логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Попытка №... Виктория ПХИДЕНКО - «Контракты» №48 Декабрь 2003г.

Фактическое увеличение квот на импорт украинских труб в Россию побуждает Фонд развития трубной промышленности РФ в очередной раз инициировать антидемпинговое расследование.


«Психическая» атака россиян

Квотирование импорта украинских труб неэффективно — считают в Российском Фонде развития трубной промышленности (ФРТП). ФРТП так аргументирует свою позицию: в 2001 г. украинские производители экспортировали в Россию порядка 630 тыс. т. В прошлом году из-за спада на рынке квота не была выбрана. В текущем же году квота увеличена по просьбе Газпрома на 120 тыс. т для труб большого диаметра (ТБД) (1420 мм). Очевидно, что порядок поставок никак не регулируется, и рынок оказывается под давлением. Поскольку 75% квоты в 2003 г. было выбрано за первые 6 месяцев, это привело к резкому увеличению доли украинских труб на российском рынке — с 8-9% до 13-14%. Кроме того, российские сторонники антидемпингового расследования повсеместно ссылаются на то, что Украина поставляет трубы по заниженным ценам, пользуясь государственными субсидиями.

«В данный момент в Украине не действует ни один из законодательных актов, который можно было бы квалифицировать как подтверждение субсидирования трубной отрасли или ГМК в целом. Кроме того, проведение антидемпингового расследования в отношении поставок украинской трубной продукции в условиях действующего соглашения о квотировании экспорта данной продукции из Украины на 2003 год противоречит не только данному соглашению, но и международной практике таких расследований», — считает Виталий Гнатуш, эксперт аналитического центра «Госвнешинформ». Таким образом, на данном этапе сложно прогнозировать исход антидемпингового расследования. Тем не менее, отдельные эксперты рынка предполагают, что в данном случае речь идет о «психической атаке» со стороны Фонда. Ведь одновременно ФРТП добивается от российских чиновников сохранения ежегодных квот для украинских производителей труб в объеме не более 620 тыс. тонн еще на три года. Этот период, по мнению специалистов Фонда, необходим российским предприятиям, чтобы завершить техническое перевооружение и гармонично интегрироваться в единое экономическое пространство.

Вместе с тем стоит учитывать, что аналогичное расследование, проведенное россиянами в 2000 году, завершилось не в пользу украинских трубников. Первоначально наши соседи планировали ввести заградительную 30% пошлину на стальные трубы из Украины. Но в конечном счете был введен механизм квотирования поставок в размере 620 тыс. тонн труб в год. Причем, факт достижения соглашений по поводу квот воспринимался по-разному: российской стороной — как уступка; представителями украинских властей, принимавших участие в переговорах — как тактическая победа; а наши трубные предприятия восприняли квоту как «меньшее зло». Впоследствии соглашение пролонгировалось и действовало в тех же объемах в 2002-2003 гг.

На протяжении этих лет, «пульсирующие» переговоры об условиях поставок продукции наших предприятий в РФ стали привычным фоном деятельности украинской трубной отрасли, по крайней мере, держали ее в хорошем тонусе. При этом, «частоту пульсации» и тональность переговорному процессу, как правило, задавала конъюнктура рынка трубной продукции России. Если по итогам депрессивного для трубной промышленности 2002 года квота выбиралась украинскими предприятиями всего лишь на 60,2%, и ход переговоров с россиянами был тихим и почти незаметным, то в этом году, судя по бравурному вступлению ФРТП, переговоры пройдут в условиях активного противоборства.

Предпосылки для подобной эскалации напряженности между российскими и украинскими трубниками складывались постепенно на протяжении всего года. Прежде всего, этому способствовали сентябрьские договоренности между правительствами двух стран на дополнительную поставку сверх квоты 120 тыс. т труб большого диаметра производства Харцызского трубного завода для Газпрома.

К началу июня 2003 г., Харцызский трубный фактически использовал свою квоту и лишился возможности поставлять продукцию в Россию. При этом, имея в резерве заключенный контракт на поставку 100 тыс. т нефтегазопроводных труб для компании «Газкомплектимпекс» (дочерней компании РАО «Газпром»). Кроме того, по данным предприятия, в портфеле заказов на тот момент были заявки и от других российских газовых и нефтяных компаний на поставки в сумме около 360 тыс. т труб. Оказавшись перед выбором, российское правительство приняло решение в пользу РАО «Газпром» и украинского поставщика ТБД.

