логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бизнес на котлах попал в «десятку» Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №44 Ноябрь 2003г.

Недавно НАК «Нефтегаз Украины» обратилась к Национальной комиссии по регулированию энергетики (НКРЭ) с просьбой разрешить повысить отпускную цену на газ до 252 грн за 1000 кубометров. Если просьба будет выполнена, для бюджетников газ подорожает на 9%, для коммунальщиков — на 20%, а для населения — на треть. Для производителей и продавцов газовых котлов среднего и высшего ценового сегментов это будет означать, вне сомнения, увеличение спроса на их продукцию.


фото Сергея ДАВЫДКОВА

Продавцы импортных котлов ожидают улучшения конъюнктуры

Заметим, что этот сегмент рынка котлов и без этого фактора самый динамичный — объемы продаж ежегодно растут на 12—15% и уже достигли 80 тыс. шт. При этом реализация котлов, работающих на других видах топлива, увеличивается только на 2–3% ежегодно.

Как считает продукт-менеджер украинского филиала «Роберт Бош Лтд» Дмитрий Возный, подорожание газа спровоцирует 30—40-процентный рост объемов реализации газовых котлов верхнего ценового диапазона (от 1000 евро за котел мощностью 23—24 кВт). На украинском рынке этот сегмент представляют ведущие западные торговые марки — Junkers, Viessmann, Buderus (Германия), Vaillant (Германия), Strebel (Австрия), DeDietrich, Saunier Duval (Франция). Предпосылкой роста рыночной доли котлов высокого класса, по мнению Возного, служит склонность потребителей учитывать не только начальные, но и эксплуатационные расходы.

По наблюдениям продавцов, сегодня даже пользователи с достатком ниже среднего озабочены «прожорливостью» бытовых котлов устаревших моделей. Например, расходы на отопление приблизительно 100 кв. м площади котлом «советского» образца в сезон достигают 100 грн в месяц, а «западноевропейским» — 35—40 грн. Дело в том, что продукция европейских и некоторых отечественных производителей содержит ряд технических решений, позволяющих снизить расходы газа. В частности, внешний датчик температуры позволяет точнее поддерживать нужную температуру в комнате, модуляция препятствует лишнему перегреванию котла, циркуляционная помпа ускоряет теплопередачу в батареях, что также содействует снижению расхода газа на 10—15%.

Корпоративные клиенты еще охотнее вкладывают средства в энергосберегающее отопительное оборудование. В этом случае большая площадь отапливаемого помещения обусловливает большую экономию средств. «Со стороны промышленных предприятий и офисов спрос на газовые котлы особенно велик, поскольку сегодня предприятия массово переходят на автономное отопление», — отмечает Виктор Корженевский, президент корпорации «Колви», мощного отечественного производителя газовых котлов.

По данным представительства компании «Роберт Бош Лтд», перейдя на автономное отопление, офис уменьшает расходы на тепло в 1,5—2 раза. На промышленных объектах установление «энергосберегающего» котла окупается за два сезона. Кроме того, разница в цене между отечественным котлом устаревшей конструкции и современным котлом западной марки может составлять несколько тысяч евро при общей смете котельной в 100 тыс. у. е. Естественно, что в таком случае ценовой разницей пренебрегают ради удобства в пользовании и надежности. «Для корпоративных клиентов на первом месте — качество и техническое совершенство», — замечает Владимир Чеботуров, начальник отдела продаж фирмы «БеГ Терм», импортера котлов французской фирмы DeDitrich. Например, спрос на котлы Viessmann в Украине среди корпоративных клиентов в 2,5 раза больше, чем среди владельцев жилья.

Представители «Роберт Бош Лтд» уверены, что подорожание газа прибавит им клиентов со средним достатком — сегодня больше половины бытовых котлов Junkers закупают владельцы коттеджей. Переход потребителей на более дорогое отопительное оборудование будет происходить и благодаря приближению цен продукции среднего ценового диапазона, представленного итальянскими (Beretta, Ferroli) и восточноевропейскими (Protherm, Mora, Modratherm и др.) торговыми марками к более дорогим аналогам. А именно такая тенденция прослеживается сейчас. Сегодня разница в цене аналогичных моделей между «представителями» этих сегментов по большей части уменьшилась до 100–200 евро.

Таким образом, рыночная доля европейских торговых марок в ближайшие годы (в зависимости от того, когда повысятся цены на газ) может вырасти с 25 до 35%, а отечественных — соответственно сократиться до 65%.

Европейские фирмы со временем уйдут с рынка «традиционных» котлов

Однако впоследствии, как прогнозируют некоторые специалисты, европейские производители опять освободят рынок для отечественной продукции. Дело в том, что сейчас европейское сообщество, в состав которого вскоре войдут почти все страны, откуда регулярно импортируется отопительное оборудование, стимулирует переход потребителей на газовые котлы нового поколения — конденсационные. Они используют не только тепло сгорающего газа, но и тепло, выделяющееся во время охлаждения дымовых газов и конденсации влаги из них. Следовательно, конденсационные котлы имеют наивысший на сегодня коэффициент полезного действия и самый низкий уровень вредных отходов — в 20 раз меньше действующих в Украине нормативов.

