логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Энергетика конфликта Александр ДМИТРЕНКО - «Контракты» №44 Ноябрь 2003г.

Битва при Тузле — реакция России на месторождения газа на Керченско-Таманском шельфе. Боязнь потерять энергетический контроль над Украиной — такова одна из версий экономических причин одностороннего строительства дамбы.


Юридические причины

Юридическим обоснованием претензий на Тузлу стала незавершенная делимитация морских границ между Украиной и РФ, проходящих по Азовскому морю и Керченскому проливу. В сентябре российский президент Владимир Путин придал Черноморско-Азовскому региону статус «зоны стратегических интересов РФ». Был сверстан малоизвестный широкой публике «План взаимодействия министерств и ведомств по решению дипломатических и военных задач в Азовско-Черноморском регионе».

На заседании Совета безопасности РФ, темой которого были «Меры по обеспечению национальной безопасности РФ в пограничной сфере», Путин озадачил МИД: «Для окончательного решения проблем в этой сфере МИДу и силовым ведомствам необходимо активизировать переговорный процесс, вести его конструктивно, твердо отстаивая наши национальные интересы». Реакция украинской стороны «на дамбу» самым внимательным образом фиксировалась и анализировалась. В роли провокатора выступил российский премьер Михаил Касьянов, заявивший о спорной принадлежности острова Тузла и в ультимативном тоне «консультировавший» в Москве 24 октября украинского премьера Виктора Януковича.

Топливное давление

Между тем, некоторые российские аналитики заявили, что главной причиной давления со стороны РФ стали месторождения углеводородов на дне моря в зоне конфликта. Дескать, «черного золота» здесь до 160 млн тонн, а «голубого топлива» — 300 млрд куб. м. Прогнозные ресурсы структуры Палласа, расположенной на Керченско-Таманском шельфе, оцениваются в 162 млн тонн условного топлива. Общие запасы всех структур — более 1,5 млрд тонн у. т. По данным «Черноморнефтегаза», уровень разработки разведанных месторождений углеводородов в украинском секторе Черного и Азовского морей меньше 4% (этот показатель для материка достиг уровня 67%). Если будут подтверждены запасы углеводородов на прикерченском шельфе, которые могут составить 280 млрд куб. м, эпицентр работ по нефтегазодобыче переместится в море. Запасы энергоносителей достаточно велики, но наибольшие надежды возлагаются на глубоководные месторождения в Черном море вблизи Керченского полуострова, к разработке которых предполагалось привлечь бразильских специалистов.

Вторым перспективным участком специалисты называют северо-западную часть Азовского моря. В конце сентября был подписан акт по приемке и вводу в эксплуатацию на полную проектную мощность Восточно-Казантипского газового месторождения (шельф Азовского моря). Крым получил дополнительно 1 млн куб. м газа в сутки (30% газодобычи на полуострове), добыча газа в текущем году вырастет на 300 млн куб. м (общая добыча — 1015 млн куб. м в год). Примечательно, что «Черноморнефтегаз» уже в будущем году планирует ввести в эксплуатацию Северо-Булганакское, а в 2005-м — и Северо-Керченское месторождения газа, увеличив добычу на 650 млн куб. м, что позволит обеспечить собственным газом не только Крым, но отчасти и материк.

Рост добычи стратегического сырья позволит повысить уровень самодостаточности и энергетической безопасности страны.

Так вот, если делимитация морской границы Азовского моря пройдет по украинскому варианту, то есть по водной поверхности, то Украине отойдет около 70% нефтегазоперспективных территорий. Разумеется, это, в комплекте с ростом шельфовой газодобычи, не может нравиться эксклюзивному поставщику энергоносителей в Украину. Особенно Россию раздражает улучшение энергоснабжения Крымской Автономии, где, напомню, в 1990-е годы перебои с отоплением четко коррелировали с активностью русофилов.

Мзда за судоходство

Москва, комментируя конфликт в проливе, возмущается существующими правилами эксплуатации Керчь-Еникальского канала, контролируемого Украиной. Весь сбор за прохождение судов идет в украинскую казну. Кстати, разнобой в оценках российских потерь самими же россиянами поражает: от $1 млн $170 млн в год. Отечественные эксперты уточняют: суда РФ (около 65% всех проходящих по каналу судов) платят $15—18 млн в год. Крымский премьер Сергей Куницын уверяет, что Керченский порт получает $6 млн сборов ежегодно, из которых доля судов РФ составляет всего $1 млн. С учетом балансовой стоимости строительства дамбы и затрат на ее эксплуатацию, сумма смешная.

Еще смешнее это выглядит на фоне задолженности российской стороны за корабельный транзит — $80 млн (данные председателя Республиканской христианской партии Николая Поровского). В 2002 году наблюдался резкий рост числа судопроходов по Керчь-Еникальскому каналу. Если в 2001 году было зафиксировано 5848 судопроходов, то в 2002-м — уже 13016. Оживленное движение по каналу в прошлом году было связано с хорошим урожаем зерновых в Украине и РФ и активизацией работы судов, вывозивших зерно из РФ и Украины в направлении Турции, стран Средиземноморья. Кроме того, интенсивнее стала работа нефтеналивных судов в Керченском проливе, особенно на российской стороне.

Последствия

Основным результатом конфликта станет катализация переговоров по делимитации границ. Цивилизованное оформление границ (по международным стандартам, то есть без скидок на братские, соседские и исторические узы) сделало бы строительство дамбы невозможным.

Что касается непосредственно дамбы, то она может оказать серьезное влияние на стоимость прохождения по Керчь-Еникальскому каналу. После возведения дамбы сток воды из Азовского моря уменьшится, делая его более пресным, что, в свою очередь, увеличит опасность ледостава в зимний период, а уже это повлечет за собой необходимость дорогостоящей ледокольной проводки судов от канала до устья Дона.

Кстати, экологическая ценность дамбы, возведенная в ранг официальной причины строительства, сомнительна. До вывода двусторонней комиссии далеко, но сам факт появления преграды на пути миграции рыбы отрицательно скажется на рыбном хозяйстве моря. Кроме того, своей строительной активностью россияне сорвали латиноамериканское турне Леонида Кучмы, в рамках которого украинский Президент вроде бы должен был обсудить участие бразильской нефтегазодобывающей компании Petrobraz (входит в список 15 крупнейших компаний планеты с суммой активов более $31 млрд) в разведке и эксплуатации шельфов Черного и Азовского морей.

Контракты №44 / 2003


Вы здесь:
вверх