Увеличенная годовая квота для поставок украинской трубной продукции составила 740 тыс. т. По информации Минэкономики Украины, по состоянию на конец октября 2003 года годовая квота с учетом заявок выполнена Украиной на 87,65% (в том числе по ТБД кода 7305 11 00 00 на 77%, а по прочим трубам на 93,2%). Такая интенсивность украинских производителей на рынке РФ стала возможной, прежде всего, потому, что текущий год отмечен небывалой инвестиционной активностью российских нефтегазовых компаний. Это и строительство магистральных газопроводов Починки—Изобильное, и СРТО—Торжок, которые ведет «Газпром». Возведение Балтийской трубопроводной системы, которую финансирует «Транснефть», при этом корпорация планирует в ближайшее время строительство новых магистральных трубопроводов в Мурманск, на Дальний Восток и в Китай. Это проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», реализуемые в рамках соглашения о разделе продукции.

Есть ли что делить?

Кроме всего прочего, в России вскоре ожидают прихода новых операторов, в связи с разрешением производить транспортировку газа частным нефтяным компаниям. Это, естественно, скажется на емкости рынка труб РФ. По прогнозам российских экспертов, в ближайшие несколько лет можно ожидать рост спроса на трубы на 60-70%, то есть дополнительные заказы предварительно оцениваются не меньше чем в $ 1,5 млрд в год.

Аналитики считают, что объемы российского рынка труб, в случае соблюдения равенства условий ведения бизнеса всеми операторами, могут обеспечить заказами и украинских, и российских промышленников. Более того, конкуренция российским трубным предприятиям со стороны украинских коллег по цеху просто необходима. Она заставляет собственников финансировать капиталоемкие инвестпрограммы, такие, как развитие экспорта и дистрибьютерских сетей или же производство трубной заготовки для ТБД диаметром 1420 мм, которых в России до сих пор нет ( ее производят на «Азовстали», а потом импортируют для нужд российских производителей). Так, например, в июне «Северсталь» и «Евразхолдинг» подписали генеральное соглашение о совместном проекте стоимостью $120-150 млн по выпуску труб большого диаметра и строительстве в рамках договоренностей завода по производству труб данного типоразмера. Необходимо отметить, что параллельно производство ТБД диаметром 1420 мм развивают и модернизируют Волжский и Выксунский ТЗ.

О пользе конкуренции говорят и в Украине. Председатель совета объединения «Укртрубопром», народный депутат Украины Николай Солошенко, бывший генеральный директор Новомосковского трубного завода считает, что украинская и российская трубная промышленность «обречены» на совместное развитие в дальнейшем, поскольку раньше были частями единого хозяйственного комплекса, а поэтому стартовали в рыночную экономику с одних и тех же позиций. «К сожалению, ни украинские, ни российские трубы до недавних пор не могли, да и сейчас еще не в полной мере могут конкурировать с продукцией мировых лидеров. Если теперь ситуация начинает меняться, так только потому, что на протяжении последних лет мы имели возможность повышать конкурентоспособность своей продукции, опираясь друг на друга».


Рейтинги стран-покупателей украинской трубной продукции в 2003 г. (январь—сентябрь) по данным«Госвнешинформа»

N п/п Страна Бесшовные трубы Страна Сварные ТБД Страна Прочие сварные трубы
тонн $ тыс. % по тоннажу тонн $ тыс. % по тоннажу тонн $ тыс. % по тоннажу
1 Россия 245925 115844 43,5 Россия 210705 112853 61,8 Россия 37551 12889 19,0
2 Италия 40542 18685 7,2 Туркме-
нистан
49620 21934 14,6 Герма-
ния
26541 8320 13,4
3 Казах-
стан
35537 16938 6,3 Узбе-
кистан
30895 10881 9,1 Молдо-
ва
14120 4240 7,1
4 Азер-
байд-
жан
21287 10331 3,8 Казах-
стан
18612 8500 5,5 Бела-
русь
13327 4797 6,7
5 Турция 20580 7391 3,6 Герма-
ния
10246 4438 3,0 Сербия и Черно-
гория
12958 3612 6,5
6 США 18088 7251 3,2 Брази-
лия
8543 4520 2,5 Литва 9741 2855 4,9
7 Болга-
рия
17078 6501 3,0 Азер-
бай-
джан
3380 1168 1,0 Поль-
ша
9408 2887 4,8
8 Туркме-
нистан
14938 7969 2,6 Бела-
русь
2154 832 0,6 Лат-
вия
6290 1921 3,2
9 Поль-
ша
12783 4520 2,3 Румы-
ния
1328 340 0,4 Румы-
ния
6119 1916 3,1
10 Узбе-
кистан
12594 6647 2,2 Поль-
ша
1186 450 0,3 Венг-
рия
5852 1633 3,0
ВСЕГО 439353 202077 77,7 ВСЕГО 336668 165917 98,8 ВСЕГО 141906 45070 71,7
Контракты №48 / 2003


Вы здесь:
вверх