логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Рекламные страсти: продолжение следует Борис ДАНЕВИЧ, адвокатская фирма «Паритет» - «Контракты» №44 Ноябрь 2003г.

Для некоторых компаний «украинское» дублирование товарного знака — катастрофа. Например, подпись «Шкода» под рекламой автомобиля Scoda выглядит, по меньшей мере, некорректно. В Верховную Раду уже подано пять законопроектов, корректирующих определенные нормы нового Закона «О рекламе». В случае их принятия некоторые несостыковки действующего норматива будут ликвидированы — в пользу рекламистов и рекламодателей.


фото Сергея ДОЛЖЕНКО

«Языковой вопрос»

Проект, предложенный народным депутатом Юрием Артеменко, предполагает отмену нынешних требований распространять рекламу в Украине исключительно на украинском языке, дублировать по-украински иноязычные товарные знаки и логотипы, а также приводить исключительно на украинском языке знаки и логотипы «украинских компаний». Таким образом будут учтены нормы украинского и международного законодательства в сфере интеллектуальной собственности (о знаках для товаров и услуг), а также право распространять рекламу языком средств массовой информации.

Предлагают изменить «языковую» статью еще в нескольких проектах. В частности, вариант Владимира Яворивского сохраняет требование относительно украинского языка в рекламе, однако отменяет требование относительно знаков и логотипов компаний. А проект Леонида Грача радикально выделяется направленностью в защиту русского и других языков национальных меньшинств в рекламе. Однако этот проект не предполагает коренных изменений относительно дублирования знаков и логотипов, а также не решает вопрос с рекламой для иностранцев.

Информация или реклама

Другой законопроект Артеменко предлагает изменить норму относительно идентификации рекламы. Согласно действующим сейчас правилам, любая информация о лицах или товаре — и эмоционально окрашенная, и довольно нейтральная, признается рекламой уже на основании того, что она формирует осведомленность потребителей рекламы о лицах или товарах.

Проект предлагает признавать рекламой и, соответственно, подавать с пометкой «реклама» или «на правах рекламы» только те материалы в СМИ, которые: во-первых, размещаются с целью получения прибыли, во-вторых, побуждают потребителей рекламы к приобретению товаров или услуг, в-третьих, содержат реквизиты производителя или продавца товаров или услуг. Безусловно, предложенная формулировка позволила бы авторам и ответственным лицам СМИ в обычном (со времен старой редакции закона) режиме упоминать некоторые лица или товары в разнообразных аналитических и информационных сообщениях.

Однако безоговорочно рассчитывать на возвращение старых правил не стоит, поскольку внесение такого радикального изменения в указанную статью сразу нарушило бы общую концепцию закона. Скорее можно говорить об определенном совершенствовании нормы за счет уточнения ее содержания.

Также предлагается перенести ответственность в случае нарушения прав третьих лиц (в частности, и на объекты права интеллектуальной собственности) с распространителей рекламы, а именно — телерадиокомпаний — на ее производителя. Принятие такого изменения позволило бы распространителям рекламы на радио и телевидении защитить себя от требований третьих лиц по поводу возмещения нанесенных им убытков — подразумевается незаконное опубликование тех или иных материалов. Хотя, в случае принятия предложенного изменения может возникнуть несовместимость норм Закона «О рекламе» и, например, законодательства в сфере защиты авторского права.

Реклама алкоголя и табака

Приятная новость для производителей алкоголя и табачной продукции. Законопроект уточняет некоторые нюансы рекламы алкогольных напитков, табачных изделий и объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются такие товары. Предложено также пересмотреть действующие ограничения на рекламу этой группы товаров. В частности, автор проекта хочет полностью снять ограничение на внутреннюю рекламу (кроме рекламы в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, заведениях культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта), рекламу на транспорте, находящемся в частной собственности и собственности предприятий и организаций. Предложено отменить ограничение и на рекламу в помещениях предприятий транспорта общего пользования, станций метро.

Впрочем, некоторые одиозные нормы действующего Закона «О рекламе» остались неоткорректированными. Например, никак не уточняются довольно спорные определения терминов в законе, в частности, термина «реклама», которые в нынешней интерпретации многими специалистами воспринимаются как слишком широкие. В то же время в законопроекте так же, как и в действующей редакции закона, неопределенным остается термин «специальные выставочные мероприятия».

По информации «Контрактов», законопроекты будут рассматриваться парламентом уже на ближайшем пленарном заседании. К тому же, пророчат сами депутаты, шансы принятия хотя бы одного из них — довольно высокие.

Контракты №44 / 2003


Вы здесь:
вверх