логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
С новым Kодексом! Елена ДЕМИНА - «Контракты» №51 Декабрь 2003г.

С 1 января 2004 года начнет действовать новый Таможенный кодекс, который хвалят и ругают в одинаковой степени


Кодекс рождался, что называется, в муках. Первая версия документа была принята еще в конце 2001 года. Однако депутатам пришлось заново пересматривать ее нормы — тогда глава государства отказался ставить под свежим ТК свою подпись. Судьба обновленного варианта Кодекса складывалась не менее драматично — «таможенная конституция» должна была вступить в силу еще в начале этого года. Но из-за отсутствия необходимой нормативно-правовой базы парламенту, с подачи правительства, снова пришлось отсрочить введение в действие Таможенного кодекса до 1 января 2004 года.

Зато в результате страна получила качественный документ — он унифицирует отечественное таможенное законодательство с действующими международными нормами и стандартами, устанавливает четкие правила работы таможенных органов. В итоге это позволит упростить таможенную очистку грузов для субъектов ВЭД и облегчит общение с таможенниками путешествующих граждан. Во всяком случае так считают первые лица таможенных органов. Зато многие предприниматели, ознакомившись с положениями ТК, имеют на сей счет прямо противоположное мнение — Кодекс не решает принципиальных проблем таможенной политики. Отношения между бизнесом и таможней будут базироваться на тех же принципах, что и ранее. Как выяснилось, обе позиции имеют веские аргументы в свою защиту.

Больше режимов, хороших и разных

Прежде всего, ТК определил условия применения ранее не использовавшихся таможенных режимов: «реэкспорт»; «реимпорт», «отказ в пользу государства». И такая новация явно на руку отечественному бизнесу. Скажем, режим «реэкспорт» позволит субъектам ВЭД избежать излишнего вмешательства государства в их деятельность. Поскольку в этом случае к проводимым операциям не будут применяться механизмы нетарифного регулирования (квотирование, лицензирование, сертификация и прочее). Имеет свои достоинства и режим «реимпорт» — при ввозе товаров, экспортируемых из таможенной территории Украины, компании смогут вернуть суммы экспортной таможенной пошлины, уплаченной при экспорте товаров. Возвращение средств будет осуществляться из госбюджета по представлению таможенных служб. Очевидно, норма будет полезной лишь в том случае, если таможенники не возьмут на вооружение практику налоговиков относительно возврата из бюджета сумм НДС.

Со следующего года при ввозе в страну реимпортированные товары должны освобождаться от уплаты таможенной пошлины, если субъект ВЭД предоставит документальное подтверждение украинского происхождения товара (доказательством может послужить соответствующий сертификат). При реимпорте подакцизных товаров компания платит акцизный сбор, от уплаты которого экспортированные грузы были освобождены. Таможенный кодекс устанавливает следующее правило: при реимпорте товаров субъект ВЭД уплачивает НДС, возмещенный экспортеру, и проценты от суммы этого налога, начисленные по учетной ставке НБУ, действующей на момент экспорта этой товарной партии.

Обиженными остались компании, работающие по давальческим схемам. Со следующего года перемещение давальческого сырья в Украине (даже в пределах технологического цикла) будет происходить под таможенным контролем. Скажем, если предприятию необходимо на уже готовый товар наклеить ярлык на соседней фабрике, потребуется вызывать таможенного инспектора, который опломбирует автомобиль с товаром и поставит его под таможенный контроль.

Стоимость решает все

Не менее серьезной корректировке подвергся и механизм определения таможенной стоимости. В Таможенном кодексе предусмотрено аж шесть методов ее установления. Как считают в Гостаможслужбе, он позволит таможенным органам более эффективно пресекать использование субъектами ВЭД наиболее распространенных способов уклонения от полной уплаты налогов и пошлин. «Позитивом является то, что основным является метод определения стоимости по цене контракта. Это означает, что таможенные органы должны будут согласиться с ценой товара, указанной в соответствующем договоре импортера (несмотря на то, что цена аналогичных товаров другого импортера может быть большей). Но если декларант не сможет документально подтвердить заявленную таможенную стоимость товара или у инспектора возникнут сомнения относительно достоверности указанных сведений, таможенники имеют право самостоятельно определить таможенную стоимость.

