логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Напиток богов Ярослава НАУМОВА - «Контракты» №51 Декабрь 2003г.

Производитель уже учитывает освоение покупателем «культуры винопития» Приближается время, когда количество алкоголя, принятого на душу населения, многократно возрастет. И если потребитель готовится к этому периоду, в лучшем случае, неделю — производитель идет к нему весь год. Без этого произведенный им продукт не переместится с магазинной полки на новогодний стол. Впрочем, тут еще стоит учесть и вкусовые предпочтения украинского покупателя. Исследование потребительской среды, проведенное весной этого года компанией Taylor Nelson Sofres (TNS) подтвердило — украинцы предпочитают водку. Ей отдали голоса 62,4% опрошенных. Второе место по количеству поклонников занимает шампанское — за него голоса отдали 57,6% опрошенных. Третье место за коньяком и бренди — 28,7% респондентов. А как и с чем пришли к окончанию года наши производители, попытались выяснить «Контракты».


Перспективы на молодое вино

Урожай этого года можно считать успешным: показатель валового сбора — 473 тыс. т — заметно превышает объемы последних лет. При этом специалисты отмечают хорошее качество винограда нынешнего урожая, а также достаточно высокое содержание в нем сахара (средний показатель по Украине составил 17,8%).

Однако даже обильный урожай порой не спасает от дефицита виноматериалов. Основная его причина — недостаток у хозяйств современно оборудованных хранилищ, линий для первичной обработки винограда, а также практически полное отсутствие специального транспорта для вывоза сырья.

В результате виноматериалы, особенно сортовые, дорожают. В этом году такая тенденция наблюдалась как в период межсезонья, так и после подведения итогов урожая. Так что вина этого года обойдутся потребителям дороже.

Сколько выпито

В нынешнем году статистика винного производства в стране продемонстрировала странные метаморфозы: от завидного роста в первой половине до отставания в темпах во втором полугодии. Основная причина столь резких перепадов — в несовпадении официальных данных с рыночными реалиями. Кроме проблемы фальсификата к искажению реальной картины был причастен еще и «черно-серый» водочный рынок: так называемое бумажное вино помогало уходить от налогов посредством использования винных марок для водки, параллельно обеспечивая видимый рост благополучия винного рынка. Обоснованность подобных подозрений подтверждается резким падением официальной статистики по тихим винам после введения акцизных марок нового образца: 19% рост по полугодию сменился 33% падением в августе.

Вот и получается, что сегодняшние «умеренные» показатели правдивее и ценнее оптимистичных итогов первой половины года: по итогам 11 месяцев в Украине было разлито 17,3 млн дал, что лишь на 18,3% уступает аналогичному показателю прошлого, во многом «бумажного» года.

Ценовая политика

Одной из ярких тенденций уходящего года стало выравнивание ценовой планки: сегмент крайне дешевой продукции (3-4 гривни) сокращается, в то время как объем среднеценовой категории (6-9 гривен) стабильно растет. Тенденция к некоторому увеличению цены имеет несколько причин. Во-первых, сырьевую: на рынке виноматериалов, особенно сортовых, в этом году наблюдается некоторое подорожание. Во-вторых, большинство производителей стало внимательнее подходить к внешнему оформлению продукции, стремясь сделать ее более презентабельной. Отсюда — дополнительные затраты на этикетку, закупку новой бутылки (ввиду дефицита соды она в этом году тоже подорожала), замену пластмассовой пробки корковой и т. п.

Активизация работы с дистрибуцией, а также рекламных усилий по продвижению во всеукраинских масштабах, так или иначе, тоже закладывается в цену. Кроме того, — именно среднеценовой сегмент выглядит сегодня наиболее перспективным в плане сбыта: та самая «культура винопития», первые ростки которой мы наблюдаем в обществе, обуславливает снижение интереса к подозрительно дешевой продукции. Производитель чутко реагирует на подобные настроения и зачастую компенсирует не самые выдающиеся качества вина более солидной ценой, обеспечивающей ему большее доверие.

На этом фоне, рынок пока еще не сформировал отечественного сегмента «элит», а единичные попытки работы в нем не увенчались успехом: потребитель пока не ассоциирует украинские вина с суб-премиумом (за исключением марочных экземпляров крымских виноделов). И запросы потребителя с достатком выше среднего удовлетворяются теми же грузинскими винами или продукцией дальнего зарубежья.

