логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Бюджетный забой Вячеслав ДАРПИНЯНЦ slava@gc.kiev.ua - «Контракты» №48 Декабрь 2003г.

Проект госбюджета-04 принят в рекордно короткие сроки и с беспрецедентным нарушением понятий Бюджетного кодекса. 27 ноября 234 депутата (фракции большинства и мажоритарщики) утвердили правительственный вариант документа во втором чтении и в целом


увеличить

Таким образом, премьер Виктор Янукович и министр финансов Николай Азаров одержали еще одну тактическую победу. Теперь праздник на «донецкой улице» может испортить лишь президентское вето.

Ко второму парламентскому чтению проекта госбюджета-04 Минфин увеличил параметры доходов и расходов государства до 60,7 млрд и до 64,2 млрд грн соответственно. Таким образом, степень проникновения невидимой руки государства в карманы налогоплательщиков возросла.

В стране, где правительство направляет в парламент нечто максимально «сбалансированное, реалистичное» и на 52% «социальное», а парламентарии требуют повысить с 1 января 2004-го минимальную зарплату до 237 грн (вместо предлагаемых Кабмином 205-ти), — говорить о бюджете как о серьезном инструменте макроэкономической корректировки, как минимум, рано и, как максимум, наивно. Наивно потому, что бюджетные аппетиты лоббистов в плановый год президентских выборов растут, не хуже, чем ВВП. А рано, поскольку обстоятельства вынесения проекта бюджета-04 на второе парламентское чтение свидетельствуют о том, что кулуарное законотворчество переживает не лучшие времена.

«Шахтер» — чемпион!

Государственные и отраслевые программы (в том числе — с привлечением кредитов Всемирного банка и ЕБРР) в Украине традиционно являются предметом договоренностей между правительством и крупными финансово-промышленными группами. Процесс поставлен под патронат непосредственно премьер-министра, в обход которого бюджетные темы на сумму более 100 млн грн рассмотрению, как правило, не подлежат. Поддержка первых лиц правительства и (или) руководителей дружественных Кабмину фракций ВР в политэкономическом раскладе уступок и компромиссов является серьезным подспорьем, но не более.

Кабинет Януковича подошел к проектированию финансовой сметы страны во многом по-стахановски. 4,26 млрд грн (на 0,3 млрд больше, чем планировали в процессе первого бюджетного чтения) предложено направить в распоряжение Минтопэнерго. Из них — 644 млн грн на «реструктуризацию угольной и торфодобывающей промышленности», 912 млн — на государственную поддержку угледобытчиков, 1,4 млрд (плюс 300 млн грн к первому чтению) — на техническое переоснащение предприятий по добыче угля и т. д.

«Регионы Украины» (недавно укрепившие свои позиции в парламенте фракцией «Европейский выбор») бюджетной ориентацией правительства, похоже, удовлетворены. Отдельные выходцы из донецкого региона, правда, выказывают неудовольствие по поводу нюансов перераспределения бюджетных средств на местном уровне. Но делается это, скорее, из скромности. Ведь даже бюджет Донецка (извечного донора госбюджета), согласно бюджетному проекту в следующем году должен будет перечислить в центр порядка 57,41 млн грн. А это, между прочим, на 23 млн грн меньше, чем Минфин запланировал изъять из городского бюджета Днепропетровска, и в два с половиной раза меньше, чем из бюджета политически неоднозначного города Запорожья (141,79 млн грн).

Более того, в конечном счете по суммарным трансфертным показателям бюджетные распорядители всех уровней Донецкой области все равно остаются «в дамках» (+77,6 млн грн). Для сравнения — бюджеты днепропетровского региона, процветавшие во времена «ручного управления» казной Павлом Лазаренко, выигрывают всего 18,8 млн грн.

Взять и не делить

Между тем, если готовность трех тысяч шахтеров поддержать (!) второе чтение проекта госбюджета-04 под стенами ВР свидетельствует о том, что донецкие силы едины с правительством, а антибюджетная активность «Нашей Украины», тактически проигравшей бюджет, была предсказуема, то сам документ удивил многих даже в парламентском большинстве. Далеко не все «трудовики», «эндэписты», «промышленники и предприниматели», не говоря уже об объединенных социал-демократах, остались довольны шахтерскими фишками правительственного проектирования.

