логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Причастие без исповеди Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №44 Ноябрь 2003г.

Создание FATF и начало борьбы с грязными деньгами совпало с развалом СССР и периодом первичного накопления капитала в постсоветских странах. Украина к «большой мировой стирке» официально подключилась в конце прошлого года в результате жесткого «шантажа» финансовыми учреждениями стран-членов FATF.


Единство противоположностей

Президент Ассоциации банков кантона Женева (Швейцария) Франсуа Жиллерон вспоминает, что «после падения берлинской стены» в Швейцарию и Бельгию, Голландию и Лихтенштейн «приехало много «русландов» (россиян, украинцев, казахов и т. д. — Ред.) с громадными суммами» и таким же желанием разместить их в западноевропейских банках. Банкиры вклады охотно принимали и чистотой их «генеалогии» поначалу особенно не интересовались. Причем, как европейские финансисты, так и украинские дельцы действовали в начале 1990-х в рамках законодательств своих стран.

Существенные расхождения начались в середине 1990-х, когда государства Западной Европы, в контексте предложений FATF, принялись ужесточать контроль над законностью происхождения и движением финансовых потоков. На постсоветском пространстве (исключая Прибалтику) передел государственной собственности, операции с металлом, нефтью и газом, также вышли на качественно новый уровень. Жиллерон утверждает, что «когда западные банкиры предпринимали действия с целью узнать происхождение капиталов», то в ответ на запросы они «получали заведомо ложную информацию».

Тем не менее крупные банки Западной Европы от игры с клиентами-выходцами из постсоветских стран отказались не сразу: антиотмывочное законодательство имело определенные прорехи. В Швейцарии, скажем, сообщать о нормативно определенных сомнительных операциях банки обязали только в 1998 году (до этого сомнительность транзакции финансовые учреждения определяли на свое усмотрение). Отдельные банкиры, по словам Жиллерона, дабы выяснить личность клиента и его финансовую чистоплотность, отправляли своих агентов в страны Центральной Азии и Восточной Европы. Что, в общем-то, сути дела не меняло. В 1996 году, после шумихи в западной прессе вокруг дел об отмывании, Европа практически отказалась от капиталов, принадлежащих резидентам бывшего СССР.

Не отмывай, да не судим будешь

В том же 1996-м «40 рекомендаций» FATF впервые были пересмотрены «с целью отображения типов отмывания, которые эволюционируют». Усовершенствованные постулаты стали конкретнее и получили признание более 130 государств как международный базовый стандарт в сфере борьбы с грязными деньгами. В то же время FATF оставила правительствам свободу выбора инструментария борьбы с отмыванием, предложив четкие критерии определения сомнительных операций. Такими критериями стали: транзакции денег, вырученных от нелегальной торговли оружием, людьми, наркотиками, крупных финансовых махинаций и прочие нехорошие вещи.

Банковские счета политических деятелей из Украины, России, Казахстана, Нигерии и других не очень развитых государств оказались под угрозой «замораживания» в Швейцарии, Бельгии, Лихтенштейне и т. д. Особенно старалась женевская прокуратура. По подозрению в отмывании, как рассказывал перед окончанием своей каденции кантональный генпрокурор Бернар Бертоса, были остановлены операции по счетам секретаря СНГ Павла Бородина, нигерийского диктатора Абаша Энучи ($600 млн), экс-премьера Пакистана Беназиры Бхутта, экс-президента Мексики и «порядка $100 млн, принадлежащих премьеру и президенту Казахстана». Некоторые из деятелей впоследствии получили в Швейцарии приговор.

В 1997 году женевская прокуратура возбудила дело против украинского экс-премьера Павла Лазаренко. Официальная мотивация — Павел Иванович нарушил швейцарские законы. Он, по словам Бертосы, не пытался, как его российский тезка, «открыть в Швейцарии счета собственноручно». Лазаренко, как в частных беседах убеждали компетентные люди, якобы превысил скорость на швейцарской границе, после чего у него возникли ославившие Украину паспортные проблемы. Порядка $30 млн «имени Лазаренко» были заблокированы в Швейцарии, а суммы в пять раз большие Генпрокуратура Украины до сих пор разыскивает по всему миру. Бертоса, кстати, полагает, что они уплыли «в направлении Карибского бассейна и Северной Америки».