К слову, в импортной сфере сегодня наблюдается завидное разнообразие: от Молдовы и Грузии до элитной Франции. В первом случае конкуренция идет с отечественными аналогами, близкими к молдавским винам по цене, во втором — в орбиту повышения «культуры винопития» вовлекаются, прежде всего, ресторанные заведения: вина Франции, Италии, Испании, равно как и все более набирающие популярность вина Нового Света (Чили, Австралии, ЮАР) стали неотъемлемыми завсегдатаями винных карт. Увы, украинскую продукцию, в том числе заслуживающую внимания в параметрах качества, в сети HoReCa не особо жалуют.

Продвижение

Количество выводимых на отечественный рынок марок в этом году увеличилось. Даже небрендированные ранее вина обзавелись собственной торговой маркой, с которой связываются усилия, направленные на узнаваемость среди потребительской аудитории.

Сенсацией прошлого года стал выход винной рекламы на телевидение (безусловно, эффективный, но наиболее дорогостоящий рекламный носитель), — следствие финансовых вливаний со стороны заинтересовавшегося виноделием бизнеса. Увы, такие внушительные затраты иногда проходили «вхолостую» ввиду недостаточного охвата розницы.

Однако в нынешнем году в стратегиях продвижения был избран более логичный вариант: с дорогостоящей рекламы усилия были переключены на совершенствование дистрибуционных схем, в результате чего ведущие производители значительно продвинулись в деле представленности своей продукции на торговых полках Украины.

Так, значительно увеличилось присутствие крымских производителей, — прежде всего, торговых марок «Коктебель» и «Инкерман» (плод сотрудничества, в первом случае, с дистрибуционной сетью «Союз-Виктана», во втором — с «Маркет-групп»). Традиционно успешно работает в этом вопросе «Золотая амфора», «Коблево», Dionis, активизировались закарпатские виноделы («Чизай», Cоtnar, Vinia), а также «Логос». В марте 2003 г. к ним присоединилась ТМ «Голицынские вина».

Интересной тенденцией стала и активизация виноградарских хозяйств в деле винопроизводства. Похоже, рамки «первичек» оказались для них слишком тесны, и они не прочь попробовать силы на новом поприще (благо, с сырьем проблема у них решена). Наиболее заметно проявила себя здесь агрофирма «Белозерский», наладившая производство широкого ассортимента вин и активно продвигающая их в различных регионах Украины.

Потребительские предпочтения

В последние годы в Украине наблюдается перераспределение рыночных долей в сторону столовых вин на фоне сокращения креплено-десертного направления (соотношение 60 к 40 поменялось с точностью до наоборот).

Думается, такая тенденция будет сохранена и в дальнейшем, особенно учитывая изменения в акцизном налогообложении (к спирту, который идет на крепление вин применяется полная ставка). Такой шаг, направленный на стимулирование развития сегмента натуральных вин и сокращение различных спиртосодержащих суррогатов, имеет и другую сторону медали. Как известно, Украина славится, в том числе и на международной арене, своими марочными десертными винами («Массандра», «Коктебель», «Магарач»), и такая норма нанесла серьезный удар по этому сегменту.

В то же время сокращение производства и реализации крепленых вин связывают с проникновением в страну европейских веяний: во всем мире именно сухие столовые вина являются безусловным фаворитом потребления. В связи с этим, даже такие «десертные» авторитеты как «Коктебель» прибегают к расширению «сухой» линейки своих вин. Так, в этом году в их ассортименте появились «Шардоне Коктебель», «Совиньон Крымский» и «Саперави».

Последний, традиционно грузинский, сорт очень удачно «прижился» на украинской почве, наряду с «Каберне», «Шардоне», «Алиготе» наиболее часто тиражируясь в исполнении различных производителей. Не остается без внимания и привычная по предыдущим годам болгарская серия («Медвежья кровь», «Монастырская изба»), однако со стойкой тенденцией к сокращению. В наибольшем же фаворе в последнее время оказываются сухие сортовые вина.

Контракты №51 / 2003


Вы здесь:
вверх