логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Правка для межбанка Денис ЛЕБЕДЕВ - «Контракты» №49 Декабрь 2003г.

Нацбанк придумал, как избежать повтора кризисной ситуации на межбанке. Среди планируемых мер — введение лимита на сумму счета Госказначейства и ужесточение нормативных требований для банковских учреждений.


Резкие колебания ставок на рынке межбанковского кредитования происходят с завидной периодичностью. Еще в конце февраля — начале марта ресурсы подорожали до 15% годовых. Тогда это событие не вызвало особых опасений ни у банкиров, ни у регулирующих органов. Но через месяц ситуация повторилась, а во втором полугодии подобные сюрпризы стали возникать еще чаще. Своего апогея кризисная ситуация на межбанке достигла в ноябре, когда ставки по кредитам превышали 50%, а на экранах мониторов банковских дилеров можно было увидеть котировки на уровне 70-90%. Кратковременный кризис лишний раз подчеркнул, что периодически возникающий межбанковский пожар — следствие не случайного стечения обстоятельств, а результат более глобальных факторов.

Казначейство, банки и валюта

Можно выделить три основные причины, снизившие ликвидность банковской системы. Первая — резкое снижение объема интервенций Нацбанка на межбанковском валютном рынке. Ни для кого не секрет, что покупка Нацбанком валюты в последние годы стала главным каналом выпуска новых денег в обращение. НБУ из месяца в месяц бил собственные рекорды золотовалютных резервов. Однако валютный источник быстро иссяк. Объем покупки валюты в общей сумме за сентябрь-ноябрь был почти в пять раз меньше чем в августе. Таким образом, исчез главный канал подпитки ликвидности банков.

Вторая причина — существенное увеличение средств правительства на счете в НБУ. По состоянию на 20 ноября Кабмин накопил 7,5 млрд грн (из них в гривне — 4,7 млрд грн), что автоматически уменьшило уровень ликвидности банков. Для сравнения: сумма на корреспондентских счетах всех украинских банков составляет около 4,5 млрд грн. По словам первого вице-премьера и министра финансов Николая Азарова, увеличение остатков на счетах правительства произошло из-за неоперативного использования распорядителями бюджетных средств выделенных ассигнований. Очевидно, эффективность управления бюджетными деньгами оставляет желать лучшего.

И, наконец, третья, не менее важная причина роста кредитных ставок — низкий уровень управления банками своими активами и пассивами. Если для банковского учреждения общее снижение ликвидности банковской системы перерастает в проблему, то квалификация менеджмента под вопросом. Не секрет, что многие банки используют межбанковский рынок в качестве основного ресурса для своих активных операций.

Пожарные меры

Избежать возникновения очередного кризиса на межбанке можно за счет повышения эффективности управления бюджетными средствами и улучшения управления активами и пассивами банков. Вот только достичь этих целей в краткосрочной перспективе не удастся. Именно поэтому НБУ в период снижения ликвидности банковской системы пришлось прибегнуть к временному снижению нормативных требований, а заодно — увеличению объемов рефинансирования. Только после снижения ставок до уровня 10%, Нацбанк заявил об отмене своих нормативных послаблений. Не закрутив гайки, НБУ мог бы столкнуться с проблемой роста инфляции, который, согласно корректировке прогнозов, и так составит 8,5% вместо 6-7%.

Успокоив рынок, НБУ занялся решением более глобальных проблем. В конце ноября состоялась встреча председателя Нацбанка Сергея Тигипко с премьером Виктором Януковичем, на которой были достигнуты договоренности о повышении эффективности управления средствами правительства. После встречи Тигипко заявил, что в дальнейшем динамика правительственных денег не будет негативно влиять на денежно-кредитный рынок. Что конкретно именно имел в виду главный банкир — не совсем понятно. Между тем, источник в Кабмине сообщил, что речь шла о введении лимита на остатки средств на правительственных счетах в НБУ. В случае превышения граничной суммы, излишки, возможно, будут размещаться на межбанке.

Впрочем, главный акцент в антикризисной программе Нацбанка сделан на улучшении деятельности банков. На одном из своих совещаний Тигипко в довольно жесткой форме потребовал от банкиров повышения качества работы, а от подчиненных — усиления контроля над деятельностью банковских учреждений. Служба банковского надзора НБУ уже занялась подготовкой предложений об ужесточении ряда обязательных экономических нормативов для банковских учреждений, которые по закону попадают под определение сберегательных. В ближайшее время НБУ усилит требования при получении банками кредитов, планируется отменить долгосрочное рефинансирование под инновационно-инвестиционные проекты.

Не исключено так же ужесточение требований по обязательному резервированию. Необходимость в столь радикальных мерах НБУ объясняет не оправдавшей себя либеральной процедурой получения рефинансирования, не стимулирующей банки повышать эффективность управления своими активами и пассивами. Зачем стремиться повышать качество управления, если недостаток средств можно запросто перекрыть эмиссионными деньгами НБУ? Теперь добраться к средствам Нацбанка станет сложнее.


Причины дестабилизации межбанка (версия НБУ)

  • не соблюдение банками основного требования — соответствия сроков привлечения и размещения средств, что обуславливает постоянное дополнительное привлечение средств по более высокой цене

  • низкий уровень управления привлеченными средствами, проведение рисковых операций

  • либеральная политика кредитования инсайдеров и связанных лиц, что существенно влияет на качество кредитного портфеля из-за риска возврата денег заемщиком

  • использование средств обязательных резервов на протяжении отчетного периода и кредитов овернайт в связи с либерализацией условий получения их от НБУ, как источников формирования ресурсной базы

  • использование межбанковских кредитов как одного из основных источников формирования ресурсной базы

  • игнорирование требований НБУ о приведении в соответствие активных операций к прогнозному уменьшению ресурсной позиции в связи с переводом средств местных бюджетов на единый казначейский счет, и оттока средств в наличные вне банков, исходя из календаря выплат

  • наличие нездоровой конкуренции между банками за клиентов, приводящей к экономически необоснованным размерам платы за привлеченные средства и предоставленные кредиты

  • рискованная деятельность банков в проведении активных операций при значительном формировании ресурсной базы за счет вкладов населения, что провоцирует риск гарантии в возврате средств населению

  • отсутствие графиков по привлечению, размещению и возврату вложенных ранее средств

  • отсутствие финансовых инструментов, которые могут быть реальным объектом залога на межбанковском кредитном рынке Украины

Источник: Телеграмма НБУ № 14-011/3585-8814 от 28.11.2003

Контракты №49 / 2003


Вы здесь:
вверх