логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Джон Хербст: «В Украине может появиться свой Билл Гейтс» Андрей МИСЕЛЮК am@gc.kiev.ua - «Контракты» №49 Декабрь 2003г.

О том, когда это может произойти, и что мешает уже сейчас «прорасти» в Украине бизнесменам уровня Билла Гейтса, посол Соединенных Штатов Америки в Украине Джон Хербст рассказал в интервью «Контрактам».


Джон Хербст

«События в Донецке — это серьезный «звоночек»

— Приезжая в Украину, вы были готовы к демаршам наподобие обвинений во вмешательстве во внутренние дела Украины, последовавших со стороны КПУ после вашей оценки участия Украины в ЕЭП?

— Конечно, я был подготовлен к той реальности, которую застану в Украине, и не был удивлен тем спектром реакций, которые последовали после моих комментариев по поводу создания ЕЭП. Я сделал это заявление на протяжении первой недели своего пребывания в Украине, затем я встречался практически со всеми представителями украинского руководства, включая Президента Леонида Кучму. Ни один из них не высказывал возражений по поводу моих заявлений по ЕЭП. Конечно, многие на серьезных должностях в правительстве не согласились с моей оценкой, но в то же время, многие высокопоставленные лица в украинском руководстве полностью согласились с тем, что я сказал. И многие представители оппозиции также полностью были согласны. Коммунисты не согласились, но, честно говоря, это и не удивительно.

— По всей видимости, в Узбекистане вы с такой реакцией не сталкивались, потому что в этой стране системной оппозиции узбекскому руководству практически нет?

— В Украине есть проблемы с развитием демократических процессов. В то же время здесь по сравнению с многими другими странами бывшего Советского Союза присутствуют важные элементы демократической культуры. Один из наиважнейших ее аспектов — возможность свободно высказываться. Поэтому я ожидал, что в Украине увижу разные точки зрения на разные вещи, в том числе и на мои собственные заявления. Но серьезной проблемой в Украине является то, что представителям оппозиции достаточно трудно пробиться со своей точкой зрения в СМИ.

— Насколько эта проблема беспокоит США в контексте подготовки и проведения президентских выборов?

— Это один из вопросов, вызывающих серьезную обеспокоенность. США не поддерживают какого-то кандидата или какую-то политическую силу в этих выборах. Мы поддерживаем право украинского народа честно выбрать своего президента. Чтобы это произошло, украинский народ должен иметь возможность выслушать все политические силы, которые ведут борьбу за этот пост. А это означает, что все главные кандидаты должны иметь доступ к основным СМИ. Также это означает, что все политические партии и кандидаты имеют право проводить политические мероприятия где-либо в Украине без противодействия со стороны власти.

В частности, если господин Ющенко хочет провести съезд в Донецке, у него должна быть возможность туда поехать, использовать тот зал, который он арендовал, и власть не должна чинить ему препятствий в реализации этих мероприятий. Это также означает, что если господин Симоненко хочет провести подобное мероприятие во Львове, то он должен иметь возможность осуществить это, и власть не должна создавать ему препятствий. Я абсолютно уверен в том, что, как жители Донецка готовы вежливо выслушать взгляды Ющенко, так и львовяне готовы так же послушать Симоненко. И обязанность любого действительно демократического правительства заключается в том, чтобы обеспечить такую возможность. Есть практика, которая является общей для всех стран НАТО и Евросоюза. А Украина заявила, что ее политика направлена на вступление в эти организации.

— В последнем отчете американской организации Freedom House говорится, что официальное давление на СМИ ставит под сомнение возможность честного освещения хода избирательной кампании в Украине. «Необходимо любым способом противодействовать методам давления и запугивания работников СМИ», — говорится в отчете. Как намерены США отреагировать на эти призывы?

— Мы рассматриваем ряд возможных мероприятий в связи с украинскими выборами. Когда я говорю «мы», то имею в виду не только США, но все западные страны и подчеркиваю ту роль, которую в этом процессе играет ОБСЕ. Мониторинг СМИ является очень важным направлением работы, потому что речь идет о праве народа Украины услышать и увидеть весь спектр мнений, представленный объективно, а не искаженно.

— А сейчас в Украине не созданы равные условия для всех кандидатов в президенты?

