логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Янукович и большинство: расчет с браком Владимир ФЕСЕНКО Центр прикладных политических исследований «Пента» - «Контракты» №51 Декабрь 2003г.

Первый год «брака по расчету» между правительством Виктора Януковича и парламентским большинством показал, что расчет сторон на «эффективное сожительство» изначально оказался с браком. Весь этот год вместо попыток наладить практическое сотрудничество велись игры в коалиционное правительство, якобы ответственное перед парламентской коалицией. Несмотря на намерения правительства продолжить эти игры, уже далеко не все зависит от самого Януковича и его Кабинета.


Сватанье на Мариинке

На днях исполнилась годовщина подписания соглашения между правительством и парламентским большинством о солидарной политической ответственности. Теперь можно подвести предварительные итоги этого эксперимента. Речь действительно идет об эксперименте, поскольку конституционно-правовых оснований для создания и деятельности коалиционного правительства, ответственного перед парламентом, в Украине не было ни год назад, ни сейчас. Вряд ли можно считать такими основаниями документы, подписанные руководителями правительства и большинства. В лучшем случае они имеют политическую, но не юридическую силу. Тем не менее, именно на основе этого эксперимента будет разрабатываться соответствующая законодательная база, формироваться определенная политическая традиция в отношениях между правительством и парламентом.

Правда, эксперимент с самого начала не был достаточно чистым — парламентское большинство в большей степени ответственно (хотя и неформально) перед Президентом, а не перед правительством. Очевиден был и в значительной мере формальный подход при соблюдении коалиционности правительства. В итоге Кабинет Януковича можно было назвать коалиционным правительством лишь с известной долей условности. Тем не менее и правительство, и парламентское большинство выжили в течение прошедшего года, сохранив свой «брак по расчету». Причем свою жизнеспособность правительство обеспечило не без помощи парламентского большинства, способствовавшего утверждению в Верховной Раде программы Кабинета Министров, а тем самым и годичному иммунитету правительства от вотума недоверия народных депутатов. Правительству совместно с большевиками удалось преодолеть целый ряд кризисных ситуаций. Достаточно вспомнить декабрьский парламентский кризис прошлого года, принятие бюджета в нынешнем году.

«Любовная лодка разбилась о быт»

В то же время, на протяжении года и со стороны руководителей Кабмина, и со стороны «большевиков» постоянно звучали взаимные упреки в невыполнении взятых на себя обязательств. Правительство не удовлетворено тем, как утверждаются поданные им в парламент законопроекты. Явное неудовольствие премьера и его первого заместителя вызывает деятельность некоторых министров, прошедших в правительство по квотам фракций. Вот уже несколько месяцев идут разговоры о кадровой ротации в составе Кабмина.

В свою очередь «большевики» не скрывают, что никаких серьезных рычагов влияния на деятельность правительства они не получили. Далеко не у всех оправдались надежды на получение кадровых и прочих «дивидендов» от коалиции. В последние месяцы «большевики» имели возможность наглядно убедиться, что кадровые вопросы решает не их коалиция и не Янукович, а, как и раньше — лично Президент (правда, теперь во многих случаях вместе с главой своей Администрации Виктором Медведчуком).

Не все в порядке и с обеспечением дисциплины голосования по принципиальным политическим и социально-экономическим вопросам внутри большинства. Групповые и индивидуальные экономические интересы часто брали верх над так называемой солидарной политической ответственностью.

Кто в доме хозяин?!

Статистика свидетельствует, что сейчас каждый пятый законопроект Кабмина парламентарии заворачивают. В то же время, по данным на 1 ноября 1999 года (в этот момент правительство возглавлял Валерий Пустовойтенко) ВР отклонила 24% кабминовских законопроектов и 44% президентских. В период с 1 ноября 1999-го по 1 января 2001 года (премьер Виктор Ющенко) ситуация кардинально изменилась — парламент отклонил 64% законопроектов правительства и только 12% президентских законопроектов. Если сравнить эти данные, то можно сделать следующие выводы: 1) очевидно, кому подчиняется парламентское большинство; 2) нынешняя «солидарная ответственность» правительства и парламента никоим образом не влияет на эффективность совместной законодательной работы этих политических институтов. Некоалиционное правительство Пустовойтенко работало почти с тем же законодательным КПД, что и правительство Януковича. В случае с правительством Ющенко на КПД законодательной работы Кабмина негативно сказался конфликт тогдашних премьера и вице-премьера по ТЭКу Юлии Тимошенко с «олигархическими» фракциями.

Годовщину взаимодействия правительства и парламентского большинства (7 декабря) предполагалось отметить подписанием нового соглашения. Однако подписание не состоялось. Вполне возможно, что подписание нового соглашения должно было стать не просто громкой PR-акцией. Не исключено, что через новое соглашение премьер Янукович пытался крепче привязать парламентское большинство именно к Кабмину, соответственно переведя рычаги управления коалицией из Администрации Президента в правительство. Тем самым усилились бы и позиции Януковича в тендере на роль единого кандидата от партии власти на президентских выборах. Если такие намерения действительно были, то им вряд ли дадут осуществиться. И Медведчук, и особенно Кучма, не отпустят парламентское большинство ни в самостоятельное плавание, ни под крыло Кабмина. Это большинство — пропрезидентское, и иным в ближайшее время оно быть не может.

Брачный контракт: продолжить нельзя разорвать

Перспективы правительства и премьера напрямую зависят от исхода политической реформы и решения вопроса о едином кандидате от партии власти. Именно это будет играть решающую роль в оценке выполнения программы правительства (прежде всего со стороны большинства), а не реальные достижения или провалы Кабмина. Причем Янукович может остаться на своем посту и в том случае, если Кучма решит идти на третий срок. А вот если в окружении Президента победят оппоненты премьера, то Януковича могут «подставить». Те же «эсдеки» или «трудовики» могут подкинуть голосов оппозиции и отправить правительство в отставку. Сейчас такой сценарий выглядит маловероятным. Но если социально-экономические проблемы негативно скажутся на рейтинге премьера и противоречия в окружении Леонида Кучмы усилятся, то возможен и этот, и другие экзотические варианты.

Контракты №51 / 2003


Вы здесь:
вверх