логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Владимир Рыбак: «Все плохое связывают с Януковичем» Андрей МИСЕЛЮК am@gc.kiev.ua - «Контракты» №48 Декабрь 2003г.

Постоянный представитель правительства в парламенте Владимир Рыбак уверяет, что сформированное год назад правительство нынче переживает самые обычные «болезни роста» и способно решить накопившиеся проблемы.


Ручное управление бюджетом
— не наш «конек»

Подготовку к торжественному празднованию годовщины работы своего правительства Виктор Янукович начал «с плохого». С критики. Досталось не только главе Минтопэнерго Сергею Ермилову, но и парламентскому большинству. По словам премьера, приведенным агентством «Интерфакс-Украина», из 350 правительственных законопроектов парламентом было принято около 20.

«Премьер предпочитает не рубить сплеча»

— Владимир Васильевич, критика премьером министров и «плохо работающего» большинства свидетельствует, что правительство встречает свою первую годовщину в сложном положении?

— Правительство отметило год работы 30 ноября, а годовщина принятия правительственной программы и подведение ее итогов состоится в апреле следующего года. Поэтому драматизировать ситуацию не стоит. Думаю, премьер правильно напоминает, что между правительством и большинством подписано соглашение, и есть солидарная ответственность. Однако до сих пор в ВР бытует мнение, что если у Кабмина что-то получается плохо, значит — виновато само коалиционное правительство. При этом депутаты забывают о солидарной ответственности и о представителях своих фракций, которые направлены работать в это правительство. А если все хорошо — значит, это общий успех правительства и большинства.

— Почему же большинство так слабо поддерживает правительство, которое якобы работает с ним в одной связке?

— Видимо, накладывает отпечаток политическая нестабильность, которая имеет место в целом по стране и отражается зеркально на ситуации в парламенте. Но если взять такие основополагающие законы, как бюджет-2003, снижение налогов (на прибыль и подоходного), целый ряд экономических законов, то по ним парламент полностью поддержал правительство. Что касается остальных вопросов, то тут многое зависит от внутренней дисциплины в парламенте. Больше надо работать институту взаимодействия парламента и правительства. Какой-то политической подоплеки и недоверия друг к другу здесь нет.

— По-вашему, Янукович пока далек от повторения судьбы своего предшественника Анатолия Кинаха, которого Президент отправил в отставку за недостаточное сотрудничество с парламентом?

— На сегодняшний день я не вижу оснований поддерживать разговоры об отставке Кабинета Януковича, которые иногда возникают в парламенте. Отставки отдельных членов Кабмина я не исключаю.

— Почему премьер постоянно заявляет о скорых кадровых изменениях в своем правительстве, но изменения эти не происходят?

— Правительство Януковича впервые в истории страны работает в условиях коалиционного кабинета. У нас нет коалиции в парламенте, а коалиционное правительство есть. Виктор Федорович на стадии подготовки решений готов демократично обсуждать и учитывать различные предложения. Так было и при формировании Кабмина, и при принятии программы правительства. В результате этой работы программа была принята конституционным большинством голосов. После чего все разговоры о целесообразности выполнения тех или иных ее положений должны закончиться. Есть программа правительства — ее нужно выполнять. Поэтому на этой стадии премьер и требует от министров делать это, а не ходить советоваться с лидерами фракций, которые их направили в Кабмин. У премьера есть неудовлетворенность от того, как решаются социально-экономические вопросы. И он, говоря об этом, стимулирует работу отдельных руководителей министерств и ведомств.

— Но уволить неудовлетворительно работающих министров, судя по всему, сам не может?

— Он ведет консультации с фракциями и их руководителями, оценивая работу их представителей в Кабмине. Премьер предпочитает не рубить сплеча, дает возможность поправлять дела. Год — серьезный период. Будет анализ, будет отчет по итогам года, и вполне могут последовать соответствующие кадровые изменения в Кабмине. Далее: мы говорим о коалиционном правительстве, а закона о Кабинете Министров не имеем. И Президент, и премьер говорят о том, что необходима политическая реформа. Она нужна как раз для того, чтобы четче конкретизировать функции и обязанности всех ветвей власти. Иногда говорят, что многие решения принимаются на Банковой...

— Оппозиция вообще утверждает, что в Украине есть два правительства: одно — Кабинет Министров, а второе — Администрация Президента...

— Да, Президент решает ряд вопросов. Бывает, он смотрит-смотрит, а потом начинает вмешиваться. Вот поэтому и нужно четко расписать обязанности и ответственности субъектов власти. Мы сегодня говорим о коалиционном правительстве. А кто сегодня может пояснить, что это такое? Где закон о Кабинете Министров? Но всегда, когда происходит что-то плохое, это связывают с именем Януковича.

— Почему премьер не высказался в дискуссии о работе своего зама Николая Азарова и совмещения им постов первого вице-премьера и министра финансов?

— Виктор Янукович посчитал, что его вмешательство в эту дискуссию будет излишним. С Президентом у них есть общее понимание, что это совмещение является нормальным, с Азаровым — тоже. Николай Янович — человек деятельный, свой участок работы он «тянет». Зачем премьер будет вникать в дискуссию, если вопрос ясен и очевиден? Поэтому, я думаю, что премьер не будет инициировать вопрос о разделении должностей Азарова. По крайней мере, я не слышал, что такие предложения исходят от него или будут исходить. Другое дело, что определенным силам положение Азарова, по всей видимости, неудобно.