Есть, безусловно, в расходных статьях проекта госбюджета программы из разряда интересных. Однако они носят либо точечный характер, как в случае с бюджетным кредитом для НАК «Украгролизинг» в размере 176,5 млн грн (экс-глава правления компании — депутат Василий Шпак), либо просто теряются в масштабе реализации интересов донецкой финансово-промышленной группы.

70,83 млн грн на «разработку и внедрение моделей социального инвестирования» под руководством министра труда и соцполитики Михаила Папиева, несомненно, будут потрачены не в ущерб «свободе, солидарности и справедливости». Но, если к ним приплюсовать 80 млн грн на «строительство ветряных электростанций» (курируемое Минпромполитики во главе с квотированным «трудовиками» Анатолием Мялицей), то даже в сумме это не дотянет до бюджетной компенсации перед шахтерами за 1997-2002 годы. На шахтерскую компенсацию правительство намерено выделить 277,9 млн грн! Кстати, 97 млн грн (горноспасательные работы на угледобывающих предприятиях) и 55 млн грн (охрана труда шахтеров) Кабинет Януковича предпочел оставить в распоряжении Минтопэнерго. Что может знать глава МинЧС Григорий Рева, поставленный по квоте «Народовладдя», о том, как проводить горноспасательные работы в год президентских выборов? Смог бы социал-демократ Папиев достойно охранять шахтерский труд? Логика очевидна.

Едва ли не единственным исключением, снискавшим правительственное расположение, оказались аграрии. Именно оказались, поскольку произошло это благодаря непростой ситуации на продовольственном рынке страны. 239,5 млн грн — на «финансовую поддержку животноводства и растениеводства» (вместо месяц назад предполагаемых 27,5 млн), 100 млн и 50 млн грн — на селекцию, соответственно, животных и растений (практически в два раза больше, чем планировали изначально)... Не исключено, что аграрное лобби ВР во главе с Екатериной Ващук «вхоже» в правительственные кабинеты. Но компетентные источники свидетельствуют, что проблема роста цен на продукты питания, по-прежнему, открыта. Впрочем, дающая 16 голосов «за» проект бюджета, имеющая двух министров в составе правительства и не амбициозная аграрная фракция вполне может убедить премьера в целесообразности траты 126 млн грн на «молодые сады и виноградники».

Мелкие приятности

Наиболее хаотичной составляющей бюджетного лоббирования являются интересы регионов. В органах государственной власти, как оказалось, есть огромное количество желающих выполнить свой электоральный долг (преимущественно, депутаты-мажоритарщики) и позаботиться о благополучии своего района (главы администраций). Работают с ними, главным образом, аппараты министерств (на уровне глав профильных департаментов). Однако и на этом фронте в проекте госбюджета-04 прослеживаются выразительные закономерности.

Так, к примеру, на дополнительные дотации (1,095 млн, 0,77 млн, 0,88 млн и 1,32 млн грн) из госбюджета-04 могут рассчитывать Гайсинский, Теплицкий, Тростянецкий и Тульчинский районы Винницкой области, где на парламентских выборах победу одержал экс-зампред ГНАУ, ныне «регионал» Игорь Кальниченко. В общей сложности 2,15 млн грн может быть дополнительно направлено на «социально-экономическое развитие» Барановского, Емильченского и Олевского районов (по округу в ВР был избран экс-руководитель главного контрольного управления АП, внефракционный Валентин Савицкий). Похоже, что и 7 млн грн на ремонтные работы в центральной больнице Новгород-Сиверского района вполне соответствуют заботе Олега Петрова (фракция НДП) о здоровье своего электората.

Пикантно, что и на этом, далеко не самом плодородном с точки зрения лоббизма поле, донецкая и, в меньшей степени, луганская вотчины не обделены. По 2 млн грн на «социально-экономическое развитие» Кабмин согласен выделить бюджетам Амвросиевского и Шахтерского районов (мажоритарные округа агрария Виктора Слауты и «регионала» Виктора Турманова). 5 млн грн — токмо ради развития города Стаханова и 20 млн грн — во благо Макеевского меткомбината им. Кирова...