— Я не хотел бы делать каких-либо скоропалительных выводов. Я лишь указываю на потенциально проблемные сферы. Есть некоторые тенденции в сфере СМИ, которые вызывают у нас беспокойство. То, что произошло вокруг мероприятий «Нашей Украины» в Донецке и Сумах и то, как эти события были представлены в СМИ — серьезный «звоночек» о том, что процесс по мере приближения выборов может пойти не тем путем. Подчеркну: эти наблюдения — не только мои собственные соображения, но и мнение моего правительства. А также других западных государств. Но мне кажется, что это мнение отображает желание, которое присуще всем гражданам Украины. И мы делимся своими наблюдениями в частности потому, что правительство Украины заявляет о своем желании вступить в НАТО, ЕС или, говоря шире, присоединиться к группе демократических обществ.

Украине не стоит играться с ядерным статусом

— Недавно руководитель делегации ВР в Парламентской ассамблее НАТО Олег Зарубинский выразил сомнение в том, что Украине удастся выполнить 250 пунктов Целевого плана по сотрудничеству с альянсом на 2003 год. Вы согласны с такой оценкой?

— План действий Украина—НАТО может быть, как выполнен, так и не выполнен. Конечно, США хотели бы, чтобы он был выполнен, потому что мы расцениваем его как необходимую предпосылку украинской перспективы присоединения к альянсу. Существенный прогресс Украиной достигнут в реформировании своей системы обороны. Но, напомню, НАТО — союз демократических обществ. И у Украины остаются проблемы, которые еще предстоит решить, в сфере демократизации общества. Если рассматривать планы Украины по присоединению к НАТО, то именно эта сфера заслуживает наибольшего внимания. А у Украины есть перспективы достигнуть блестящих результатов в этой сфере, проведя в следующем году прозрачные и справедливые президентские выборы.

— Может ли качественный прорыв на пути присоединения Украины к НАТО произойти уже на стамбульском саммите альянса в следующем году?

— Я думаю, что это не простой вопрос. И было бы не разумно уже сейчас пытаться ответить на него односложно «да» или «нет». Этот вопрос открыт. Если в следующие 6-7 месяцев мы увидим серьезное продвижение во всех сферах, которое охватывает План действий, и, в первую очередь, в сфере развития демократии, то такой прорыв вполне возможен.

— После конфликта вокруг острова Тузла в Украине заговорили о том, что нынешний внеблоковый статус страны не является прочной гарантией ее безопасности и поэтому нужно ускорить движение в НАТО. С другой стороны, ряд политиков разочарованы позицией невмешательства, которую заняли США (как страна-гарант территориальной целостности Украины) и НАТО в целом.

— Те разногласия, которые возникли между Украиной и Россией по поводу Тузлы сейчас обсуждаются в правильном формате. Проходят двусторонние переговоры, и мы не видим каких-либо односторонних действий на суше или на море. Исходя из этого, можно высказать определенное удовлетворение. От самого народа Украины зависит проводить ли связь между вопросами Тузлы и вступления Украины в НАТО. Делать выводы в этой сфере — не моя компетенция.

— В самый разгар тузлинского конфликта депутат Юрий Ехануров заявил, что Украине стоило бы «снова создать небольшой ядерный арсенал, способный выступить в роли фактора сдерживания». В то же время, вы назвали призывы к возобновлению ядерного статуса Украины ошибкой. Почему?

— Я думаю, что ответственные игроки политической сцены не хотели бы видеть увеличение числа ядерных стран. Моя точка зрения такова: решение отказаться от ядерного оружия — одна из наибольших заслуг Украины в глазах мирового сообщества. Поэтому любые попытки вернуться к ядерному статусу отняли бы у Украины этот имидж и вызвали бы большую обеспокоенность в мире. Ко всему прочему, это стало бы очень дорогим мероприятием. Причем, я думаю, затраты на это не ограничивались бы только средствами, потраченными на разработку ядерной программы, но включали бы и потери, обусловленные тем, что очень много стран выступили бы в серьезной оппозиции по отношению к таким планам.

— Вы считаете, что гарантии Украины, которые она получила при отказе от ядерного оружия, являются действенными?

— Это дело Украины — определять, что является составляющими ее безопасности. Но США имеют хорошую историю выполнения обязательств, которые они на себя берут. Это распространяется и на взаимоотношения США с Украиной.

США надеются, что Украина не уйдет из Ирака

— После гибели троих украинских миротворцев в Ираке некоторые украинские политики требуют отозвать украинский контингент. В то же время, многие говорят о том, что Украина так и не получила контракты на восстановление промышленности Ирака, обещанные Америкой. Как вы оцениваете украинские перспективы в Ираке?

