логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Налоговый» бюджет: фискальное давление на бизнес усиливается Елена ДЕМИНА - «Контракты» №49 Декабрь 2003г.

2 декабря стало известно, что Президент подписал закон о государственном бюджете на 2004 год. Окончательный вариант закона буквально пестрит налоговыми изменениями и нормами. Нардеп Виктор Пинзеник на прошлой неделе эмоционально и аргументированно убеждал, что заявления правительства о снижении налогового давления — миф: «Утверждаю, что налог на прибыль увеличится, а не уменьшится. Как он может увеличиться? По одной причине — налогообложением того, что в этом году не считалось прибылью. Налоговая ставка будет меньше, а предприниматели будут платить налогов больше». Аналогичные прогнозы были даны и относительно налога на добавленную стоимость. А в отношении преференций эксперты уже высказались о том, что бюджет-2004 имеет ярко выраженную «антильготную» направленность.


НДС-новации

Начнем с НДС. Депутаты согласились рассрочить бюджетную задолженность перед предприятиями по этому налогу. Погашение просроченной бюджетной задолженности по налогу на добавленную стоимость, которая возникла по состоянию на 1 ноября 2003 года и не возмещена к 1 января 2004 года будет осуществляться путем ее оформления облигациями внутреннего государственного займа со сроком оборота пять лет.

Такие облигации подлежат ежегодному погашению равными частями (в размере 20 процентов номинальной стоимости таких облигаций) одновременно с выплатой доходов (процентов) из расчета 120 процентов годовых учетной ставки НБУ. Государство посчитало возможным снова залезть в карман предприятий, в свое время прокредитовавших бюджет своим НДС. «Учитывая большое число желающих получить свои деньги сейчас, а не через пять лет, облигации будут продаваться на вторичном рынке с дисконтом.

А это даст возможность лицам, которые приобретут такие облигации по цене, меньше номинальной, оптимизировать (читай: сократить) свои налоговые выплаты. Действующее законодательство запрещает проведение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачетов. Но, скорее всего, соответствующая норма не будет распространяться на облигации», — прогнозирует эксперт Центра развития украинского законодательства Максим Рылик.

Для экспортеров это далеко не все плохие новости. «Законодатель, в который раз, продлил действие нормы о невключении в налоговый кредит входного НДС при «бартерном экспорте». А кроме того, похоже, что после расчета части экспортного возмещения (по п. 8.4 закона об НДС), к рассчитанной части нужно применить еще одно ограничение: вычленить ту долю, которая приходится на объем полученной экспортной выручки в общем объеме экспортных продаж. Фактически, право на экспортное возмещение будет предоставляться только после наступления обоих событий: и отгрузки, и прихода экспортной выручки. Это может негативно отразиться на экспортерах, работающих с покупателями на условиях отсрочки платежа (пост-оплаты)», — рассказала Светлана Мусиенко, менеджер налогового отдела «Эрнст энд Янг Украина».

А кроме того, из ныне действующего закона о бюджете перекочевало немало неприятных для бизнеса норм. В 2004 году останется неизменным особый порядок возмещения НДС налогоплательщикам, которым ГНАУ реструктуризировала или предоставила отсрочку по уплате налогов. Суммы возмещения автоматически зачисляются в счет погашения реструктуризированных или отсроченных сумм налогов. То же самое касается и предприятий, у которых имеется просроченная задолженность по кредитам или финансированию, полученному из госбюджета. Такой подход государства вполне объясним — бюджет заинтересован в скорейшем погашении СПД налоговой задолженности.

С другой стороны, установленные правила игнорируют интересы задолжавшей компании, которая, скорее всего, рассчитывала на постепенное погашение налоговой задолженности, а суммы НДС к возмещению планировала использовать на погашение, например, текущих налоговых платежей. Скорее всего, оспорить действия налоговой в этом случае не удастся и поэтому руководителям придется пересмотреть планирование финпотоков с учетом этого обстоятельства. «В следующем году также будет действовать запрет на совершение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаиморасчета, применения векселей, бартерных операций и зачисления встречных платежных требований в финансовых учреждениях.

