логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Белорусский Абрамович Сергей ПУЛЬША Минск - «Контракты» №49 Декабрь 2003г.

Минский предприниматель Сергей Атрощенко, известный как владелец одного из крупнейших в Восточной Европе предприятий по производству белья SЕRGЕ, заявляет о намерении купить международный медиа-холдинг Hollinger International. Таким образом бизнесмен пытается разрушить западные стереотипы о Беларуси. Но осуществить такой дерзкий замысел ему вряд ли удастся даже при поддержке ведущих белорусских банков: цена одной только Daily Telegraph (входит в Hollinger International) оценивается в $1 млрд.


Сергей Атрощенко

Не первый день в медиа-бизнесе

Как и многие бизнесмены начала 90-х, Сергей Атрощенко прошел базарную «школу»: первый капитал он сколотил на торговле кроличьими шубами на стадионе «Динамо» (крупнейший вещевой рынок в Минске, в то время аналог киевского Республиканского стадиона). Затем был бизнес посерьезнее: импорт украинского и российского химического сырья белорусским предприятиям.

В октябре 1994-го Атрощенко приобретает альманах «Свободные новости». Альянс творческого коллектива газеты под руководством журналиста Александра Улитенко и никому тогда не известного молодого бизнесмена Сергея Атрощенко оказался на редкость удачным: в рекордно короткий срок общественно-политический еженедельник «СН-плюс» на масс-медийном пространстве Беларуси стал самым популярным изданием, достигнув 104-тысячного тиража.

Надо отметить, что, будучи владельцем «СН-плюс» и хозяином ряда коммерческих фирм, Атрощенко отнюдь не выглядел свадебным генералом в издательском бизнесе: каждый номер газеты им ревностно прочитывался еще до того, как сверстанные полосы отвозились в типографию, из-за чего «отцы» газеты могли и поспорить между собой. Частые банкеты, которые в редакции «СН-плюс» устраивали по самому незначительному поводу, проходили в теплой, почти домашней атмосфере, свойственной для коллектива единомышленников. В такие минуты союз двух «акул» — бизнеса и «нячэсных журналистов» (по выражению Александра Лукашенко) — особенно являл собой удачный пример для подражания.

«Часто вспоминаю это время, — говорит Атрощенко, — на тот момент лучшей газеты, чем «СН-плюс», как, впрочем, и творческого коллектива, в Беларуси не было. Я с огромным энтузиазмом делал газету, вычитывал каждую ее полосу, много спорил с Улитенко, но это были профессиональные споры, заканчивающиеся, как правило, полным взаимопониманием с главным редактором. Если нам не удавалось договориться, скажем, из-за однобокой подачи материала, принимал волевое решение. Издание газеты — это то же производство, где так же просчитывается все до мелочей: безубыточность производства, какой должен быть тираж газеты, чтобы можно было выйти «на ноль», а затем получать прибыль. Это, если хотите, целая наука — математика. Я никогда не считал этот бизнес убыточным. Я сразу же в голове математически все сложил, умножил и пришел к выводу, что, напротив, издание газеты — достаточно прибыльное дело. Кроме того, владеть СМИ — это всегда иметь контакты, рычаги влияния.»

В 2002 году газета «Свободные новости», несмотря на протесты трех остальных учредителей, была закрыта (всего с 2001 года в Беларуси закрыто 20 газет и одна радиостанция) белорусским Министерством информации по желанию Сергея Атрощенко — тогда уже известного бизнесмена, главным образом, благодаря производству белья под торговой маркой SЕRGЕ. Говорят, что у Атрощенко в то время были проблемы с властью, и контролирующие органы взамен на закрытие слишком свободных «Новостей» пообещали оставить в покое его бизнес. Сам бизнесмен такие слухи опровергает: «Никогда ни на каком крючке я не был. У меня одна философская позиция — делать свое дело. Вот я и завел свое дело, создаю рабочие места, произвожу продукцию, а теперь вот издаю газету.

Газета — это то, что мне всегда интересно было делать. Мне постоянно приходилось убеждать главного редактора «Свободных новостей», что газета должна занимать центристскую позицию, чтобы превалировал профессиональный подход к делу. Увы, «СН» была сплошь политизированная газета. Я устал объяснять в течение восьми лет, как делать газету. Реализовывался простейший вариант работы: получение денег за заказные материалы от различных политиков и грантов от американского посольства... Ведь именно из-за неприятия читателем заказных материалов о каждом «чихе» оппозиционного политика упал тираж газеты, и она стала убыточной».

Не в последнюю очередь «Свободные новости» были закрыты именно из-за заявлений Сергея Атрощенко по поводу финансирования газеты. Белорусский МИД даже требовал от посольства США в Беларуси разъяснений по поводу высказываний Атрощенко касательно финансирования ее американским диппредставительством. Тогда Атрощенко заявил, что американское посольство в Республике Беларусь ежегодно финансировало это издание в пределах $40-50 тысяч.

Но, закрыв «СН», Атрощенко не прекращает заниматься издательским бизнесом. Вскоре он становится учредителем и шеф-редактором газеты «Обозреватель» (тираж — 11 тыс. экз.), известной своей проправительственной и антисемитской направленностью — материалы, опубликованные в «Обозревателе», не раз вызывали возмущение у различных еврейских организаций Беларуси.

