребителей, например, производителей мороженого. «В то же время при продвижении полуфабрикатов мы сейчас обращаем больше внимания не на крупных покупателей, а на малый бизнес, более того, даже домохозяек», — рассказывает первый заместитель генерального директора компании Андрей Дикунов. Причина повышенного внимания к мелкому покупателю проста: этот сегмент рынка еще не насыщен. Препятствуют здесь нехватка глазури в мелкой упаковке (от 300 г до 1 кг), поскольку в советские времена она производилась исключительно в виде 20-килограммовых «слитков», а также недостаточное развитие каналов сбыта.

Например, многие мелкие заведения питания привыкли, что поставщик им все подвозит, а крупной кондфабрике невыгодно развозить продукцию такими малыми партиями. Поэтому, расширив ассортимент за счет глазурей, поставщики смогли бы увеличить оборот и объемы сбыта.

Переход на качественный какао-порошок — дело будущего

Рынок какао-сырья в Украине представлен исключительно импортной продукцией, в первую очередь бобами, тертым какао, какао-маслом и какао-порошком.

Какао-бобы — сырье для шоколада — кондитерские фабрики закупают в странах-производителях. Другие основные виды какао-сырья поставляют в Украину компании-переработчики, не обязательно находящиеся в странах, где выращены какао-бобы, а также их дилеры. Главными поставщиками какао-масла, какао-порошка и тертого какао в Украину выступают перерабатывающие фирмы из Европы и Юго-Восточной Азии (Китай, Малайзия, Индонезия). Сырье европейских компаний считается значительно лучше.

«Хотя в странах Юго-Восточной Азии, в отличие от Европы, какао-бобы растут, но у европейских компаний хорошее, высокотехнологичное производство, дающее необходимую степень измельчения какао-порошка, — говорит представитель в Украине фирмы ADM, частный предприниматель Мария Рожкова (Львов). — К тому же европейские компании используют какао-бобы из Африки, где естественные условия для этой культуры более благоприятны, чем в Азии». Например, и сама ADM, входящая в пятерку ведущих мировых производителей какао-сырья, держит собственные плантации в Африке (Кот-д’Ивуар), а фабрики — в Европе (Англия, Голландия, Польша).

О разнице в качестве говорит цена: килограмм китайского какао-порошка стоит на отечественном рынке 14 грн, а европейского, сделанного из африканского сырья, — 18—19 грн.

Основными покупателями какао-масла и тертого какао выступают кондитерские фабрики, ведь эти продукты используются преимущественно для производства шоколадной плитки и кондитерской глазури. Сфера применения какао-порошка гораздо шире: производство кондитерской глазури, теста для печенья, мороженого, наполнителей для кондизделий и т. п.

Поэтому круг покупателей какао-порошка значительно шире и включает как малый бизнес (кондитерские цеха, кафе и рестораны), так и домохозяек, желающих приготовить что-нибудь сладкое и вкусное.

Учитывая нехватку средств, подавляющее большинство розничных и мелкооптовых покупателей какао-порошка везде, где только возможно, применяют самый дешевый порошок. «Высококачественный какао-порошок берут тогда, когда технология иного не позволяет, например, для производства глазури или мороженого», — говорит Мария Рожкова. На сегодня в Украине около 20 поставщиков какао-сырья, в частности, «Свiт Юнiон» (Киев), «Авис» (Макеевка), «ЗИМ» (Ровно), «Ин-Вайс» и «Троя» (Днепропетровск). Но если в сфере какао-масла и тертого какао между зарубежным производителем и отечественным покупателем стоит только один посредник — импортер, то на рынке какао-порошка их не менее двух — импортер и дилер. Сейчас количество импортеров, по отзывам операторов рынка, растет благодаря постепенному росту спроса на какао-сырье, обусловленному развитием кондитерской отрасли.

Третий элемент карамели

Главный украинский экспортный сладкий товар — карамель — состоит из трех основных компонентов: сахара, воды и ароматизатора. Последний — важный компонент производства почти всех кондитерских изделий — мармелада, наполнителей, глазурей, печенья, шоколадных изделий. Поэтому в круг постоянных покупателей ароматизаторов входят как мощные кондфабрики, так и небольшие кондитерские цеха. «Среди наших клиентов немало заводов продтоваров, впрочем, основные объемы реализации обеспечивают пять крупнейших покупателей, такие как фабрика «Світоч», — говорит директор фирмы «Этол-Украина» Петр Пасечник. — Естественно, крупным покупателям — особое внимание. Например, по их рецептуре наши поставщики могут создать особый ароматизатор».

Учитывая рецептуру кондизделий — на 1 кг сладостей нужно от нескольких десятых грамма до нескольких граммов ароматизатора — рынок ароматизаторов только для кондитерской промышленности оценивается в 2—3 тыс. т ежегодно. Все ароматизаторы для кондитерской промышленности, продающиеся в нашей стране, — импортные. Заметное место на отечественном рынке ароматизаторов занимают австрийская компания Dragoko, словенская Etol, израильская «Балером» и, конечно же, бывший всесоюзный монополист — Санкт-Петербургский комбинат химико-пищевой ароматики. Ассортимент ароматизаторов для пищевой промышленности чрезвычайно широк.

Например, фирма Etol, по мировым меркам относящаяся к средним, производит более 3000 позиций ароматизаторов для самых разнообразных пищевых продуктов, разрабатывая ежегодно 100—200 новых. Ведущие производители, имея мощные отделы разработки новых рецептур, выводят на рынок еще больше новых продуктов. У небольших производителей (например, ряда польских фирм) намного меньший ассортимент собственной разработки, иногда — чуть больше десятка позиций.

Импорт и растамаживание ароматизаторов — довольно сложный процесс, поэтому ни одно из кондитерских предприятий не закупает эти пищевые добавки напрямую. На рынке есть несколько десятков фирм, специализирующихся на поставке ароматизаторов или пищевых добавок вообще. Самые известные из них — Bears (Киев), «Этол-Украина» (Борислав Львовской обл.), «Эсаром-Украина» (Харьков), «Лев» (Днепропетровск), «Аромат» (Хмельницкий; дочернее предприятие Санкт-Петербургского комбината).

Редакция благодарит за помощь в съемке кондитерский цех ЗАО «Перспектива»

Контракты №41 / 2003


Вы здесь:
вверх