логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Беспредельное совершенство: Украина «отмывается» перед FATF Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №44 Ноябрь 2003г.

Совершенствуя борьбу с грязными деньгами, правительство, ссылаясь на требования FATF, пытается взять под контроль всю страну — от рядовых покупателей квартир до политических деятелей.


Официальный Киев намерен в феврале 2004 года — на следующем заседании Международной организации по борьбе с отмыванием (FATF) — вывести Украину из «черного списка» не сотрудничающих с FATF государств. Для достижения этой цели властям предстоит, во-первых, убедить международных экспертов в эффективности запущенных в Украине летом этого года механизмов противодействия отмыванию. А во-вторых, — привести национальные антиотмывочные нормативы в соответствие сорока обновленным (на июньском заседании FATF в Берлине) и восьми специальным рекомендациям. Пакет изменений к законодательству правительство уже передало на рассмотрение ВР.

Диспозиция

FATF, как известно, не является наднациональным органом, и его рекомендации, являясь общепризнанным международным базовым стандартом в сфере борьбы с отмыванием, не обязательны к исполнению. Более того, разные страны имеют разные правовые и финансовые традиции, а значит, не могут внедрять идентичные механизмы для достижения высших целей. FATF развитые государства уважают, но не всегда чтят. И то, что FATF неоднократно выдвигала претензии к США и Швейцарии, но так и не рискнула поднять вопрос о включении этих стран в «черный список» — лучшее подтверждение тому, что организация «знает свое место».

Украина — не Швейцария (мягко говоря). Украина пока только хочет доказать свое сотрудничество FATF и выйти, таким образом, из одного «черного списка» с островами Кука, Египтом, Гватемалой, Индонезией, Мьянмой, Науру, Нигерией и Филиппинами. Период введения финансовых санкций (декабрь–февраль 2003-го) отдельными странами-членами FATF еще свеж в памяти украинских экспортеров и банкиров. Эксперты FATF также вряд ли успели забыть не поддающуюся разумному переводу на английский первую редакцию Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», в той части, где участники украинского финансового рынка попытались обезопасить себя от чрезмерной активности контролирующих инстанций.

Гонка за лидером

Сравнивая тексты изменений к законам и кодексам Украины, предлагаемых Кабмином, с усовершенствованными постулатами FATF, кажется, что на этот раз стороны не должны иметь претензий друг к другу. Если, конечно, законодательные наработки Кабмина не провалит ВР. А такой вариант, учитывая температуру дискуссии в процессе февральской коррекции закона, возможен.

Главным яблоком парламентско-правительственного раздора может стать предложение Кабмина внести политических деятелей и их родственников в категорию потенциальных отмывателей. Субъектам первичного финмониторинга предписано, в частности: а) «внедрить процедуры установления факта принадлежности» клиентов к политикам; б) обеспечить внутри организации порядок «получения разрешения руководителя... на установление деловых отношений» с такого рода клиентурой; в) «применять меры для определения источников происхождения доходов таких особ» и, вообще, относиться к политикам-бизнесменам с «особенным вниманием». Совершенно очевидно, что убедить замешанных на бизнесе политиков в том, что идея у Кабмина возникла благодаря рекомендациям FATF, а не по случаю приближающихся президентских выборов — задача не из простых.

Кроме того, FATF рекомендует (а правительство согласно) существенно расширить число и, соответственно, масштабы первичного уровня финмониторинга. Новопосвященным разведчикам (торговцам недвижимостью, драгметаллами, нотариусам, адвокатам, аудиторам) предложено в обязательном порядке не только проводить идентификацию потребителей своих услуг, но и информировать государство о сомнительных операциях клиентов. Причем тот факт, что FATF в своих рекомендациях не требует от юристов и бухгалтеров «сообщать о своих подозрениях, если соответствующая информация была получена при обстоятельствах, когда они обязаны придерживаться требований профессиональной тайны», Кабмин обошел. В любопытном Украинском государстве все вопросы по этому поводу намерены регулировать правительственными(!) постановлениями.

В свете рекомендаций FATF потенциально усиливается контроль над субъектами негосударственного мониторинга: «Информация уполномоченного органа (Госдепартамента финмониторинга. — Ред.) касательно нарушений... может служить основанием для проведения соответственным государственным органом проверки субъекта». Интересно так же и то, что размеры самого уполномоченного органа (УО) со временем могут разрастись. FATF просто рекомендовала поставить контроль над сомнительными операциями на должный уровень. А Кабмин придумал, что «для выполнения своих полномочий он (УО. — Ред.) может создавать и ликвидировать территориальные подразделения». Под этим же соусом на базе УО решили воплотить мечту налоговых инспекторов: создать «Единую государственную информационную систему», куда «субъекты государственного финансового мониторинга и другие государственные органы обязаны» сливать «информационные ресурсы». Потом, надо полагать, будет как в песне: большому кораблю — большое плавание и такие же полномочия.