Региональные расклады

Посерьезнее проблемы обсуждались в ходе переговоров правительства с главами областных и городских администраций. Теоретически, основанием для построения системы межбюджетных трансфертов (какому региону дать из госбюджета, у какого — забрать) являются четко прописанные аналитические методы. Те, кто не однажды занимался такого рода расчетами, говорят, что не все они соблюдаются.

Как всегда, сильными на этом фронте оказались лоббисты, объединенные интересами Закарпатской области. Только в районные бюджеты региона (всего их — 13) планируется направить в следующем году 272,7 млн грн. Это без учета дополнительных субвенций, трансфертов в городские и областной бюджеты и программ вроде защиты от наводнений региона реки Тиса (15 млн грн).

Шестнадцать районов Волынской области (которую принято считать самой бедной) могут рассчитывать в 2004-м на 184,8 млн грн. Зато в районные бюджеты Черкасской области Кабинет Януковича согласился направить на 10 млн грн больше, чем страждущим волынянам.

С хорошими районными достижениями подошли ко второму чтению проекта бюджета-04 неплохо представленные в ВР «одесситы» — 267,8 млн грн. А вот представителей харьковской группы может порадовать, разве что, смета трансфертов в бюджеты городов области — 194,2 млн грн из госбюджета. И вдогонку — 70 млн грн в честь 350-летия основания города Харькова.

А вот Днепропетровской области повезло, как уже было сказано, меньше всего. Сказанное, впрочем, не относится к «городу-герою» Павлограду (плюс 12,6 млн грн в бюджет города), где непростую победу в одномандатном округе одержал экс-глава СБУ Леонид Деркач.

Вместо резюме

Люди, некогда приближенные и еще не успевшие отдалиться от Банковой, говоря о расходной части проекта госбюджета, отмечают притирку-пристрелку между «Регионами Украины» и СДПУ(О). «Наша Украина», для которой пробил «Час перемагати!», заняла принципиальную позу неприятия бюджета. СПУ и БЮТ, традиционно критикуют проект бюджета. Коммунисты делают это же вполголоса — следствие назначения Адама Мартынюка первым вице-спикером ВР. Представители шахтерского края, написав бюджет «под себя», не намерены останавливаться на достигнутом. В предвыборной ситуации банальной концентрации государственных денег не достаточно — надо еще приглядывать, чтобы их не растянули «свои» и, тем более, «чужие». Именно поэтому следующим лоббистским шагом станет попытка «занять» кресло председателя Счетной палаты (в декабре заканчивается каденция Валентина Симоненко).


Коментарии

Анатолий КИНАХ, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, экс-премьер:

— В бюджетной политике важно перейти от тактики проедания к стратегии развития. К сожалению, госбюджет на следующий год сформирован правительством на основе старой системы налогообложения, усугубленной хаотичными бессистемными изменениями. Банальное снижение ставок основных бюджетоформирующих налогов без реформы методологии начисления налогов и сборов, без ликвидации необоснованных льгот, без изменений в порядке администрирования и возмещения НДС создает условия для появления «бюджетных ям», усиления фискального давления. Кроме того, проектом госбюджета-04 по-прежнему предлагается дополнительно изымать часть чистой прибыли у государственных, казенных предприятий.

Государство намерено отсрочить имплементацию законодательных норм, предусматривающих с 1 января 2004 года введение повышенных норм амортизации, хотя физический и моральный износ основных фондов приближается к 60%. Без серьезного экономического анализа хотят отказаться от государственного протекционизма наукоемких отраслей (авиастроение, судостроение и т. д.). Эти и ряд других проблем являются для нас принципиальными, и мы намерены добиваться, чтобы правительство пересмотрело свою позицию по этим вопросам.