— Я был бы удивлен, если бы официальные лица публично заявили о том, что они фактически продали украинское участие в контингенте сил в Ираке за получение контрактов в этой стране. Я думаю, что решение об участии в коалиции отражало понимание руководством Украины значения стабильности в районе Персидского залива. США признательны за это решение. Оно оказало позитивное влияние на улучшение отношений США с Украиной. И я надеюсь, что друзья США в Украине смогут и далее поддерживать этот курс. В первую очередь потому, что этот пример демонстрирует не только готовность, но и способность Украины делать реальный взнос в решение проблем безопасности в мире. И конечно, это будет учитываться, когда будут рассматриваться такие вопросы как членство Украины в НАТО. Что касается контрактов, то я знаю, что в Украине (и не только) существует разочарование по поводу медленного их распределения. Мы подробно информируем и правительство Украины, и правительства других стран о процедуре и процессе конкурсов по получению контрактов.

— То есть, сами украинские фирмы не прикладывают достаточных усилий к тому, чтобы получить субподряды в Ираке?

— Я бы так не сказал. Я просто говорю о том, что мы предоставляем Украине необходимую информацию, и, надеюсь, что процесс распределения субподрядов будет идти быстрее.

— Оппозиция заявляет, что после отправки украинских миротворцев в Ирак, США стали меньше интересоваться проблемами с демократией в Украине и даже согласились «закрыть глаза» на обвинения высшего украинского руководства в незаконных действиях. Как вы прокомментируете такие заявления?

— Самое первое мое выступление в Украине было сосредоточено как раз на проблемах демократии и соблюдении прав человека в Украине. Сомнительные действия власти в Донецке, пытающейся блокировать проведение мероприятий «Нашей Украины» в этом городе, были подвергнуты критике правительством мой страны в тот же день — 31 октября. Я понимаю, что некоторые члены оппозиции не могут целиком согласиться с тем, что США хотят улучшать отношения с Украиной даже в тот момент, когда эта оппозиция не находится при власти. Поэтому, очевидно, в их политических интересах делать такие заявления, которые вы привели в вопросе. Я с первых дней своего пребывания тут говорил о том, что необходимо дальнейшее улучшение наших отношений. Я считаю, что они уже улучшились. Но должен подчеркнуть: в долгосрочной перспективе у нас могут быть тесные отношения только в том случае, если деятельность украинского руководства будет соответствовать стандартам демократии. По моему мнению, нужно непредубежденно смотреть на заявления любой стороны.

Что смог бы Билл Гейтс в Украине без «крыши»?

— Можно ли уже говорить о конкретном сроке, когда поправка Джексона-Вэника по отношению к нашей стране будет отменена?

— Я не могу вам назвать конкретной даты. Скажу следующее: администрация США много лет призывает к отмене этой поправки и годами ведет переговоры с Конгрессом. Однако окончательное решение этого вопроса за Конгрессом. Нужно отметить, что это решение имеет скорее символическое значение, нежели практическое. Каждый год или каждые полгода администрация США специальным решением снимает все потенциальные штрафные санкции, которые поправка Джексона-Вэника могла бы повлечь для Украины. То есть Украина торгует с нами так, как если бы этой поправки не существовало.

— В последнее время украинское руководство с большим оптимизмом говорит о возможности предоставления Украине статуса страны с рыночной экономикой. Есть ли основания для этого?

— Я бы не сказал, что дело обстоит именно так. Я, к примеру, никому не сообщал, будто думаю, что Украина сейчас наверняка получит статус страны с рыночной экономикой. У меня были серьезные беседы с украинским руководством по этому поводу. И я бы хотел, чтобы Украина такой статус получила, но решение будет принимать Министерство торговли США с учетом экономических обстоятельств и показателей в Украине. Принимаются во внимание и условия работы американских фирм в Украине. Были определенные проблемы в наших двусторонних экономических отношениях.

Одна касалась импорта американской курятины. Я верю, что в настоящий момент эта проблема близка к правильному и окончательному решению. Хотя я слышал разговоры, что Верховная Рада может принять законы об установлении квот на импорт американской курятины, что стало бы серьезным ударом. Я надеюсь, что это всего лишь слухи. Кроме того, мы хотели бы видеть сдвиги в вопросе защиты прав интеллектуальной собственности. Необходимо отметить, что украинская экономика демонстрирует значительный прогресс. Я уверен, что это замечают и в США. И мы можем, опираясь на это, рассматривать вопрос о рыночном статусе при условии, что две вышеназванные проблемы — с курятиной и интеллектуальной собственностью — будут решены. Хотя, подчеркиваю еще раз: окончательное решение за нашим Министерством торговли.

— На что больше всего жалуются американские фирмы, работающие в Украине?