В рамках рекомендаций FATF Госдепфинмониторинга намерен «давать разъяснения касательно нормативно-правовых актов в сфере предотвращения и противодействия» отмыванию. Разъяснять кому-то что-то, а не продуцировать качественные законы — хроническая болезнь украинских ведомств. Но еж ужу не помеха: разъяснения Госдепа не будут касаться «актов государственных органов, которые осуществляют регулирование и надзор над субъектами первичного финансового мониторинга».

Впрочем, финансовой разведке будет что разъяснять. Как, к примеру, на первичном уровне финмониторинга распознать происхождение денег, сокрытых от налогообложения — от продажи семечек или наркотиков они взялись? Приятно, конечно, что национальные антиотмывочные нормативы не относят уклонение от налогов к предикативным (предшествующим) отмыванию преступлениям. Но как, позвольте, будет распоряжаться информацией Госдепфин, когда узнает, что обычная квартира куплена за деньги, не указанные в налоговой декларации? А если в этой квартире поселятся террористы? В странах Западной Европы проблему решили просто: установили пороговое различие между финансовой махинацией и уклонением от уплаты налогов. В США уклонение от налогов отнесли в разряд уголовно-наказуемых и, соответственно, предикативных отмыванию преступлений.

Кстати, у самих финансовых разведчиков жилищных проблем в свете борьбы с отмыванием быть не должно: изменения дают им право на «обзаведение домашним хозяйством на срок до 20 лет с погашением 50% полученного займа за счет бюджетных средств». Это — еще круче, чем рекомендует FATF. Ведь работа украинских разведчиков-аналитиков ожидает нервная: «в случае смерти или инвалидности» работника УО на службе, «ему или его наследникам» гарантированы выплаты из госбюджета. В целом, согласно рекомендациям FATF, борьба с грязными деньгами обещает быть выгодной для государства и, прежде всего, самих разведчиков. В закон предлагаются ввести следующий пункт: «средства и/или имущество, которые были... конфискованы... по делу о легализации (отмывании)... и подлежат возврату в Украину или иностранное государство, распределяются в соответствии с международными соглашениями касательно распределения конфискованных активов или доходов от размещения этих активов. Средства, полученные Украиной по международному соглашению, засчитываются в спецфонд госбюджета и используются... на финансирование мероприятий борьбы с легализацией... в порядке, определенном Кабмином».


Налоговики финансовой разведки

ФИО Нынешняя должность Ранее занимаемая должность
Гуржий Сергей Григорьевич Первый замминистра финансов - председатель Госдепартамента финансового мониторинга Заместитель председателя ГНАУ
Диесперов Валерий Валентинович Первый заместитель председателя Госдепартамента финансового мониторинга Начальник управления налоговой милиции ГНАУ в г. Киеве
Жминько Виктор Николаевич Первый заместитель председателя Госдепартамента финансового мониторинга Руководитель управления главка налоговой милиции
Янушевич Ярослав Владимирович Заместитель председателя Госдепартаментафинансового мониторинга Заместитель начальника Главногоуправления налогового аудита ГНАУ
Клюшке Станислав Николаевич Заместитель председателя Госдепартаментафинансового мониторинга Советник премьер-министра Украины

