логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Таможню обвинили во всех «смертных» и предложили расширить ее полномочия Елена ДЕМИНА - «Контракты» №44 Ноябрь 2003г.

Проверка таможенных органов, проведенная специальной комиссией Совета национальной безопасности и обороны Украины, выявила в ревизуемом ведомстве многочисленные нарушения. Некоторым высокопоставленным чиновникам Гостаможслужбы это стоило должности. Остальным придется пересматривать подходы к работе. Как ни странно, наведение порядка в таможенных органах может обернуться и против субъектов ВЭД.


Скандал в благородном семействе

Как сообщил секретарь СНБОУ Владимир Радченко, проверки установили, что Государственная таможенная служба Украины плохо обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности в процессе экспортно-импортных операций; неэффективно контролирует внешнеэкономические контракты с алкоголем и табаком; недостаточно реагирует на жалобы субъектов ВЭД.

Были названы и конкретные нарушения: вопреки действию новых правил транзита грузов, таможенники до сих пор требуют от перевозчиков финансовых гарантий на перемещение транзитных подакцизных товаров. А это, в свою очередь, снижает привлекательность Украины как транзитной страны и влечет за собой значительные бюджетные потери. Выяснилось также, что казна теряет значительные суммы из-за необоснованного занижения таможенной стоимости товара, в результате чего искусственно уменьшаются суммы обязательных платежей. По информации Владимира Радченко, только из-за занижения стоимости ввозимой в страну обуви бюджет в прошлом году не досчитался более 3,3 млрд грн. Спецкомиссия сочла неудовлетворительной и работу таможни по предотвращению незаконных операций по ввозу и вывозу товаров.

Свои претензии к таможне имеет и Генпрокуратура. В ходе проверки, проведенной также в этом году, установлен ряд нарушений антикоррупционного законодательства и выявлены факты дальнейшего пребывания в должности чиновников, ранее уличенных в соответствующих проступках.

Исправлять ситуацию глава государства начал с чистки рядов таможенников. В соответствии с президентским указом были уволены первый заместитель председателя ГТСУ Александр Егоров, зам.председателя Гостаможни Павел Пашко. Руководитель главного таможенного офиса Николай Каленский и два других его «зама» — Виктор Лозко и Юрий Демин отделались выговорами. Очевидно, что за этим последуют и кадровые перестановки на уровне региональных таможенных служб. В частности, Леонид Кучма порекомендовал уволить начальников Карпатской и Крымской региональных, Северной, Бориспольской, Вадул-Сиретской, Керченской и Крупьянской таможен.

Лес рубят — щепки летят

Главам таможенного и налогового ведомств, а также министру экономики и по вопросам европейской интеграции дан месячный срок для того, чтобы проанализировать имеющиеся недостатки в правилах взимания таможенных сборов и акцизов, существующие «пробелы» в фискальных законах. По итогам совместной работы должны быть внесены предложения по реформированию нормативной базы, чтобы воспрепятствовать возможным уклонениям от уплаты налогов и таможенных сборов при проведении экспортно-импортных операций.

Президент также определил меры по повышению эффективности работы таможенной службы. Весьма неожиданно, что среди таковых зафиксировано поручение правительству в ближайшее время подготовить и внести на рассмотрение парламента законопроекты о предоставлении отдельным подразделениям таможенных органов возможности проводить оперативно-розыскные мероприятия, досудебное следствие по уголовным делам о контрабанде, проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов ВЭД на предмет соблюдения ими таможенного законодательства. Более того, Президент рекомендует подключить таможенников и к борьбе с коррупцией: подразделения таможенной службы могут получить карт-бланш на составление протоколов о совершении коррупционных действий или других правонарушений в этой сфере. Словом, таможня еще может получить права, которые депутаты в свое время отказались закрепить в новом Таможенном кодексе. Вполне очевидно, что в результате у субъектов ВЭД появится еще один мощный контролер.

Кроме всего прочего, правительство должно рассмотреть вопрос о создании в рамках Гостаможслужбы специализированного государственного предприятия по оказанию услуг декларирования грузов, их охраны и сопровождения, предоставлению гарантий обеспечения доставки, консультаций по вопросам таможенного дела. Появление подобных предприятий обычно не сулит ничего хорошего предпринимателям. Вполне возможно, что услуги новой организации им будут просто навязываться.

Таможенники хотят простых отношений

Среди мер по повышению эффективности деятельности таможенной службы предусмотрено упрощение таможенных процедур при перемещении товаров через границу. Причем, соответствующий норматив ГТСУ уже направлен на регистрацию в Минюст. Предполагается, что провести таможенное оформление по упрощенной процедуре смогут предприятия, которые долгое время проводят однородные внешнеэкономические операции и при этом не имеют претензий со стороны таможенных и налоговых органов.

Такие субъекты ВЭД вместо семи этапов таможенного контроля получат право проходить только три. А таможенный осмотр перемещаемых товаров будет проводиться единожды: после подачи таможенной декларации к оформлению при экспорте и до подачи декларации — в случае импорта груза. Новые правила предполагают и оптимизацию процедуры таможенного оформления. По решению начальника таможенного органа таможенный контроль и таможенное оформление может провести один инспектор. Учитывая нынешнюю загруженность украинских таможенников, это существенно сократит сроки декларирования ввозимых и вывозимых товаров — вместо двух очередей, декларанту придется пройти только одну. Хотя и это, как выяснилось, тоже будет не всегда обязательно. Теперь добросовестным предприятиям могут разрешить пройти оформление вне очереди. Кроме того, ГТСУ намерена разрешить единоразовую подачу документов, имеющих долгосрочное действие и постоянно использующихся предприятием при таможенном оформлении. Правда, рассчитывать на цивилизованные отношения с таможней смогут только добросовестные субъекты ВЭД.


Основные препятствия для развития бизнеса (% предприятий, которые назвали препятствиями указанные процедуры)

Процедуры 2002 2001 2000
Проверки 48 46 42
Таможенные процедуры 38 46 49
Получение разрешений 35 41 44
Процедуры лицензирования* 32 35 42
Процедуры сертификации* 30 40 42
Процедуры регистрации 19 21 22
*проходившие процедуры

% предприятий, заявивших об уплате неофициальных платежей для прохождения каждой регуляторной процедуры

Процедуры Малые Средние Крупные Среднее значение
Получение разрешений 42 38 33 40
Таможенные процедуры 26 28 31 27
Процедуры регистрации 28 26 18 26
Процедуры лицензирования* 27 26 23 26
Процедуры сертификации* 24 23 23 24
По данным исследований Международной финансовой корпорации
Контракты №44 / 2003


Вы здесь:
вверх