логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Дефицитная ДСП: Производство древесностружечных плит сегодня – самая динамичная отрасль деревообработки Богдан МАЛИНОВСКИЙ, Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК - «Контракты» №41 Октябрь 2003г.

В прошлом году, по данным департамента легкой, мебельной и деревообрабатывающей промышленности Минпромполитики, производство ДСП возросло почти на 45%, в частности, ламинированной и кашированной — на 70%. Такое стремительное развитие отечественной плитной отрасли в значительной мере объясняется приходом в нее иностранных инвесторов. Благодаря им, как ожидается, в ближайшие годы наконец будет удовлетворен спрос внутреннего рынка, который пока превышает возможности отечественных производителей. Сейчас, с началом сезона пиковых продаж (сентябрь-октябрь) крупнейшие производители и импортеры отмечают, что полностью спрос удовлетворить не могут.


ПРОИЗВОДСТВО

Кто работает, загружен «на все сто»

Сейчас, наверное, можно говорить о стабильном развитии производства древесностружечной плиты, которую мебельщики называют просто «плита». В этом году различные отечественные предприятия ожидают прироста производства от 15—20% до 80%.

Стабильное повышение спроса, однако, не означает, что предприятия появляются, как грибы после дождя. На сегодня производством ДСП занимаются предприятия, основанные еще в советские времена, да и то не все. Ведущие позиции на рынке сохраняют «ЛК Интерплит Надворная» (Надворная Ивано-Франковской обл.) и «Свиспан ЛТД» (Костополь Ровенской обл.), которые раньше ассоциировались с торговой маркой WBM и были известны как СП «Инерплит» и «Комбинат древесных плит».

Третье место по объемам производства в прошлом году занимал «КроноЛьвов», на четвертом месте было киевское ЗАО «Аверс», возникшее на базе производства мебельных заготовок объединения «Киевдрев». Развивают производство Черкасский ДОК, Калиновский экспериментальный завод древесных материалов (Винницкая обл.) и Комбинат мебельных деталей в поселке Солоницевка недалеко от Харькова. А вот ООО «Завод ДСП», выделенный в процессе санации из состава Берегометского лесокомбината (Черновицкая обл.), производит 1,5—2 тыс. кубометров плиты ежемесячно — всего четверть возможного.

Четыре крупнейших предприятия — «ЛК Интерплит Надворная», «Свиспан ЛТД», «КроноЛьвов» и «Аверс» — обеспечивают свыше 80% производства. На рынке ламинированной плиты концентрация производства еще выше — «Свиспан ЛТД» и «ЛК Интерплит Надворная» выпускают 80% отечественного ламината. По словам генерального менеджера компании «Свиспан ЛТД» Штефана Гермута, такая ситуация характерна и для других европейских стран: даже в крупнейших из них насчитывается по 5—6 отечественных производителей. Это обусловлено технологически: оборудование для выпуска ДСП сложное, мощное, а значит, дорогое. Например, только в достройку и модернизацию почти готового предприятия в Каменке-Бужской Swiss Krono Group вложила $7 млн, а стоимость новой, изготовленной на предприятиях Евросоюза линии по выпуску ДСП, как говорят специалисты, достигает до $30 млн.

АССОРТИМЕНТ

Мебельщики выбирают самый безопасный ламинат

Рост спроса на ДСП происходит одновременно с коренной перестройкой рынка сбыта. «В советские времена предприятия, выпускавшие плиту, также производили и мебельные заготовки из нее (преимущественно для каркасных частей), которые потом оклеивали шпоном и отправляли на мебельные комбинаты, где их покрывали лаком, полировали, делали фасады и собирали «стенки». Эта технология была сложной и затратной», — говорит коммерческий директор ЗАО «Аверс» Виктор Яремов. Поэтому сейчас из ламинированной ДСП производится 80% корпусной мебели.

