логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Смена страховых ориентиров Евгений НИКОЛАЕВ Институт глобальных стратегий - «Контракты» №49 Декабрь 2003г.

Неуклонное снижение страховых выплат до 10% от объема премий свидетельствует об экстенсивном становлении страхового рынка и необходимости изменения стратегии его развития.


Темпы развития страхового рынка заметно опережают остальные секторы украинской экономики. Достаточно сказать, что его объем в текущем году почти удвоился. Среди основных причин стремительного роста — высокие темпы развития экономики, огромный потенциальный объем рынка (до $70 млрд), присутствие на рынке около 300 страховых компаний. Менее очевидные причины — государственное стимулирование и поддержка отрасли, адекватное законодательство, активная маркетинговая политика страховщиков, введение ряда обязательных видов страхования. Картину омрачает продолжающееся снижение отношения уровня страховых выплат к премиям. Это говорит о том, что рынок нуждается в новых стимулах для своего развития.

Единственным государственным документом, определяющим ориентиры развития страхования в Украине, является малоизвестная «Программа развития страхового рынка на 2001-2004 годы». Заложенные в ней целевые показатели, определяющие темпы роста отрасли, ее долю в ВВП и общий размер страховых резервов, были достигнуты еще год назад. Поэтому, несмотря на то, что программа будет действовать еще год, поставленные в ней задачи уже являются ретроспективными и неактуальными.

Среди наиболее первоочередных мер по развитию рынка — консолидация страховой отрасли, в результате которой на рынке останется около 20-30 компаний. Таким образом каждая компания будет обладать значительными финансовыми ресурсами, поскольку специфика страхового бизнеса состоит в необходимости наличия у каждого страховщика значительных резервов для покрытия взятых на себя рисков. Сейчас же небольшие страховщики либо существуют на бумаге и снижают доверие к рынку, либо перестраховывают риски в России и других странах СНГ и фактически выполняют функцию агентов зарубежных страховых компаний.

Этой проблеме уделяется внимание уже не первый год. Поправка к Закону «О страховании» в несколько раз увеличила требования к минимальному размеру уставного фонда страховщика. Предполагалось, что изменившееся законодательство приведет к слиянию мелких страховых компаний с крупными. Однако пока этого не произошло.

Другим толчком к консолидации станет вводимый с 1 января нового года 15% налог на перестрахование, благодаря которому снизится рентабельность мелких страховщиков, занимающихся преимущественно перестрахованием.

Другая актуальная проблема — подготовка рынка к появлению крупных западноевропейских страховых компаний. Отсрочка их появления на пять лет, обещанная главой Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Виктором Сусловым, принципиально не отразится на самой необходимости реформирования отрасли. Успех же иностранным страховщикам практически гарантирован, поскольку доверие к зарубежным компаниям заведомо выше доверия к отечественным страховщикам. В то же время, их присутствие на рынке станет дополнительным стимулом к внутреннему реформированию страховщиков.

Страховым компаниям придется отойти от практики гонки за деньгами, главной целью которой является привлечение как можно больших страховых платежей. Сейчас это возможно за счет привязки зарплаты сотрудника компании к собранным им страховым премиям. Поэтому он заинтересован, прежде всего, в продаже страховых полисов, а не в анализе рисков и индивидуальном подходе к каждому клиенту. Но к страхованию плохо подходит логика сетевого маркетинга, хотя она и приносит на первых порах сверхприбыли и высокие показатели результатов деятельности.

Помимо полисов, клиент должен получать юридические и консалтинговые услуги, помогающие минимизировать или избежать определенных видов риска. Благодаря индивидуальному подходу, увеличится доверие клиента к страховой компании. А сам страховщик расширит свои источники дохода и сможет оптимизировать страховые тарифы.

Контракты №49 / 2003


Вы здесь:
вверх