Сегодня в главном офисе компании SERGE Атрощенко — редкий гость. Он все больше времени проводит в кабинете шеф-редактора еженедельника «Обозреватель» рядом с редакционным коллективом. Правда, говорит Атрощенко, это временное явление, «пока войдем в нормальное рабочее русло». На самом деле вот уже больше года «Обозреватель» в «нормальное рабочее русло» войти не может. За это время в нем сменилось два редактора. Сергей Атрощенко по-прежнему вынужден им заниматься.

Я в рекламе не нуждаюсь!

И, может быть, об Атрощенко как об удачливом издателе перестали бы говорить вообще, если б не его сенсационное заявление о намерении приобрести Hollinger International — один из крупнейших западных медиа-холдингов. Такое заявление бизнесмен сделал буквально через день, после того как Hollinger International со скандалом оставил исполнительный директор Конрад Блэк. Стал известен размер долгов компании — $120 млн, акции Hollinger International начали резко снижаться в цене и в деловых кругах заговорили о вероятной продаже компании. Атрощенко сразу же отправил в Торонто (именно в этом городе должен состояться аукцион) своих юристов для изучения ситуации «на месте».

Свою идею приобрести Hollinger International Сергей Атрощенко объяснил крайним недовольством тем, что «западные газеты пишут о нашей стране либо мало, либо необъективно, тенденциозно. Пишут, например, что у нас нет условий для бизнеса, а у нас отличные условия для бизнеса. За рубежом либо вообще не знают о Беларуси, либо публикуют сумасшедший бред, который не отражает ситуацию.»

Для такого масштабного приобретения (только одна из газет, входящих в холдинг —Daily Telegraph оценивается в $1 млрд) у Атрощенко вряд ли найдутся средства. «На трусах столько не зарабатывают», — констатируют минские экономисты. Но сам бизнесмен не смущается: «В бизнесе для делового человека под хороший проект, под личность, деньги могут найтись. Лично я таким ресурсом не располагаю. Поэтому можно рассматривать привлечение внешних источников финансирования.»

И такие источники, конечно же, нашлись. Заместитель управляющего четвертого отделения белорусского Внешэкономбанка (ВЭБ) Александр Иваненко заявил Интерфаксу, что Сергей Атрощенко является «достаточно серьезным и ответственным для таких заявлений бизнесменом».

«Я знаю Атрощенко более 10 лет. Он всегда отвечает за свои слова. Уровень его прибыли и запасы достаточно велики», — заявил банкир, комментируя серьезность намерений предпринимателя. По словам А. Иваненко, владелец фирмы SERGE — «амбициозен, предприимчив, кроме того, всегда вовремя осуществляет платежи». По оценке банкира, бизнес Атрощенко, «выросший на его глазах, достаточно динамично развивается». Говоря о финансовом положении бизнесмена, он отметил, что «даже наш банк не всегда справляется, и часть бизнеса обслуживается в других банках». ВЭБ обслуживает счета подконтрольных С. Атрощенко предприятий «Химопторг» и еженедельника «Обозреватель», счета предприятия SERGE обслуживаются Приорбанком.

Большинство белорусских экспертов считает, что такое заявление — всего лишь рекламный ход владельца бельевой кампании, и не воспринимают его всерьез. Сергей Атрощенко эти мнения опровергает: «Мое предприятие SERGE ни в какой дополнительной рекламе не нуждается. У нас спрос и так превышает предложение. Я никогда в жизни баллотироваться никуда не буду (имелся в виду возможный PR накануне парламентских выборов в Беларуси, которые пройдут осенью будущего года. — Ред.). Покупка медиа-холдинга — это просто расширение бизнеса. Да, я амбициозный, честолюбивый человек, хочу заработать много денег. Но не ради денег — роскошью я себя никогда не окружал, а чтобы в стране были созданы рабочие места, хочу выпускать хорошую, качественную продукцию. В общем, намерен реализовать то, что внутри меня. Я — патриот нашей земли, наших девушек, нашей водки — это обязательно напишите».

Но все же шансы у амбициозного бизнесмена очень малы. Во-первых, за право владеть Hollinger International ему придется посоревноваться с собственниками таких маститых изданий как американская Washington Post и британская Daily Mail. Во-вторых, белорусская власть не сможет дать Атрощенко необходимый кредит: по данным Министерства статистики Беларуси, объем валового внутреннего продукта страны в 2002 году составил около $13 млрд.


Досье

Сергей Атрощенко родился в 1970 году в Минске. Незаконченное высшее техническое образование. Холост. В бизнесе с 1992 года. Начинал с частного предприятия по пошиву шуб. В 1993 году создал предприятие «Хемпик» по торговле химическим сырьем. В 1994 году предприятие стало учредителем газеты «Свободные новости» (вместе с тремя другими учредителями). Впоследствии предприятие было переименовано в SERGE и перепрофилировано на производство нижнего белья.


Цена вопроса

По данным Annual report, в 2002 г. Daily Telegraph принесла доход на сумму $560 млн. Годовой оборот — $3 млрд. В компанию входят Daily Telegraph (тираж около 1 млн экземпляров), Jerusalem Post (тираж более 60 тыс экземпляров), Chicago Sun-Times (тираж 500 тыс. экземпляров)

Контракты №49 / 2003


Вы здесь:
вверх