Этот запрет не касается импортных векселей. Их статус остался прежним: импортные векселя могут применяться только в отношении товаров, ввозимых по прямым договорам для собственных производственных потребностей», — сообщила Виктория Добровольская, юрист юридической фирмы «С. К. О. Форум». Наконец, Верховная Рада ликвидировала значительную часть преференций по налогу на добавленную стоимость, что существенно осложнит жизнь в будущем году нынешним их обладателям.

Удар по прибыли

Депутаты «решительно разобрались» со старыми убытками. Прошлогодними изменениями в закон о прибыли законодатель ограничил возможность использования налоговых убытков, возникших до 1 января 2003 года, трехгодичным периодом с момента их возникновения. По сравнению с пятилетним сроком, действовавшим ранее, это казалось предприятиям серьезным ограничением. Бюджетный закон-2004 ввел новое ужесточение, запретив в следующем году переносить старые убытки (числящиеся по состоянию на 1 января 2002 года), которые не были покрыты в 2003 году. «К примеру, по логике действующего закона, убытки, возникшие по результатам, скажем, 4 квартала 2001 года, могли быть использованы на протяжении 2003 и 2004 годов. Благодаря нововведениям бюджетного закона, если такие убытки не были «съедены» прибылью в 2003 году, в 2004 году они использоваться уже не могут», — объяснила Светлана Мусиенко.

Не суждено сбыться и мечте многих бухгалтеров о применении с 1 января 2004 года более высоких норм амортизации. Бюджетный закон-2004 запретил применять их в отношении имеющихся и купленных «бэушных» основных фондов. Новые ставки амортизации будут действовать только лишь по отношению к основным фондам, приобретенным после 1 января 2004 года, ранее не бывшим в эксплуатации.

«Мелочи» жизни

Неприятные известия ждут и инвесторов, планировавших воспользоваться льготами СЭЗ и ТПР: на 2004 год введен мораторий на утверждение новых инвестпроектов в существующий зонах и территориях, а также на создание новых и расширение уже существующих зон. Соответственно, уменьшится инвестиционная привлекательность таких регионов.

Ознакомившись с бюджетным законом, предприниматели обнаружат новые ставки некоторых платежей: ставка сбора с купли-продажи безналичной валюты — 1,5 %; ставка земельного налога для земель (в населенных пунктах), денежная оценка которых не проведена, увеличена в 3,03 раза; стоимость торгового патента на осуществление деятельности по обмену наличной валюты выросла втрое; а за предоставление услуг в сфере игрального бизнеса — вдвое.

Правда, внимательные эксперты нашли в бюджете и некоторые послабления для бизнеса. Их озвучила Ирина Косарева, начальник отдела аудита АФ «Киевская аудиторская служба»: «Сохраняется действующий сейчас порядок отчислений и перечислений пенсионных взносов. Депутаты пожалели малый бизнес и отсрочили введение нового закона о пенсионном обеспечении. Далее, после регистрации изменения местонахождения субъекта предпринимательства, уплата положенных налогов проводится по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода. Таким образом, если в январе 2004 года вы зарегистрируетесь в налоговой инспекции другой территориальной общины, обязательные платежи будете отчислять по старому адресу.

Правда, в этом случае непонятно, куда сдавать налоговые отчеты и кто будет иметь право их проверить». Стоит сказать, что депутаты еще могут преподнести налоговые сюрпризы — на этой неделе ВР планирует рассмотреть законопроект «О внесении изменений в некоторые законы по вопросам налогообложения в связи с принятием законопроекта о государственном бюджете Украины на 2004 год». Как заявлялось ранее, принятие этого документа позволило бы пополнить доходную часть госбюджета-2004 приблизительно на 2,5 млрд грн.


Льготы по НДС, которых больше нет:

  • предоставление уполномоченными банками услуг по доверительному управлению фондами банковского управления в соответствии с Законом «О внесении изменений в Закон «О проведении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании «Киевгорстрой»;
  • продажа печатных изданий отечественного производства (льгота оставлена только для операций по продаже учебных пособий и ученических тетрадей);
  • продажа лекарственных препаратов (льгота будет сохранена только для медикаментов, которые войдут в спецсписок Кабмина);
  • продажа услуг по охране здоровья и оздоровительных путевок (кроме тех, которые будут включены в спецсписок Кабмина);
  • передача земельных участков, которые находятся под объектами недвижимости, или незастроенной земли, если такая передача разрешена Земельным кодексом;
  • приватизация государственного и коммунального имущества (льгота остается только для бесплатной приватизации жилищного фонда);
  • продажа или передача в собственность вновь построенного жилья физлицам для его использования как места проживания;
  • операции по ввозу на территорию Украину товаров, в том числе машинокомплектов, которые используются для производственной деятельности предприятий по производству автомобилей, автобусов и комплектующих к ним (кроме производителей, внесенных в спецсписок Кабмина);
  • операции по ввозу на территорию Украины товаров, которые используются в судостроительной промышленности;
  • операции по ввозу на территорию Украину товаров, которые используются при производстве боеприпасов, бронированных боевых машин, самолетов.