Ориентация мебельного производства на индивидуальные и малосерийные заказы обусловила спрос на ДСП широкого диапазона толщины и разнообразной гаммы цветов и фактур. Например, в «джентельменском наборе» ведущих европейских производителей ДСП — 5—8 размеров по толщине и по меньшей мере 40—50 цветов и полдесятка фактур ламината. Пользуется спросом среди производителей мебели и кашированная ДСП (оклеенная специальной бумагой), хотя значительно меньшим, чем ламинированная: из-за меньшей долговечности покрытия такая плита используется преимущественно для дешевой мебели.

Пытаясь завоевать симпатии «среднего класса» и богатых покупателей, производители дорогой мебели декларируют ее экологичность. В отрасли ДСП распространенным показателем экологичности служит класс эмиссии, зависящий от объема выделения в воздух формальдегида, содержащегося в смолах, без которых пока невозможно производство плиты. Больше всего формальдегида выделяется из плит класса Е2, меньше — Е1, а самыми безопасными считаются плиты Е0. Например, плиту класса эмиссии Е2 запрещали использовать для детской мебели даже советские стандарты, а европейские распространили этот запрет абсолютно на всю мебель. За экологичность приходится платить: плита класса Е1 обычно на 20—25% дороже плиты Е2, а плита Е0 в 1,5—2 раза дороже Е1. Поэтому сейчас производители дорогой мебели полностью перешли на ДСП класса эмиссии Е1. В то же время ДСП класса эмиссии Е0 из-за слишком высокой для нашего рынка цены пользуется незначительным спросом.

Еще больше, чем по выделению формальдегида, ДСП может различаться по плотности и сопротивлению к вырыванию шурупов, ведь от этого зависят прочность и надежность мебели.

Среди импортной продукции можно встретить как действительно высококачественную плиту, так и ДСП, мебель из которой не выдерживает переезда. Дело в том, что большинство европейцев, на которых и ориентируются тамошние производители, могут себе позволить менять мебель каждые два-три года, как только старая надоест или выйдет из моды. Соответственно, часть иностранных производителей ДСП выпускает плиту, рассчитанную именно на такой срок службы. Украинцы покупают мебель на всю жизнь, во всяком случае лет на 20. Поэтому ведущие отечественные производители, чтобы быть конкурентноспособнее, делают ДСП такой, чтобы мебель прослужила в пять раз дольше некоторых импортных образцов.

ИМПОРТ

Основной поставщик — Польша

Развитие отечественного производства вызвало немалое сокращение доли импорта (в сегменте ламинированной плиты за четыре года — с почти 100 до 30—40%), но благодаря общему росту рынка объемы ввоза ДСП даже увеличиваются. Импортируется исключительно ламинированная ДСП, поскольку «черновой» плиты в Украине достаточно, и она экспортируется в немалых количествах. Основным источником импорта остается Центральная Европа, прежде всего Польша. По словам менеджера по поставкам киевской фирмы «L-Мастер» Александра Клочана, польские производители Kronopol, Kronospan, и особенно Kronowood, уделяют большое внимание украинскому рынку. Заметное место на отечественном рынке занимают также австрийский концерн Egger, венгерский завод Interspan и латвийский Bolderaja.

Среди последних тенденций рынка специалисты отмечают заметную детенизацию импорта. Респонденты «Контрактов» рассказывают, что контрабанда пока ощутима только в Западном регионе, а дальше от границы она сравнивается в цене с продукцией местных заводов.

В то же время большую обеспокоенность отечественных предприятий вызывает демпинг со стороны экспортеров ламинированной ДСП в Украину. Таможенная статистика показывает, что с 2001 года объем импорта растет при постоянном снижении цены, на сегодня отпускные цены заграничных заводов-производителей более чем вдвое ниже цен на внутреннем рынке.

СБЫТ

На очереди — развитие сервиса

Около 80% ДСП закупают мебельщики, остальное (исключительно «черновая») — идет на нужды строительства — сооружение перегородок, полов и т. п. Вследствие резкого изменения структуры мебельного производства за последние 12 лет изменилась и цепочка прохождения ДСП от производителя к покупателю. Появилось очень много мелких покупателей, которым нужна не вагонная партия и даже не машинная. К тому же нехватка оборотных средств не позволяет держать запасы ДСП даже довольно крупным предприятиям. Поэтому, сохранив прямые контакты с крупнейшими мебельными комбинатами, производители ДСП вынуждены были параллельно искать дилеров в регионах.

