логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Специалисты напрокат Татьяна КОРНИЙЧУК - «Контракты» №44 Ноябрь 2003г.

Все большую популярность приобретают технологии, которые позволяют работодателям сократить издержки на персонал и обеспечить компанию сотрудниками высокой квалификации.


На отечественном рынке труда растет интерес к найму временного персонала. Все чаще руководители компаний приходят к выводу, что многочисленный штат не является острой необходимостью для полноценного функционирования их бизнеса. Соответственно, операторы рынка наряду с услугами по рекрутингу временных работников, предлагают различные формы краткосрочной и долгосрочной «аренды» специалистов (лизинг, аутстаффинг).

«Фавориты» рынка — сезонные рабочие и менеджеры проектов

Традиционно лидерами по привлечению временных сотрудников являются компании, бизнес которых связан с сезонными колебаниями рынка. Так, в пиковый период активно набирают персонал строительные и сельскохозяйственные организации, производители продуктов питания и торговые фирмы, предприятия общепита (рестораны, бары), а также туристические агентства. Штат таких компаний в зависимости от уровня спроса на товар или услугу может увеличиваться вдвое. «Сезонные» сотрудники, по мнению экспертов, в целом составляют около 80% всего рынка временного персонала, и их нанимают преимущественно для выполнения административной или низкоквалифицированной работы. Невысокое «качество» этой категории работников не устраивает многих работодателей. Ульяна Кульчицкая, менеджер по персоналу Львовского филиала концерна «Европродукт» отмечает, что «у временных сотрудников зачастую и отношение к своим обязанностям как к «временным». Таких работников сложно мотивировать на протяжении нескольких месяцев выкладываться «на все сто», поскольку многие из них настроены искать постоянное место работы». В этой ситуации некоторые компании предпочитают все же содержать полный штат сотрудников круглый год, правда, снижая зарплату им вне сезона.

Еще одна категория временного персонала, на которую растет спрос со стороны работодателей, — специалисты для различных краткосрочных или среднесрочных проектов: от проведения рекламных и маркетинговых акций, автоматизации офиса до запуска региональных торговых представительств. Большинство топ-менеджеров предпочитают набирать проектные команды через рекрутинговые компании, в особенности, ключевые фигуры — управленцев высшего эшелона и ведущих специалистов. «Цели, которые ставятся перед руководителем проектов, узконаправленные и достаточно сложные, — рассказывает Лидия Хомяк, исполнительный директор кадрового агентства «Элит Персонал». — Нам, например, приходилось осуществлять подбор управляющего-контролера строительством со стороны инвестора, менеджера по расширению розничной сети, управленца, который должен «с нуля» запустить производство. Выполнение таких задач имеет ограниченные сроки: от нескольких месяцев до нескольких лет. Однако временный характер такой работы не рассматривается соискателями как недостаток. Скорее, наоборот, они расценивают его как профессиональный вызов. «Стоимость» таких специалистов — на уровне зарплат топ-менеджеров».

Эксперты прогнозируют, что востребованность в специалистах для работы в долгосрочных проектах будет расти в основном со стороны развивающихся украинских компаний. В свою очередь, это приведет к тому, что со временем сформируется определенный сегмент квалифицированных специалистов на рынке временного персонала. Поскольку на данный момент ощущается дефицит таких кадров.

Аренда профессионалов

Альтернативой временному найму является лизинг персонала (staff leasing), то есть фактически его «аренда» на необходимый срок. При такой схеме де-юре сотрудник находится в штате компании — лизингодателя (специализированного или рекрутингового агентства), но фактически работает в офисе заказчика и выполняет необходимую ему работу. Кроме того, сотрудники подбираются согласно требованиям клиента работодателя. По данным столичных рекрутинговых агентств, спрос на лизинг персонала за последний год вырос в несколько раз. Впрочем, специалисты затрудняются оценить объемы этого рынка, подчеркивая, что спрос на «аренду» сотрудников только начинает формироваться. На данный момент около 90% заказчиков данной услуги составляют иностранные компании. В каких же случаях целесообразно брать персонал в лизинг?