Эволюция системы финансового мониторинга в Украине

Действующее законодательство* Проект изменений
Субъекты первичного уровня финмониторинга
Банки, страховые компании, платежные организации, эквайринговые и клиринговые учреждения, биржи всех видов, ИСИ, участники рынка ценных бумаг, ломбарды, игорные заведения и др. Добавлены: торговцы недвижимостью (риэлторы), торговцы драгметаллами и драгкамнями, нотариусы, адвокаты, юрисконсульты, аудиторы, компании по управлению активами, бухгалтерские консультации.
Субъекты государственного уровня финмониторинга
Госдепартамент по финансовому мониторингу, НБУ, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг Добавлены: Минфин, Минюст, Госкомзем.
Операции, подпадающие под обязательный финмониторинг
Сумма на 80 000 грн и выше, соответствующая одному из следующих признаков:
- транзакция на анонимный (номерной) счет за границу или в оффшор;
- купля-продажа дорожных чеков;
- транзакции при участии NCCT-резидентов;
- перечисление наличных средств за границу;
- транзакция (открытие счета) в пользу третьего лица;
операции по счетам "молодых (до 3 месяцев) компаний;
- обмен банкнот на банкноты другого номинала;
- покупка ценных бумаг за наличные и т. д.
Расширены без принципиальныхизменений. Добавлено положение о порядке уведомления государства субъектами первичного финансовогомониторинга об операциях, связанных с террористической деятельностью.
Операции, подпадающие под внутренний финмониторинг
1. Путанный характер и отсутствие экономического смысла:
- согласие на меньший процент или большую комиссию, чем предельно установлено банком;
- желание клиента провести операцию по отличной от законодательных норм и внутренних правил схеме;
- внесение существенных изменений в ранее согласованную схему;
- предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить.
2. Несоответствие финансовой операции деятельности юрлица и его уставным документам.
3. Выявление неоднократного осуществления операций, дающих основания считать их схемой ухода от финмониторинга
Практически без изменений.
Обязанности субъектов первичного уровня финмониторинга
- Проводить идентификацию клиента.
- Выявлять, регистрировать сомнительные операции.
- Предоставлять в течение 3 рабочих дней информацию (в том числе и коммерческую) на запросы органов госфинмониторинга; хранить на протяжении 5 лет информацию о потенциально сомнительных операциях и т. д.
Принципиальные дополнения: внедрить "процедуру установления
предоставлять информацию на государственный уровень факта принадлежности личности к
(не позже 3 рабочих дней). политическим деятелям;- внедрить порядок получения внутреннегоразрешения руководства на установлениеделовых отношений с политиками;
- принимать меры по определению источников доходов политических деятелей и т.п.
Полномочия Госдепартамента по финмониторингу (УО)
- сбор, обработка, анализ информации об операциях, подпадающих под обязательный финмониторинг;
- создание единой информационной системы;
- сотрудничество с международными организациями;
- участие в разработке нормативно-правовых актов;
- получение от местных органов власти, субъектов хозяйствования информации;
- сотрудничество с другими органами власти, передача, при наличии оснований, информации правоохранительным органам и т. д.
Принципиальные дополнения:
- информация УО является основанием для проверки субъекта;
- предоставление информации другим субъектам госфинмониторинга (перечень данных определяется совместно);
- создание территориальныхподразделений;
- разъяснения антиотмывочного законодательства (исключая акты других органов госвласти).
*Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»

Kомментарий юриста

Дмитрий КУТАХ, управляющий партнер «РГС — Российская адвокатская группа»:

— В Украине перегибы под маркой борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, уже имеют место. Законопроект, предложенный Госдепартаментом по финансовому мониторингу, таит в себе новые опасности. Так, возложение на бухгалтеров, аудиторов, адвокатов и так далее обязанности определять сомнительность операций клиента и, тем более, сообщать об этом в какие-либо органы, не только противоречит Конституции, духу и смыслу законов «Об аудиторской деятельности», «Об адвокатуре», «Об информации», но и подрывает основы понятий адвокатской, коммерческой, нотариальной и банковской тайны. Например, любой адвокат может быть допрошен в качестве свидетеля по делу своего клиента и, соответственно, «выбит» из уголовного дела.

Вызывает озабоченность попытка «под шумок» протащить в статью 205 Уголовного кодекса «Фиктивное предпринимательство» новации относительно использования субъекта предпринимательской деятельности созданного «с целью прикрытия незаконной деятельности...». На практике, если вдруг контрагент перестал сдавать отчеты в налоговую, то отстаивать правомерность отнесения налоговых накладных в кредит по НДС будет недостаточно. Вы автоматически становитесь субъектом ст. 205 УК, а если штрафы по НДС все-таки взыскали и они превышают 3400 гривен, то автоматически попадаете и под ч. 2 статьи 205 (лишение свободы от трех до пяти лет). В целом, предложенный законопроект фактически создает еще одну правоохранительную структуру с наделением ее широкими полномочиями. Это неизбежно будет использовано для дальнейшего ужесточения фискальной политики государства, создаст предпосылки для использования данного органа в политической борьбе и использования данного инструмента для уничтожения бизнеса конкурентов.

Чего стоит направление рядового запроса, например, в Германию, относительно проверки на причастность украинского и немецкого деловых партнеров к отмыванию денежных средств со ссылкой на возбужденное в Украине уголовное дело? Наверняка — конец сотрудничеству немецкой стороны с украинским контрагентом. Принятие законопроекта в том виде, в каком он предлагается, без надлежащей реформы правоохранительных органов, либерализации фискального законодательства и организации контроля над соответствующими структурами со стороны гражданского общества приведет к существенному ограничению прав украинских налогоплательщиков и может повлечь значительные злоупотребления со стороны фискальных органов.

Контракты №44 / 2003


Вы здесь:
вверх