По словам руководителя отдела маркетинга торговой марки WBM Артема Дяченко, развитая дилерская сеть позволяет оперативно осуществлять поставку продукции ее непосредственным потребителям, до минимума сократить срок между временем выпуска новых декоров ламинированных плит и их непосредственным использованием в мебельном производстве, учитывать в работе потребности самого широкого круга производителей мебели, поддерживая с ними постоянный контакт.

На сегодня почти в каждом областном центре можно купить розничную партию ДСП. Многие дилеры предлагают дополнительные услуги раскроя и нарезки ДСП по чертежам, что облегчает работу мелким производителям и позволяет им производить мебель из плиты высокой плотности, которую тяжело пилить в «гаражных» условиях. Еще один важный элемент сервиса, который развивают дилеры, — отсрочка оплаты.

Как отмечает Александр Клочан, сейчас спрос на ДСП формируют именно мебельщики, ведь конечный покупатель в 80—90% случаев не интересуется, кто произвел плиту, из которой собрана мебель, и какого она класса эмиссии — главное, чтобы «стенка» была красивой и не рассыпалась. А производители мебели, выбирая ДСП, по его словам, преимущественно ориентируются на цену. Хотя те мебельщики, в том числе и мастера-индивидуалы, которые на рынке довольно давно, со временем все меньше внимания уделяют цене и все больше — репутации производителя ДСП, судя о ней по собственному опыту.

СЕГОДНЯШНИЕ ТЕНДЕНЦИИ

Производители ДСП форсируют ламинирование

Описанные тенденции спроса со стороны мебельщиков и определяют сейчас главные направления развития производства ДСП. Во-первых, дефицитом на рынке была и остается при сезонных скачках спроса только плита с покрытием — ламинированная или по крайней мере кашированная. Поэтому все опрошенные «Контрактами» производители выпускают или планируют начать выпуск ламинированной ДСП. Первыми в Украине модернизировали производство ДСП и почти полностью перешли на ламинат «ЛК Интерплит Надворная», а немного позже «Свиспан ЛТД».

В начале 2002 года ламинированную плиту стал выпускать «КроноЛьвов», а в 2001-м — «Аверс», который три года назад первым в Украине перешел на производство кашированной плиты. Сейчас на обоих предприятиях ламинат составляет львиную долю объемов производства. Нынешним летом Калиновский экспериментальный завод древесных изделий начал выпускать кашированную плиту, а «Комбинат мебельных деталей» в Солоницевке — ламинированную.

Перейти на более высокий класс эмиссии — не проблема, надо только заменить смолу, входящую в ДСП. Поэтому три крупнейших отечественных производителя уже полностью перешли на плиту класса эмиссии Е1. Наряду с ДСП старого экологического норматива Е2 стали выпускать плиту класса Е1 и на «Аверсе», а в будущем планируют переход на Е1 и предприятия в Калиновке и Черкассах.

«Большая четверка» производителей активно расширяет ассортимент цветов. Если в первые годы независимости кашированная ДСП выпускалась аж... двух цветов, то сейчас один только «Аверс» предлагает 30 оттенков и 3 фактуры, а WBM — 65 оттенков и 5 фактур.

ИНВЕСТИЦИИ

Если производителей будут защищать, то инвесторы ринутся в Украину

Все опрошенные «Контрактами» производители уверены, что рынок ДСП будет расти еще по крайней мере несколько лет. Виктор Яремов, оценивая потенциал украинского рынка, ставит в пример Польшу, где производится 4 млн кубометров ДСП и нет ни одного завода, который принадлежал бы местному капиталу. Даже учитывая возможную потерю Польшей российского и украинского рынков, отечественные производители могут рассчитывать в среднесрочной перспективе на 4—5-кратный рост производства по сравнению с прошлым годом.

Ради наполнения внутреннего рынка ведущие производители до минимума сократили экспорт, но и этого оказалось мало для удовлетворения спроса в сезон. Поэтому стратегическое направление производителей ДСП — расширение мощностей. Так, «Аверс» за последние 12 лет увеличил производственные мощности в четыре раза — с 25 до 100 тыс. кубометров в год, а в конце октября намерен установить еще одну линию по ламинированию ДСП.