Хорошая мина

В свете борьбы с отмыванием пример Лазаренко можно считать хрестоматийным дважды. Во-первых, потому что, по словам Бертосы, деньги экс-премьера прокручивались сразу через 20(!) швейцарских банков. Во-вторых, этот случай продемонстрировал общественности, что в Швейцарии: а) «есть такие деньги, которые заблокированы до принятия решения украинскими властями»; б) «есть такие, которые требуют американские компании и компании Багамских островов». Цена пункта «а», как утверждал Бертоса, $5 млн («плюс» к тем $10 млн, которые Швейцария уже экстрадировала в Украину). Пункт «б» — это $15 млн, судьба которых зависит от договоренности Украины и США. Любопытно, что и в первом, и во втором случае Украине было предложено доказать «грязность» происхождения денег Лазаренко.

Примечательно и то, что в делах Павла Ивановича не обошлось без участия швейцарских банков и американских компаний. Равно как и то, что по делу «высокопоставленных казахов» Бертоса «информировал американские власти»: мол, на сомнительные счета «деньги переводились рядом американских нефтяных компаний». Никто, конечно, не намекает на сопричастность Швейцарии и США к махинациям в Украине и Казахстане. Напротив, все дружно признают эффективность борьбы с грязными деньгами в Швейцарии. Ведь, как ни крути, а именно там были раскрыты многие громкие дела (например, о продаже военного оборудования Францией на Тайвань, контрабанде наркотиков северо-американскими организациями и так далее). Но «совпадение» это все же весьма и весьма пикантно.

Игра на мизере

По экспертным оценкам FATF, общий объем мировых потоков капиталов сомнительного происхождения колеблется от $500 млрд до $1,5 трлн в год. Если верить информации ГНАУ, то с 1996-го по 2001-й из Украины за рубеж нелегально «ушло» порядка $20 млрд. Директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко определял масштабы оттока абсолютной ликвидности из страны скромнее — около $2 млрд в год. Последние данные Администрации Президента останавливаются на 1 млрд грн.

В любом случае, удельный вес Украины в мировом океане грязных денег ничтожно мал. А относительная слабость банковской системы страны и ее, мягко говоря, непривлекательный инвестиционный климат — лучшая гарантия того, что отмывать грязные деньги в Украине вряд ли кто-то станет. Это, впрочем, не помешало FATF на пленарном заседании в сентябре 2001-го включить Украину в «черный список» государств и территорий (NCCT), не способствующих борьбе с отмыванием. Это резонансное событие и оказалось отправной точкой в борьбе с отмыванием для украинского политикума. Государство, относительно спокойно пережившее истории с размещением денег золотовалютных резервов НБУ на Кипре и выплатами остарбайтерам за счет выпуска ОВГЗ, под сильным прессом FATF, наконец, осознало: борьба с грязными деньгами неизбежна. Иначе любые транзакции с украинской территории будут априори считаться сомнительными. Так родилась идея создания финансовой разведки.

Первой «в разведку» устремилась налоговая. Для успешного выполнения разведфункций, убеждали чиновники ГНАУ, у уважаемого органа был и опыт, и информационная система (создаваемая, в том числе, и за счет программ внешнего кредитования Украины). Инициатива ведомства была воспринята в штыки. Следующая идея, получившая поддержку экс-председателя НБУ Владимира Стельмаха — учредить финразведку «под крышей» СНБОУ, возглавляемого на тот момент генералом Евгением Марчуком — также канула в Лету. Интересы сошлись на Минфине, структурой которого в январе 2002 года и стал Государственный департамент финансового мониторинга.

Пока финансовые разведчики «входили в курс дела» и раздували щеки для важности, финансовые учреждения нескольких стран-членов FATF в декабре 2002-го рекомендовали применить к Украине контрмеры. Основная причина — органичное неприятие международных норм гласными и негласными законами полурыночной украинской экономики. Суммарный ущерб от контрмер, действовавших до 12 февраля текущего года, официально оценен не был. Победа за отмену санкций признана за премьером Виктором Януковичем и первым вице-премьером Николаем Азаровым. По сути, полемика с FATF, раздутая затем до размеров пиар-кампании, стала презентацией дееспособности нового коалиционного правительства, которому очень скоро вновь придется повторить «подвиг»: убедить ВР в необходимости принятия соответствующих законопроектов, а FATF доказать, что Украина достойна развиваться вне «черного списка».