В странах ЕС тот, кто устанавливает у себя такое оборудование, получает дотации из бюджета. Учитывая это, отмечает продукт-менеджер «Роберт Бош Лтд» Виктор Данильченко, ведущие европейские производители через несколько лет начнут сворачивать производство бытовых неконденсационных котлов. Правда, для промышленности их будут выпускать и дальше. Поскольку использование конденсационной технологии оправдано только для оборудования небольшой мощности. Восточноевропейские производители также недавно начали выводить на рынок конденсационные котлы, что не удивительно — рынок ЕС становится приоритетным и для них: только в Германии продается втрое больше котлов, чем в Украине. Поэтому рынок СНГ приобретает для них второстепенное значение.

«Сейчас конденсационные котлы завозятся в Украину спорадически, и такую технику импортеры на складе не держат», — рассказал Владимир Чеботуров. «Конденсационные котлы украинские потребители покупают в трех случаях. Во-первых, когда котел большой мощности (до 60 кВт) нужно установить на стене, тогда как мощность обычных котлов, выпускающихся в настенном варианте, меньше. Во-вторых, когда там, где устанавливается котел, существуют жесткие ограничения на вредные выбросы. В-третьих, когда котел следует установить на крыше, поскольку корпуса конденсационных котлов изготавливаются из «нержавейки», — объясняет директор представительства фирмы Viessmann в Украине Евгений Кезля. Главная причина низкого спроса — высокая цена — 3000 евро и больше за котел самой ходовой мощности — 23—24 кВт.

Наилучшие перспективы — у отечественных производителей, но не у всех

Так что, когда европейские фирмы перейдут на производство конденсационных котлов, их продукция из-за высокой цены станет недоступной для большинства украинцев. Это дает шанс отечественным производителям. Однако воспользоваться им смогут не все. Сейчас в Украине производством газовых котлов занимается больше полусотни предприятий. Многие из них выпускают ограниченное количество моделей бытовых котлов, как правило, лишь стационарные одноконтурные (работают только на отопление). Подавляющее большинство производителей котлов сбывает продукцию только в своем регионе и только некоторые — Dani (Новогродовка Донецкой обл.), ДП «Графливмаш» (Ровно), «Агротепломаш» (Житомир), 63-й государственный котельно-сварочный завод (Ивано-Франковск) и некоторые другие — работают на всю Украину. При этом для многих производителей котлы не являются основным видом продукции. Большинство производителей ориентируется на сельское население, ведь темпы газификации сел в отдельных регионах выше, чем в лучшие годы «развитого социализма».

Отсюда и характерные особенности многих отечественных котлов — низкий уровень эффективности и технического исполнения при такой же низкой цене ($150—250). При условии подорожания газа позиции украинских производителей наверняка ослабятся, если они не расширят модельный ряд выпускаемой продукции. Например, большим спросом, по данным продавцов импортной отапливаемой техники, пользуются настенные двухконтурные котлы, обеспечивающие и обогрев, и горячее водоснабжение. «Настенные котлы пользуются немалым спросом потому, что не занимают много места, экономя таким образом жилую площадь, и имеют более привлекательный вид, чем напольные», — рассказал региональный менеджер ДП «Провитерм» Александр Журавлев. Популярность двухконтурных котлов специалисты объясняют тем, что он стоит дешевле, чем традиционный комплект «котел+колонка».

Поэтому наиболее перспективным сейчас представляется производство модельного ряда котлов, а именно: одно- и двухконтурные, настенные и напольные с широким применением комплектующих известных западных фирм. В Украине уже есть несколько таких предприятий — «Колви» и «Провитерм» в Киеве, «Укринтерм» в Белой Церкви, «Маяк» в Змееве (Харьковская обл.). В частности, ДП «Провитерм», собирая котлы из тех же комплектующих, что и «материнская» фирма Protherm, смогло уменьшить цену котла на 1000 грн по сравнению с чешским аналогом — с 5—5,5 до 4—4,5 тыс. грн. Для многих покупателей такая разница в цене довольно существенна. При этом представители предприятия отмечают, что есть резервы для дальнейшего удешевления продукции за счет перехода на комплектующие других европейских производителей.

Поэтому продукция отечественных предприятий, использующих импортные комплектующие, пользуется очень высоким спросом. Так, «Провитерм» в этом году планирует собрать около 3000 котлов. Корпорация «Колви» объемов производства не разглашает, но, принимая во внимание количество дилеров (около 400), выпускает в несколько раз больше продукции, чем «Провитерм». К тому же, по словам Виктора Корженевского, в сезон поток заказов намного превышает возможности фирмы. Поэтому благоприятная конъюнктура рынка, продолжает далее Александр Журавлев, побуждает рассматривать возможность расширения производства и модельного ряда и вывода на рынок новых марок бытовых котлов. Привлекательность отечественной продукции в глазах покупателя придает также ее адаптированность к украинским условиям: отключение электроэнергии или снижение давления газа в сетях. Поэтому в долгосрочной перспективе стоит ожидать усиления позиций на рынке некоторых отечественных предприятий и поступления инвестиций в производство экономичных котлов в Украине. В то же время это вынудит ряд заводов свернуть непрофильное котельное производство в связи с неконкурентоспособностью продукции.

Редакция выражает благодарность за помощь в фотосъемке салону отопительной техники «Buderus»

Контракты №44 / 2003


Вы здесь:
вверх