В действительности, общий объем доходов госбюджета не соответствует масштабам украинской экономики: громадные финансовые ресурсы перераспределяются вне бюджетной сферы. К сожалению, «финансовая Конституция» — превращается в объект для низкопробной политической торговли, снижающей качество и прозрачность бюджетного процесса. На мой взгляд, главная проблема бюджетного лоббизма в том, что он происходит в отрыве от национальных приоритетов. Государство не должно финансировать сектора экономики в зависимости от того, какая политическая сила доминирует.

Валерий КОНОВАЛЮК, фракция «Регионы Украины»:

— Ко второму чтению правительство учло практически 90% предложений Бюджетного комитета. Можно сказать, что проект госбюджета-04 лучший за последние двенадцать лет, поскольку он впервые закрывает проблему погашения задолженностей по зарплате и предусматривает упреждение техногенных катастроф в коммунальной сфере. Что касается финансирования угольной промышленности, то оно было увеличено не на миллиард, как заявляют некоторые, а на 300 млн грн. Мы выполняем обязательства государства по недофинансированию прошлых лет, поскольку задолженность перед предприятиями отрасли составляет порядка миллиарда гривен. Сейчас возможно погасить эти и многие другие задолженности, есть потенциал реально увеличить и дифференцировать зарплаты, а оппозиции это не нравится.

Борис АНДРЕСЮК, фракция СДПУ(О):

— Статьи проекта бюджета — это максимально возможный компромисс. Наша фракция намерена поддержать правительственный проект, поскольку мы не хотим управления бюджетом в «ручном режиме». У нас было много замечаний к проекту бюджета, некоторые из замечаний были учтены. Что касается угольной промышленности, то у нас с этой сферой очень сложные взаимоотношения. Государство, фактически, дотирует угольную отрасль. Мы не спорим. Но в перспективе, на мой взгляд, выделять громадные суммы на убыточные программы, простите, глупо. Легче и лучше закладывать статьи компенсационного характера, к примеру, на переобучение шахтеров, на создание новых рабочих мест.

Валерий АСАДЧЕВ, фракция «Наша Украина»:

— Проект бюджета, поданный правительством, фактически не устраивает большинство. Иначе они бы не внесли постановление на десяти страницах, кардинально изменяющее бюджетный вариант Кабмина. Меньшинство, в свою очередь, убеждено, что правительство, играя размерами минимальной зарплаты, спрятало в бюджете, как минимум, 3 млрд грн. Мы прекрасно понимали, что в год президентских выборов правительство напишет интересный бюджет. Колоссальные бюджетные средства заложены «на уголь», но не показаны механизмы, по которым эти деньги могли бы дойти до рядовых шахтеров.

Валерий ПУСТОВОЙТЕНКО, фракция НДП:

— Каким бы ни был бюджет, он в ближайшие годы все равно не будет удовлетворять потребностей наших граждан. От профильного комитета и фракции мы вносили много предложений к проекту госбюджета-04. Основные позиции были учтены. Уже только то, что правительство решило вопрос по автомобильным дорогам — много. Остались, правда, неурегулированные вопросы (Укравтотранспорт, свободные экономические зоны и т. д.), но их Кабмин взялся обсуждать. Фракция поддержит проект бюджета.

Александр БАРАНОВСКИЙ, фракция СПУ:

— Такого непрофессионального проекта бюджета, каким его подало правительство на второе чтение ВР, еще не было. На 12-13 млрд грн занижены доходы государства. В процессе выполнения бюджета этого года около 9 млрд грн зависли на счетах Госказначейства и их в бюджете-04 правительство не учитывает. Кабмин эти деньги не показывает и, соответственно, в расходную часть их не предлагает. Получается, своего рода, «заначка».


Изменения запланированных госдоходов на 2004 год*, млрд грн

Статья доходов Первое чтение Второе чтение
Налог на прибыль предприятий 11,67 12,28
НДС 17,07 18,36
Акцизный сбор на произведенные в Украине товары 5,38 5,81
Поступления от штрафов и санкций 0,32 0,34
Налог на доходы физлиц 0,64 0,66
*Выборочные статьи правительственного законопроекта «О Государственном бюджете Украины на 2004 год»

Контракты №48 / 2003


Вы здесь:
вверх