Разовые услуги и периодические работы. «В том случае, если компании срочно необходимы сотрудники различной специализации на одну-две недели, то поиск их собственными силами достаточно затратен по времени. Лизинговая компания может предоставить такого специалиста в течение нескольких дней. Для таких работ, как правило, привлекаются секретари, ресепшионисты, «продажники», а также юристы и бухгалтеры. В любом случае мы заинтересованы предоставить хорошего специалиста. Если же работодателя не устраивает сотрудник, то мы гарантируем ему бесплатную замену», — говорит Дмитрий Клим, директор компании ActioGroup. Несомненно, лизинг, по сравнению с прямым наймом, упрощает кадровое делопроизводство. Ведь работодатель сам не регламентирует юридические отношения с работником. Поэтому по окончании срока безболезненно расстается с ним.

Отпуска. Кадровый дефицит в отпускной период — «головная боль» многих руководителей компаний. «Аренду» сотрудника на период летних отпусков практикуют в «Евро Фудс ГБ Украина» (TM Gallina Blanca). Наталия Шурига, менеджер по человеческим ресурсам этой компании подчеркивает, «что лизинг позволяет быстро и качественно заменить отсутствующего специалиста, не увеличивая штат компании и не нарушая внутреннюю систему коммуникации и распределение обязанностей».

Продленный «испытательный срок». В представительстве фармацевтической компании «Янссен Силаг» брали в лизинг секретаря. За две недели работы сотрудница настолько хорошо себя зарекомендовала, что в последствии ее взяли в штат. Поскольку в лизинге специалист может находиться практически неограниченное количество времени, многие работодатели используют такую схему, чтобы подольше присмотреться к новичкам в компании. Иногда за положенный законодательством месяц, (который фактически уходит на адаптацию), трудно увидеть реальные результаты работы нового работника. Тем более, человек может специально весь этот срок «держать маску».

Выбирая лизинговую схему необходимо не только учитывать ее преимущества, но и риски. На один из них указывает Наталия Шурига: «В компанию приходит человек, который не прошел всю процедуру отбора, и поэтому, возможно, не вполне соответствующий корпоративному стилю».

Еще одно «но» — лизинг услуга не из дешевых. Стоимость сотрудника составляет «зарплата + налоговые отчисления + комиссионные агентству» (последние составляют 15—25% от суммы всех затрат). Препятствием для многих компаний может стать необходимая финансовая прозрачность бизнеса, в частности, легальность зарплатных схем.

«Когда компании нужны рабочие руки, они используют лизинг сотрудников. Если же цель — существенно снизить издержки, связанные с процессом содержания персонала, то целесообразней прибегнуть к аутстаффингу (outstaffing). Используется та же технология, что при лизинге, только выводится часть персонала за штат и на длительный срок», — говорит Дмитрий Клим. Реально экономия достигается при выведении за штат не менее 50% сотрудников. Аутстаффинг применяется, если существуют ограничения штатного расписания или HR — бюджета. Для многих компаний это также возможность повышения инвестиционной привлекательности — уменьшение количества штатных сотрудников, автоматически приводит к «росту» таких показателей, как количество общей прибыли, прибыли от продаж на одного человека.


Плюсы и минусы «лизинга» персонала

ПЛЮСЫ

  • Получение квалифицированного персонала в нужном количестве и за короткий срок.

  • Уменьшение объемов кадрового делопроизводства.

  • Снижение затрат на компенсационные пакеты (для временных сотрудников они либо не предусмотрены вообще, либо минимальны).

  • Отсутствие простоев, если временный работник заболел или ушел в отпуск, т. к. по контракту агентство обязано предоставить замену на этот срок.

  • Возможность неограниченное количество раз менять работников, если они не подходят по тем или иным причинам.

  • Возможность пригласить понравившегося сотрудника к себе в штат, а значит, избежать затрат на поиск и подбор персонала.

МИНУСЫ

  • Дороговизна по сравнению со штатным персоналом. Компания платит за услуги кадровому агентству в среднем 12—18% от суммы фонда оплаты труда наемных работников.

  • Возможное снижение лояльности сотрудников по отношению к компании.

  • Полностью не исключена возможность коммерческого шпионажа со стороны временного персонала.

  • основные предпосылки для использования аутстаффинга

  • Желание компании обеспечить максимальную гибкость в управлении персоналом и соответствие количества рабочей силы реальному объему работы на данный момент времени.

  • Необходимость снизить количество сотрудников в штатном расписании.

  • Необходимость снизить административную и финансовую нагрузку при сохранении непосредственного руководства сотрудниками.

  • Желание снять с компании обязательства по трудовым отношениям с сотрудниками, особенно если они легко заменяемы.

Контракты №44 / 2003


Вы здесь:
вверх