— Объединение фракций «Регионы Украины» и «Европейского выбора» также следует рассматривать в контексте обеспечения связки Янукович — Азаров?

— Думаю, это объединение только сцементирует взаимоотношения премьера и первого вице-премьера. А депутатам обеих фракций задаст направленность на обеспечение стабильной парламентской работы. Под большую фракцию сегодня можно собирать силы. Членов большой фракции можно рекомендовать на разные государственные посты. И большая политическая сила может нести большую ответственность перед избирателями.

— То есть это объединение нацелено на будущую президентскую кампанию Виктора Януковича?

— Напрямую — нет. Сегодня мы говорим, что конкретную работу по избирательной кампании вести еще рано. Премьеру нужно работать над решением социально-экономических проблем. Нам все равно: что от двух фракций — кандидат Янукович, которого мы будем рекомендовать от Партии регионов в единые кандидаты, что от единой фракции будем рекомендовать его.

— 27 ноября ВР приняла бюджет во втором чтении и в целом. Но с точки зрения оппозиции, Януковичу, как потенциальному кандидату от власти, в год выборов как раз гораздо удобнее было бы вручную рулить бюджетом — так легче искать деньги на выборы.

— Премьер не пошел на это. Если Янукович начнет при такой политической нестабильности управлять бюджетом вручную, то давление на правительство чрезвычайно усилится, и он вынужден будет постоянно лавировать. Кроме того, за этими текущими вопросами ему некогда будет работать над стратегическими вопросами. А этого допускать нельзя: если только правительство увязнет в повседневной «текучке», вся работа будет завалена. Вот почему правительство заинтересовано, чтобы финансирование социальных выплат и бюджетной сферы осуществлялось в полном объеме. На сегодняшний день — финансирование по этим расходам перевыполняется на 1,2%. Кабмин обещал на 30% увеличить заработную плату — она увеличилась на 32%.

— Но на днях Кабмин добился снижения минимальной зарплаты с 237 до 205 гривен. И это не мешает ему говорить о том, что бюджет-2004 — как никогда социальный.

— Хорошо, давайте сделаем минимальную зарплату 260 гривен и не будем ее платить. Что легче для правительства: накапливать долги и сталкиваться с возмущением людей или, опираясь на реальную экономику, платить реальную зарплату? О снижении налогового пресса на предприятия (налог на прибыль) говорили годами. Именно правительство Януковича пошло на этот шаг. Точно такая же ситуация с налогом на доходы. За счет этого высвободилась заработная плата, порядка 5 млрд гривен удалось привлечь для населения. Плюс правительство предлагает реальную минимальную зарплату и при этом планирует платить межтарификационные выплаты с 1 марта. И люди почувствуют, что реально заработная плата увеличится. У нас же оппозиция хочет принять минимальную зарплату в 237 гривен, которая не опирается на реальные возможности, а потом говорить: «Вы посмотрите на это правительство — оно же не платит заработную плату!». Янукович на популистские меры не шел в период работы в Донецке, не пойдет и сейчас. И я не думаю, что кто-то может заставить его свернуть на путь популизма.

Партия регионов не откажется от своего кандидата

— Можно ли говорить о том, что президентская кампания Януковича началась 31 октября в Донецке, когда люди, пикетирующие съезд «Наша Украина», скандировали «Янукович — наш президент!»?

— Нет, нельзя. Янукович, будучи губернатором, поднял Донецкую область, и, видимо, в знак благодарности, люди в Донецке высказывали такое мнение. О какой избирательной кампании может идти речь за год до нее, когда правительству до апреля нужно выполнить программу и отчитаться в ее выполнении? А уже потом можно будет говорить об участии Януковича в выборах. И Виктор Федорович должен сам к этому «созреть».

— А что, он пока не «созрел»?

— Пока что только члены Партии регионов говорят о возможности выдвижения Януковича кандидатом в президенты.

— Как вы оцениваете вероятность того, что власти не удастся выставить единого кандидата, и Партия регионов начнет президентскую кампанию с кандидатом Януковичем в мае, как только ЦИК официально о ней объявит?

— Ну... Я думаю, что процесс поиска единого кандидата очень сложный. Хотя не исключаю, что с фракциями большинства мы найдем общий язык. Ведь мы анализируем рейтинги возможных кандидатов, изучаем ситуацию в СМИ. Пока рейтинг Виктора Федоровича намного выше, чем рейтинг многих потенциальных кандидатов. И это надо учитывать.

— В таком случае, возникает вопрос: что партнеры по переговорам должны предложить Партии регионов, чтобы она отказалась от выдвижения Януковича в пользу другой кандидатуры?

— Я не вижу такой возможности. Такой вопрос не обсуждается ни с кем и ни на каком уровне. Я не вижу условий, которые бы помешали Партии регионов выдвинуть в президенты своего кандидата.

Контракты №48 / 2003


Вы здесь:
вверх