Следующим летом резко увеличит мощности Черкасский ДОК. В ноябре нынешнего года «КроноЛьвов» собирается после долгого простоя запустить лесокомбинат «Осмолода» в поселке Брошнев на Ивано-Франковщине, где будет выпускаться 800 кубометров ДСП в сутки, а с весны следующего года плита будет ламинироваться на месте. В 2004 году ожидается рост производства ламината на «ЛК Интерплит Надворная» на 30% и «Свиспан ЛТД» — на 40%. Представители «Свиспан ЛТД» нацелены на лидерство на украинском рынке, прибавляя, что для его достижения утверждена комплексная программа развития предприятия.

Тенденцией последних двух лет стал приток в отрасль мощных иностранных инвестиций. Первым предприятием, которое было создано при участии иностранных инвесторов, стало СП «КроноЛьвов» на базе Каменко-Бужского комбината, строительство и оснащение которого началось еще при Союзе. Полтора года назад при 90-процентной готовности предприятие купил всемирно известный концерн Swiss Krono Group. В начале 2003 года еще на два украинских предприятия, «Свиспан Лимитед» и «ЛК Интерплит Надворная», пришли новые владельцы — группа иностранных инвестиционных компаний, изучавших ситуацию на украинском рынке ДСП еще с 2002 г. «Развитие производства, которого сейчас требует рынок, невозможно без привлечения больших средств и самых современных технологий, а также ведущих специалистов этой отрасли с опытом работы на европейских предприятиях», — комментирует ситуацию Артем Дяченко.

По словам Штефана Гермута, интерес иностранных инвесторов к производству ДСП в Украине вызван стремительным развитием экономики и прогнозируемым ростом покупательной способности населения, что благоприятно скажется на развитии потребительского рынка, где мебельная отрасль — одна из самых динамичных.

Новые владельцы предприятия в Костополе решили сохранить партнерство в сфере сбыта с торговой маркой WBM. «Инвесторы высоко оценили достижения WBM в создании эффективной системы сбыта, ее высокий имидж и знание местного рынка, — говорит господин Гермут, — поэтому сегодня реализуется ряд двусторонних соглашений о совместной работе на рынке».

Правда, за последние восемь месяцев ввиду усиления демпингового импорта оптимизм инвесторов по поводу производства ДСП в Украине ослабел, и они все больше обращают свои взгляды на Россию, где протекционистская политика сильнее, а запасы сырья гораздо больше.


Комментарии специалистов

Марьяна ДРУЧЕК, коммерческий директор предприятия «КроноЛьвов»:

— Сегодня в Украине не хватает ДСП отечественного производства, то есть ниша для развития отрасли есть. Какова ее емкость — не скажу, поскольку большая часть украинских мебельных предприятий производит продукцию на экспорт и каждая фирма старается максимально развить это направление.

На спрос со стороны мебельщиков реагируют производители плиты, динамично расширяя и модернизируя производство. Отечественная ДСП сейчас существенно вытеснила импортную, с которой еще года три назад безальтернативно работала украинская мебельная промышленность. По нашим оценкам, ввоз ДСП в Украину по сравнению с прошлым годом снизился процентов на 30.

Штефан ГЕРМУТ, генеральный менеджер компании «Свиспан ЛТД»:

— Я уверен, что недостаточная защита отечественного производителя от демпингового давления со стороны европейских концернов будет серьезно сдерживать инвестиционную активность отрасли. Показательно, что инвестиции вкладываются в Украине только в работающие предприятия или в предприятия с 80—90-процентной готовностью, в отличие от соседней России, где инвесторы строят предприятия по производству ДСП и МДФ, что называется, «с нуля». Причина — в России есть действенные механизмы защиты национального товаропроизводителя. С одной стороны, созданы равные условия для всех отечественных предприятий, а с другой — рынок защищен от демпинга и других видов некачественной конкуренции.

Контракты №41 / 2003


Вы здесь:
вверх