логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Вадим СКУРАТИВСКИЙ: По поводу одного ночного кино- телесеанса - «Контракты» №50 Декабрь 2003г.

Недавно Первый Национальный канал показал фильм украинского кинорежиссера Сергея Маслобойщикова «Певица Жозефина и мышиный народ». В час двадцать пять минут ночи.


Фильм Маслобойщикова, снятый в 1994 году, получил главный приз авторитетного международного кинофестиваля в Каире в 1995 году, а также призы на других кинофестивалях мира.

Однако дело не в многочисленных призах. Дело в другом.

Начиная теперь уже с позапрошлого века, искусство вообще поделилось на то, которое объясняет и проясняет наш загадочный мир, и то, которое его якобы «развлекает». Фильм Маслобойщикова, снятый по двадцати сюжетам австрийского писателя Франца Кафки, отнюдь не «развлекает» зрителя — он этого зрителя превращает в свидетеля наиболее фундаментальных черт и характеристик того, что когда-то философ и математик Блез Паскаль назвал «условиями человеческого существования». Вместо наивных, особым образом облегченных видов массово-популярной экранной индустрии — и вдруг колоссальная фильмовая притча об «условиях человеческого существования». Собственно говоря, это — искусство, которое пытается помочь человечеству уцелеть в великом космическом времени, тогда как популярно-массовая культура также помогает человеку уцелеть, однако только в этот вечер. После многотрудного рабочего дня.

Никто не ставит под сомнение тот сугубо вспомогательный массив культуры, который спасает человеческую психику и физиологию «в этот вечер». Однако явочным порядком цивилизация фактически взяла под сомнение культуру аутентичную, которая занимается совсем другими — грандиозными! — проблемами, без решения или хотя бы представления которых цивилизация просто не уцелеет.

...Гротескно ночная демонстрация выдающегося фильма — это как будто календарно-суточный образ дезертирства цивилизации от самой себя, от необходимости беспрестанного, очень напряженного самоосмыслення — пусть на отдельных своих участках. Где Франц Кафка рискует писать грандиозную прозу, а Сергей Маслобойщиков — снимать по ней свой удивительный фильм.

Цивилизация, которая трусливым страусом, прячась от всей грозной фундаментальности «условий человеческого существования», зарывает свою голову, свои глаза и уши в песок, а то и прямо в грязь «массовой культуры», не просто рискует — она не имеет перспектив.

Контракты №50 / 2003


Вы здесь:
вверх