логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Неожиданные цены Богдан МАЛИНОВСКИЙ - «Контракты» №48 Декабрь 2003г.

Подорожание на внутреннем рынке подсолнечных семян при рекордном урожае стало следствием роста экспортных цен. Экспортеры активизировались, спровоцировав нынешнюю ценовую конъюнктуру на внутреннем рынке.


Этой осенью отечественные аграрии собрали неслыханный урожай подсолнечника — 5 млн тонн (урожаи предыдущих лет едва достигали 3 млн тонн). Предложение кондиционных семян оценивается на уровне 4,3 млн тонн. При таких обстоятельствах операторы рынка, а особенно производители масла, маргарина и майонеза ожидали существенного подешевления сырья. Но почти полуторакратный рост предложения не обвалил рынок. Наоборот, задолго до завершения уборочных работ цены на подсолнечник быстро подскочили вверх и меньше чем за два месяца выросли на треть — с 900 до 1200 грн/т. По прогнозам экспертов, до конца сезона ценовых сенсаций уже не будет — за семена подсолнечника будут просить 1150-1250 грн/т.

«Никто не ожидал, что при высоком урожае цены настолько вырастут. Поэтому производители масла и маргарина также вынуждены были пересмотреть собственную ценовую политику», — отмечает коммерческий директор Киевского маргаринового завода Юрий Воскобоев. Подорожание сырья автоматически спровоцировало рост цен на упомянутые продукты почти на 10%. И только производители майонеза не решились повысить цены из-за сильной конкуренции.

Директор компании «ПроАгро» Николай Верницкий объясняет подорожание сырья ростом цен на масло на мировом рынке. Экспортеры оживили деятельность (по данным «ПроАгро», в этом году экспорт достигнет 800 тыс. тонн), спровоцировав таким образом нынешнюю ценовую конъюнктуру на внутреннем рынке.

Не получив дешевого подсолнечника, маслоэкстракционные заводы сконцентрировали усилия на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью — бутилированного масла. Поскольку сегодня на местном и локальных рынках стран — ближайших соседей наблюдается стойкая тенденция увеличения потребления фасованного продукта. По данным заместителя генерального директора Ассоциации «Укролія» Степана Капшука, за последние 5 лет производство в Украине фасованного масла выросло в 5 раз. В этом сезоне, как ожидают в Ассоциации, объемы ее производства достигнут 160-180 тыс. тонн. Кроме того, несколько вырастет и общее потребление масла — с 12,3 до 12,5 кг на человека ежегодно.

Поэтому именно в нынешнем сезоне у традиционных лидеров этого сегмента рынка — Днепропетровского МЭЗ (ТМ «Олейна») и «Чумак» — появились конкуренты, которые начали вкладывать значительные средства в продвижение своей продукции в масштабах всей страны. К ним в первую очередь следует причислить Пологовский МЭЗ (ТМ «Славія»), донецкое ЗАО «Марг-Вест» (ТМ «Славолія») и Одесский МЖК (ТМ «Сонячна долина»). В частности, председатель правления ЗАО «Пологовский МЭЗ» Валерий Остроушко сообщил, что его предприятие претендует на 17-25% отечественного рынка. При этом, по его мнению, рынок фасованного масла будут контролировать маслоэкстракционные заводы, которые могут обеспечить контроль качества на всех этапах производства.

Впрочем, предприятия, чьи производственные мощности ограничиваются разливными линиями, не намерены уступать свои позиции. Алексей Казаков, начальник отдела маркетинга Одесского МЖК, отмечает: «Несмотря на высокую конкуренцию, сложившуюся сегодня на рынке фасованного масла, во многих регионах крепкие позиции занимают именно локальные производители». В этих условиях маслоэкстракционные заводы делают ставку на комплексные кампании по продвижению своей продукции, включающие дегустации, рекламу в местах продажи, на телевидении и билбордах.

Правда, некоторые предприятия решили не втягиваться в конкурентные войны, избрав для себя другие, не менее выгодные, пути развития. «В ближайшей перспективе мы не планируем разливать масло в бутылки — стратегия предприятия пока предполагает другие приоритеты. Прежде всего речь идет об экспорте масла и обеспечении сырьем Киевского маргаринового завода (как и «Мелитопольский МЭЗ», он принадлежит «Таврической масложировой компании». — Ред.)», — говорит председатель правления ОАО «Мелитопольский МЭЗ» Олег Москаленко. Другие приоритеты и у Промышленной группы «КМТ», в состав которой входят Винницкий и Черновицкий МЖК. «Мы придерживаемся стратегии «бизнес для бизнеса», — отмечает коммерческий директор компании Игорь Гадомский. — Поэтому на наших заводах разливают масло под своими марками наши партнеры, а Промышленная группа «КМТ», по крайней мере в этом сезоне, не планирует переориентироваться на конечного покупателя».

Контракты №48 / 2003


Вы здесь:
вверх