логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Паркетчики перепрофилируются Вацлав КОПЕРИН - «Контракты» №44 Ноябрь 2003г.

В ближайшие годы подавляющее большинство предприятий по производству паркета может прекратить выпуск этой продукции: в перспективе более эффективным станет производство паркетной доски — более дешевой альтернативы паркета.


Как свидетельствует официальная статистика, лет 10—15 назад в Украине производилось 15 млн кв. м паркета. По словам специалистов, это была продукция, изготовленная преимущественно по устаревшим технологиям. Поэтому, когда недавно на рынок достаточно активно вышли новые виды покрытия для пола — ламинат, ковролин и т. п., — паркетное производство постепенно начинает сдавать свои позиции. Сегодня, как единодушно утверждают руководители ведущих отечественных компаний, паркетный сегмент оценивается только приблизительно в 2,5—3 млн кв. м.

Спрос на паркет поддерживают традиции

Производство паркета в Украине — традиционное занятие деревообрабатывающих комбинатов и лесхозов. Его выпуск декларируют от 160 до 200 предприятий, однако серьезных производителей паркета (не менее 2—3 тыс. кв. м в месяц) — не более полутора-двух десятков.

Условно их можно разделить на две категории: «старожилы» и предприятия «новой волны». К первой группе относятся «Ивано-Франковский лесокомбинат», «Потуторский деревообрабатывающий завод», «Каменско-Бужский лесопромышленный комплекс» (Львовская обл.), «Киверцевский ДОК» (Волынская обл.). Ко второй — киевская группа компаний «Дом паркета», компания «Инэкс УкрПаркет», входящая в концерн IPG, «Крокус 999», «Велес», а также предприятия «Кленовый лист» (Кременчуг), «Пирятиндрев» (Пирятин Полтавской обл.), «Эдельвейс» (с. Соломоново Закарпатской обл.), «Рубежанский паркет» (Рубежное Луганской обл.), «Буковинский паркет», «Днепровуд» (первый в Украине производитель многослойного паркета), завод «Промарсенал» (Краматорск).

По мнению руководителя группы компаний «Дом паркета» Владимира Сушко, перечисленная группа лидеров обеспечивает 40—50% отечественного производства, которое в целом удовлетворяет 85% потребностей украинского рынка. Некоторые отечественные производители (чаще всего совместные предприятия) экспортируют львиную долю своей продукции в Европу, а на внутренний рынок выбрасывают небольшие партии остатков, порой забракованных западными покупателями.

Ведущие операторы рынка оценивают долю импортного паркета на рынке от 10—15 до 15—20%. Импортируют в Украину паркет со всех континентов, кроме разве что Австралии. Постоянно поставляют паркет из Швеции, Финляндии, Германии, Италии, Швейцарии, Польши, Венгрии, Чехии, России, ряда стран Юго-Восточной Азии и Африки.

Основу импорта составляет многослойная клееная паркетная доска (приблизительно 90% объемов импорта), поступающая из европейских стран. Что же касается экзотики (мербау, палисандр, бамбук, акажу, махагонь, белау, мерсава и др.), то, по утверждению Владимира Щукина, генерального директора Ассоциации производителей паркета Украины, в импорте она занимает приблизительно 3%. Основные импортеры — отечественные компании «Коммодор», «Комофлор», «Сом», «СІА», «Экоскан», а также российская «Паркет Холл».

Перспектива за паркетной доской

Львиную долю паркета — 85% — закупают индивидуалы, остальные 15% — подрядные организации. Индивидуалы покупают паркет как у торговых организаций, так и непосредственно у производителей приблизительно в одинаковых объемах.

Наибольшим спросом у покупателей пользуется сейчас традиционный искусственный паркет. Продавцы заметили, что покупатели старшего поколения, а это 60% клиентов, предпочитают дубовый паркет. Если же выбором паркета занимается архитектор-дизайнер, то обычно он склоняется к ясеню, удельный вес которого в общем объеме продажи составляет приблизительно 30%. Наиболее важные объемы потребления приходятся на Киев и развитые промышленные районы, а также на Западную Украину.

В последние два-три года цены на паркет неуклонно растут. Ведущие операторы рынка объясняют это в первую очередь подорожанием сырья. Если год-полтора назад паркет иногда предлагали по 15—16 грн/м2, то сегодня — не дешевле 18—20 грн/м2.

Операторы рынка прогнозируют рост объемов продажи паркета на 5–10% в год, ввиду роста уровня жизни потенциального покупателя. Ожидается и дальнейшее повышение цен, ведь натуральный ординарный качественный паркет в Германии стоит приблизительно 30—35 евро, а у нас — $16—18.

Выравниванию цен будет способствовать дефицит качественного сырья вследствие активного его экспорта. По словам коммерческого директора компании «Пирятиндрев» Сергея Харлана, за границу сейчас вывозят не только качественное сырье (1, 2, 3 сортов), но и так называемую технологию. Поэтому на внутренний рынок попадают только остатки. Если объемы потребления паркета в Украине вдруг резко вырастут, то отечественные производители будут не в состоянии удовлетворить этот спрос, однако его сразу наверстают импортеры.

Тенденция, наметившаяся в последние годы, — снижение спроса на низкокачественный и дешевый паркет — сохранится и, возможно, даже усилится. Это вызовет снижение количества производителей дешевого паркета, на который сегодня приходится около 50% отечественного производства. Кроме того, объемы продажи многослойной клееной доски, по мнению операторов, будут расти более высокими темпами, чем другие виды паркетной продукции.


Комментарии специалистов

Владимир ЩУКИН, гендиректор Ассоциации производителей паркета Украины:

— Перспективный вектор развития паркетного бизнеса в Украине — производство многослойной паркетной доски. Этот материал уже завоевал рынки развитых стран и скоро начнет вытеснять в Украине традиционный паркет, ламинат, особенно в жилых помещениях, а порой и линолеум. Кроме того, создание единого экономического пространства открывает для Украины огромный российский рынок, ведь производителей многослойной паркетной доски с современным западным оборудованием практически нет. Помимо всего прочего увеличивается и стоимость качественного сырья. Эти факторы предопределяют неизбежность создания в Украине производства этой продукции, и такой крупный производитель вскоре появится.

Владимир СУШКО, руководитель группы компаний «Дом паркета»:

— В ближайшие годы паркетный рынок вряд ли будет расти быстрее 10% в год. Несколько лет назад наблюдался чрезвычайно высокий спрос на продукцию нижнего ценового сегмента (10—12 у.е./кв. м). Сегодня ситуация кардинально изменилась: максимальный спрос уже в высшей ценовой категории. Количество производителей паркета будет снижаться, исчезнут прежде всего мелкие предприятия, выпускающие небольшие объемы — 200—300 кв. м в месяц. Это обусловлено тем, что на прибыль от таких партий невозможно купить хорошее оборудование, а только старое или уже выработавшее свой ресурс, или очень близкое к этому. Качественная продукция вытесняет низкопробную, и через несколько лет качественный паркет будет обеспечивать 90% продаж.

Контракты №44 / 2003


Вы здесь:
вверх