— Самые серьезные проблемы связаны с гарантированием вложенных инвестиций и гарантированием права собственности, в которую вкладываются эти инвестиции. Когда американский инвестор вкладывает деньги в украинскую экономику, он должен быть уверен, что не будет несправедливо лишен своих вкладов и прибылей либо по приговору суда, либо вопреки судебным решениям. Это проблема не только для американских инвесторов, но и для украинских бизнесменов. Любой бизнесмен оказался бы в очень сложной ситуации, увидев, что может все потерять только из-за того, что на это имеют виды люди, обладающие доступом к политическим рычагам. 25 лет назад Билл Гейтс был молодым парнем, у которого не было денег, и которого в США никто не знал. Можно задаться вопросом: был бы Гейтс в состоянии создать многомиллиардную бизнес-империю в Украине, не имея никаких политических связей? Наконец, есть еще одна специфическая проблема: западные компании, экспортирующие свою продукцию из Украины, должны получать возмещение НДС.

— Фактор президентских выборов повлияет на активность американских инвесторов в Украине?

— Я думаю, что американское бизнес-сообщество будет внимательно следить за выборами в Украине. Бизнесмены из США помнят, что последние три года Украина демонстрирует прекрасные показатели экономического роста. Но это не приводит к притоку американских инвестиций в украинскую экономику именно потому, что американские бизнесмены не уверены в безопасности этих инвестиций. Я бы, конечно, сказал, что фактор выборов обостряет эту неуверенность. Инвесторам всегда нравится политическая стабильность, им нужна уверенность, что процесс выборов будет проходить честно и прозрачно. Например, выборы в Азербайджане не прибавили уверенности американским инвесторам.

США в Украине — самый крупный иностранный инвестор. Но при этом Украина получила совсем небольшую толику от тех инвестиций, которые США вложили в экономику Польши или Чехии. На душу населения жители этих стран получили в 20-40 раз больше американских инвестиций, чем украинцы. Если бы инвестиционный климат в Украине позволял делать инвестиции в таком же масштабе, Украина сегодня была бы намного богаче. Причем не только за счет распоряжения международным капиталом, который бы работал на украинскую экономику. Но и потому, что климат, привлекающий иностранные инвестиции, пробуждал бы энергию, предпринимательство и ресурсы самого украинского народа. Другими словами, при таком инвестиционном климате украинский Билл Гейтс точно бы состоялся.

«Я хочу увидеть всю Украину»

— За три месяца пребывания в Украине вы уже успели познакомиться с Киевом?

— Мне очень нравится Киев. Правда, любимых мест в этом городе я пока не выбрал — не было времени увидеть все его многочисленные достопримечательности. Каждый раз проезжая на машине мимо Михайловского Златоверхого собора или мимо Софии Киевской — бываю заворожен этими видами. Всего дважды мне удалось посетить культурные мероприятия. Могу сказать, что голоса хора Киевской оперы — великолепны. Посещать такую оперу — привилегия. Что касается путешествий за пределы Киева, то пока что был только в Полтаве и в Новоград-Волынском. Но вскоре собираюсь отправиться в новые путешествия и за год планирую посетить все регионы Украины. Я действительно очень хочу увидеть всю страну.

— В ближайшее время вы собираетесь отправиться в Карпаты — помнится, вы говорили, что любите кататься на лыжах?

— В Карпаты я обязательно поеду. Правда, пока не могу точно сказать, когда именно. Мне действительно очень нравится бегать на лыжах.


Досье

Джон Эдвард Хербст родился 12 августа 1952 года в Роквиль-центре, штат Нью-Йорк. Получил степень бакалавра дипломатии в Школе дипломатической службы Джорджтаунского университета (1974) и степень магистра права и дипломатии в Флетчеровской школе права и дипломатии (1978). Учился в Болонском центре Школы углубленных международных исследований университета Джонса Хопкинса. Свободно владеет русским, говорит по-арабски и изучает украинский язык, имеет ранг советника-посланника. В 1979 году поступил на дипломатическую службу. Был политическим советником Посольства США в Израиле, России и Саудовской Аравии.

Работал директором по делам региона в Ближневосточном бюро Государственного департамента, первым заместителем посла по особым поручениям по делам новых независимых государств. С октября 2000-го занимал должность посла США в Узбекистане, до этого работал Генеральным консулом США в Иерусалиме. 13 сентября 2003 года прибыл в Киев как посол США в Украине. 20 сентября посол Хербст вручил верительные грамоты Президенту Украины Леониду Кучме.

Контракты №49 / 2003


Вы здесь:
вверх