При этом декларант сможет потребовать разъяснений — почему таможенники не согласны с заявленными им данными или оспорить их действия в суде. Это, в свою очередь, увеличит срок таможенного оформления груза и расходы на эту процедуру», — рассказала юрист «Бейкер Макензи» Оксана Шовкопляс. Скорее всего разногласия между предпринимателями и таможенниками по поводу применения того или иного метода определения таможенной стоимости будут возникать довольно часто. Поскольку право его выбора Кодекс оставил за таможенниками.

Юристы отмечают, что предложенные в Кодексе новации существенно повлияют на налогообложение импортных операций. «В таможенную стоимость должны включаться лицензионные и иные платежи, часть прибыли от любой дальнейшей перепродажи или использования импортированных товаров на территории Украины. Более детально вопросы определения таможенной стоимости по новому Таможенному кодексу определены в Постановлении Кабинета Министров № 1375 от 28.08.03г. По этому порядку, в частности, получается, что в таможенную стоимость могут включаться роялти и иные платежи, что автоматически увеличит обязательные платежи при ввозе товаров», — пояснил Александр Минин, старший партнер юридической фирмы «КМ Партнеры».

Впрочем, в некоторых случаях субъекты внешнеэкономической деятельности смогут сократить обязательные расходы. Действующее законодательство зачастую не позволяет определить конкретную страну происхождения товара. В результате он оформляется как товар, страна происхождения которого не установлена. А значит, импортеру приходится уплачивать ввозную пошлину по полной, а не льготной ставке. Прописанные в Кодексе четкие критерии определения страны происхождения ввозимых грузов наконец снимут эту проблему.

Денежный вопрос

Стоит сказать, что на размеры обязательных платежей повлияет не только новый механизм определения таможенной стоимости. ТК отменил некоторые виды таможенных сборов, которые уплачивались при проведении некоторых процедур. «К примеру, плата не будет взиматься за таможенное оформление транспортных средств и их нахождение под таможенным контролем; за таможенное оформление товаров и других предметов в зонах таможенного контроля; за выдачу свидетельства о признании декларантом; сертификата подтверждения доставки товаров в режиме экспортного контроля», — комментирует Оксана Шовкопляс.

А вот уплата оставшихся таможенных платежей компании, похоже, станет проблематичной. Авторы Кодекса предлагают вносить их через брокерские конторы. Но ведь если деньги не будут идти напрямую от предприятия-импортера, возрастут сроки таможенной очистки грузов. Кроме того, такая схема дополнительно нагрузит бухгалтеров брокерской компании и их коллег из компаний-клиентов.

Жестко обошелся Кодекс и с нарушителями таможенных правил. В документе расширен перечень таких нарушений (он увеличен до 26 позиций) и виды штрафных санкций. Отныне предприятие-нарушитель будет платить не процент от стоимости товара — непосредственного предмета нарушения, как это предполагалось в предыдущем варианте ТК, а фиксированную сумму, установленную в необлагаемых минимумах доходов граждан. И весьма существенную.

Не «оперы», так контролеры

Самым дискуссионном вопросом во время доработки проекта Кодекса, безусловно, было предоставление таможенным органам права на оперативно-розыскную работу. С учетом поправок главы государства окончательная формулировка соответствующей нормы была сведена к следующему: борьба с контрабандой и нарушением таможенных правил ведется таможенными органами только совместно с государственными органами (подразделениями), которые имеют право на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Тем не менее таможенникам все же расширили полномочия. К примеру, в Кодексе упоминается о праве таможенных органов проверять финансово-экономическую деятельность предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, можно говорить об увеличении количества контролирующих органов в отношении компаний—субъектов ВЭД. Кроме того, в документе предусмотрено право таможенных органов требовать от лиц, реализующих товары иностранного происхождения, предъявления документов, которые удостоверяют законность ввоза таких товаров на территорию Украины. Эксперты высказывают опасения, что введение в действие этой нормы может привести к тому, что на каждом этапе продажи импортированных товаров владельцу придется обеспечивать их сопровождение документами, подтверждающими законность их ввоза. Зато таможенники усматривают в расширении своих полномочий безусловный позитив для предприятий — предоставленные таможенникам новые права позволят сократить время оформления грузов на границе — в случае необходимости, проверки будут производиться уже после таможенной очистки груза.