Антиотмывочные нормы Украины

Нормативный акт Статьи, которые предлагает изменить (дополнить) правительство*
Уголовный кодекс т. 205 (ч.1); ст. 209 ("Примечания)
Уголовно-процессуальный кодекс Ст. 112 (ч.3)
Кодекс об административных правонарушениях Ст. 255 (п.1 ч.1)
Закон "О государственной статистике Ст. 21 (ч.1); ст. 255
Закон "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" Ст. 29 (ч.1); ст 32 (ч.2); п.4 Р. VIII
Заключительных положений
Закон "О страховании Ст. 40 (ч.4)
Закон "О кредитных союзах Ст. 21 (ч.5)
Закон "О борьбе с терроризмом Ст. 1; ст. 4 (ч.3); ст. 5
Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем Практически каждая статья
*Согласно законопроекту "О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины по вопросам предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризмаволюция "черного списка

Эволюция «черного списка»

Государства, не выполняющие рекомендации FATF, могут быть занесены в «черный список» стран и территорий, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием грязных денег (Non-cooperative Countries and Territories).

  • Июнь 2000 FATF впервые обнародовала «черный список», куда вошли: Багамы, Каймановы острова, Доминика, острова Кука, Израиль, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Ниу, Панама, Филиппины, Россия, Сент-Китс и Невис, а также Сент-Винсент и Гренадины.

  • Июнь 2001 Багамы, Каймановы острова, Лихтенштейн и Панама «уступают» место в списке Египту, Гватемале, Венгрии, Индонезии, Мьянме и Нигерии.

  • Сентябрь 2001 К «черному списку» присоединяют Гренаду и Украину.

  • Июнь 2002 Венгрия, Израиль, Ливан, Сент-Китс и Невис выведены из списка.

  • Октябрь 2002 «Черный список» покидают Доминика, Маршалловы острова, Ниу и Россия.

  • Февраль 2003 Из списка выходит Гренада.

  • Июнь 2003 Теперь вне списка оказываются Сент-Винсент и Гренадины.

  • Ноябрь 2003 Сегодня в «черном списке» 9 государств: острова Кука, Египет, Гватемала, Индонезия, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины и Украина.


Досье

Международная организация по борьбе с отмыванием грязных денег (Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) создана в июле 1989 года в Париже по инициативе лидеров «семерки» наиболее экономически развитых стран — США, Германии, Великобритании, Японии, Франции, Италии и Канады. Тогда же было решено, что каждые пять лет организация будет уточнять и дополнять свои цели и задачи и проводить ежегодно три закрытых (без допуска прессы) плановых заседания (в сентябре–октябре, феврале и июне).

1990 год. FATF утвердила международный базовый стандарт определения критериев сомнительных операций и назвала их «40 рекомендаций».

1996 год. «40 рекомендаций» впервые отредактированы.

Октябрь 2001. FATF подготовила восемь специальных рекомендаций, касающихся борьбы с финансированием терроризма.

Июнь 2003. «40 рекомендаций» усовершенствованы вновь.

Сегодня в состав FATF входит 31 государство и 2 международные организации, а также более 20 наблюдателей. Президентом FATF (с 1 июля 2003-го) является генеральный директор Министерства финансов Швеции Клас Норгрен.

Номенклатура предикативных преступлений по FATF*

  • участие в организованной преступной группе и рэкет
  • терроризм, в том числе финансирование терроризма
  • торговля людьми и организация нелегальной миграции
  • сексуальная эксплуатация
  • незаконная торговля наркотиками и психотропными веществами
  • незаконная торговля оружием
  • незаконная торговля ворованными вещами
  • коррупция, взяточничество и мошенничество
  • подделка валюты, «пиратство» товаров
  • убийство, нанесение телесных повреждений
  • преступления против окружающей среды
  • воровство людей, незаконное лишение свободы
  • грабеж, воровство, контрабанда, вымогательство
  • использование поддельных документов
  • инсайдерные торговые операции и рыночные манипуляции

* Государства, согласно рекомендациям, вправе расширять перечень

Контракты №44 / 2003


Вы здесь:
вверх