Будут действовать льготы по НДС на:

  • операции по вывозу (пересылке) за границы таможенной территории Украины товаров 1-24 групп Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности;
  • операции по ввозу на таможенную территорию Украины природного газа согласно внешнеэкономическим договорам, заключенным во исполнение международных договоров Украины;
  • операций по предоставлению услуг, связанных с перевозкой (перемещением) пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины.

Комментарии

«ПРОТИВ»

Николай ПОЛИЩУК, председатель парламентского Комитета по вопросам здравоохранения, материнства и детства:

— В Государственном бюджете на 2004 год из средств, выделенных на всю медицинскую сферу, 97% предусматривается на ее содержание и только 3-5% — для пациентов. В будущем году будут недофинансированы такие чрезвычайно важные медицинские программы как донорство крови, сахарный диабет. В последнем варианте бюджета, который был подготовлен правительством, почти все статьи предусмотренные на финансирование медицинских программ, просто исчезли. Министр здравоохранения также обеспокоен в связи с принятием такого бюджета и вместе с парламентским комитетом уже направил в правительство требования по увеличению финансирования медицины.

За такой бюджет первый вице-премьер Николай Азаров должен подать в отставку. Похоже, в следующем году лечиться смогут только те украинцы, которые будут в состоянии купить себе дорогие лекарства. Нужно учесть, что 2004 год будет очень тяжелым для медицины в целом еще и в связи с введением НДС на лекарства и медицинские услуги, а также с повышением акцизной ставки на спирт для медицинских целей.

Василий ХМЕЛЬНИЦКИЙ, народный депутат, глава Центра народной экономики:

— Наполнить бюджет за счет госпредприятий будет весьма проблематично (имеется в виду обязанность госпредприятий отчислять часть чистой прибыли в бюджет. — Ред.). Государство не может быть эффективным собственником. Поэтому необходимо максимально возможное количество предприятий приватизировать, за исключением, конечно, предприятий, имеющих для нашей страны стратегическое значение. Например, в экономике Германии в государственной собственности всего 13%, а поступления в бюджет от этих 13% составляют 57%. У нас же государство имеет около 300 миллионов гривен дивидендов от управления объектами госсобственности «плюс» еще столько же от арендной платы, что значительно меньше стоимости принадлежащих ему активов.

«ЗА»

Николай БЕЗУГЛЫЙ, первый заместитель министра аграрной политики:

— Министерство аграрной политики оценивает государственный бюджет на 2004 год как самый лучший для АПК за годы независимости Украины ввиду улучшения финансирования целевых сельскохозяйственных программ (на финансовую поддержку агропромышленного комплекса госбюджетом на следующий год предусмотрено 2,442 млрд грн. — Ред.). Впервые 63% бюджетных средств будет направлено на финансирование целевых программ. В следующем году продлено финансирование программ, которые оправдали себя в текущем году: частичная компенсация аграриям процентных ставок краткосрочных кредитов коммерческих банков (100 млн грн), финансовая поддержка продукции животноводства и растениеводства (239,5 млн грн).

Вместе с тем будут внедрены новые программы: государственная компенсация стоимости минеральных удобрений (140 млн грн), долгосрочное кредитование агрохозяйств (120 млн грн), которые помогут улучшить материально-техническое обеспечение сельского хозяйства. Кроме того, государство выделило 50 млн грн на частичную компенсацию расходов хозяйств на посев яровой пшеницы. Бюджет 2003 года можно назвать бюджетом потребления, тогда как аграрный бюджет на 2004 год — это бюджет развития.

Контракты №49 / 2003


Вы здесь:
вверх