Таможенники усматривают в расширении своих полномочий безусловный позитив для предприятий

Комментарии экспертов

«ЗА»

Николай КАЛЕНСКИЙ, председатель Гостаможслужбы Украины:

— Новый Таможенный кодекс является принципиально новым, более тонким и действенным регуляторным инструментом, защищающим экономические интересы государства. Это важный шаг в приведении в соответствие таможенного законодательства Украины с мировыми правовыми нормами. Поскольку во время разработки проекта ТК были проведены многочисленные консультации с экспертами Еврокомиссии. Новый Кодекс позволит Гостаможслужбе существенно упростить большинство таможенных процедур, сделает ее деятельность более прозрачной, прогнозируемой и эффективной. Сейчас уже можно говорить о том, что правительство и Гостаможслужба приняли все необходимые подзаконные нормативы, чтобы новый ТК смог реально заработать с нового года.

Вместе с тем, для решения проблемных технологических вопросов, которые могут возникнуть в первые недели работы по новому Кодексу, в центральном аппарате создана специальная рабочая группа. Она будет работать в режиме on line даже в выходные и праздничные дни. Эксперты центрального аппарата будут консультировать работников таможенных органов относительно практического применения тех или иных новых норм. Так что, вопреки опасениям некоторых предпринимателей, работа таможенных органов с 1 января не остановится, а наоборот, улучшится.

Йоко ЛЕМПИАЙНЕН, директор Директората по борьбе с нарушением таможенного законодательства и упрощения таможенных процедур Всемирной таможенной организации:

— В Таможенном кодексе не предусмотрена возможность осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности, проведения превентивных разведывательных мероприятий и надзора. Безусловно, определение организационной структуры и полномочий таможенных органов является вопросом национального суверенитета каждого государства. Однако рекомендуется, чтобы современные таможенные администрации были наделены превентивными и расследовательными полномочиями. Всемирная таможенная организация поощряет страны-члены к законодательному закреплению правоохранительных полномочий таможенных органов в таможенных кодексах.

Эта политика отображена в обновленной Киотской конвенции (Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур). Более того, Всемирной таможенной организацией разрабатывается Глобальная таможенная информационная и разведывательная стратегия. Она ставит целью внедрение стандартов стратегической, тактической и оперативной разведывательной деятельности на основе принципа управления рисками. Проект Глобальной информационной и разведывательной стратегии Всемирной таможенной организации будет представлен на рассмотрение Верховной Рады.

«ПРОТИВ»

Максим РЫЛИК, аналитик Центра развития украинского законодательства:

— Кодекс имеет ряд существенных недостатков. В частности, предусматривается лицензирование не только деятельности таможенного брокера и таможенного перевозчика, но и деятельности таможенных лицензионных складов, а также магазинов беспошлинной торговли. В то же время базовым в сфере лицензирования законом «О лицензировании некоторых видов предпринимательской деятельности» предусмотрено получение разрешительных документов только для посреднической деятельности таможенного брокера и таможенного перевозчика. Далее, в Кодексе установлено, что при оценке таможенной стоимости товаров в случае, если покупатель и продавец являются взаимозависимыми лицами, на декларанта возлагается доказательство факта о невлиянии отношений покупатель-продавец на цену сделки. Хотя это противоречит положениям Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, которыми предусмотрено, что взаимозависимость покупателя и продавца не является основанием для квалификации контрактной стоимости как недействительной.


Основные новации Таможенного кодекса

  • законодательно закреплены таможенные режимы и условия их применения при проведении экспортно-импортных операций;
  • изменены механизмы определения таможенной стоимости;
  • предусмотрена обязанность субъекта ВЭД при таможенном оформлении груза подавать декларацию таможенной стоимости;
  • четко определяются сроки предоставления таможенной декларации и момент ее принятия;
  • предусмотрена возможность подачи предварительной декларации а также оформления товаров на основании периодической ГТД;
  • урегулированы вопросы деятельности таможенного перевозчика.
  • Контракты №51 / 2003


    Вы здесь:
    вверх