логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Море водки Ярослава НАУМОВА - «Контракты» №51 Декабрь 2003г.

Легальное производство водки растет медленно, но верно


Светотень

Основным аргументом в борьбе с «теневым» производством, безусловно, должен был стать принятый в октябре прошлого года Закон Украины «О внесении изменений в некоторые Законы Украины о налогообложении, производстве и обороте подакцизных товаров». Однако и уходящий год оказался богат на «антитеневые» нормативы, регламентировавшие: увеличение платы за получение лицензий; увеличение ставки акцизного сбора на спирт; введение новых акцизных марок с голограммой, разделенных в зависимости от вида продукции и объема бутылки и голограммизированных сертификатов; введение минимальных розничных цен (6,24 грн за 0,5 л).

По словам президента УВК Nemiroff Якова Грибова, «революционность сегодняшнего момента состоит в том, что государство подошло к одной из главных фаз борьбы с теневым рынком — перекрыванию каналов поступления сырья. Если удастся решить этот вопрос, страна двинется дальше по пути сокращения теневого оборота».

Тем не менее и в этом году водочный рынок наполовину находился в тени. По данным Госкомстата, в этом году совместными усилиями операторов рынка было произведено 16 млн дал водки. При этом ориентировочную емкость украинского рынка ЛВИ эксперты оценивают в 30-35 млн дал. И все же в этом году официальное производство продемонстрировало стойкий рост: за десять месяцев разлито 12,858 млн дал 40-градусной, что превышает прошлогодние показатели почти на 18%.

Первая пятерка укрепляет позиции

Такой рост легального производства обеспечивается, прежде всего, за счет «старожилов» рынка, позиции которых заметно укрепились. Nemiroff, «Союз-Виктан», «Мягков», «Гетьман» и «Олимп» — именно эта традиционная пятерка лидеров диктует «погоду» на водочном рынке.

Неизменным лидером нынешнего года по объемам производства является Nemiroff. В сентябре УВК Nemiroff разлила 438,3 тыс. дал продукции, а в октябре преодолела полумиллионный рубеж, установив собственный абсолютный рекорд производства — 500,6 тыс. дал (это на 54,2% больше, чем в аналогичном месяце прошлого года, а рост по итогам 10 месяцев составляет 39,9%).

На непривычном для себя пятом месте пребывал в начале года «Союз-Виктан». На фоне успешного развития слабоалкогольного направления, с января по апрель компания произвела лишь 363 тыс. дал водки: сказались и перестройка ассортиментного ряда, и вывод на рынок новых марок, и глобальное изменение внешней формы, не говоря уже о судебных тяжбах, «обезглавивших» компанию на целых полтора года. Однако ближе к концу года негативная динамика была преодолена: «Союз-Виктан» начал отвоевывать утраченные позиции и сейчас уже занимает второе место.

По данным интернет-журнала «Аналитик», усилиями обоих ведущих игроков в октябре было обеспечено 48,6% общего роста производства по стране. И, как и подобает лидерам, они активно работали над упрочением своих позиций путем ассортиментных усовершенствований.

Результатом работы в этом направлении для Nemiroff стало появление оригинальной настойки «Житня з медом», которая увидела свет в марте, а также осенний старт особой водки Nemiroff light, логично продолжающих основную линейку компании (таким образом, компания «застолбила» себе место практически во всех вкусовых нишах: водки классические, водки особые, горькие и сладкие настойки). Упрочив свой средне-ценовой ассортимент, Nemiroff вывел суперпремиумную марку Lex: достойный «украинский ответ» «Русскому стандарту».

К зимним праздникам завершается переход к новой «одежке» продукции «Союз-Виктана». Сначала бутылку новой формы с оригинальной этикеткой и колпачком «гуала» «примерил» классический ассортиментный ряд, а за ней и «Гран-При» — наиболее ходовые позиции, расположенные в среднеценовом сегменте. И к этому периоду должны проявиться результаты деятельности по оптимизации ассортимента, затеянной еще в конце прошлого года: ряд более слабых марок был снят с производства, а их место заняли более перспективные новинки (среди последних в этом ряду — «Медовая» и «Хлебная»).

Кроме рутинной работы по упорядочиванию и расширению уже существующих линеек, «Союз-Виктан» произвел настоящую сенсацию появлением в ассортименте новой, «не виктановской», торговой марки. Вывод на рынок бренда Medkoff, который с октября разливается на виктановских производственных мощностях и распространяется через ее дистрибуционные каналы, пришелся как раз на канун праздников. Такое «совпадение» играет на руку новой марке, однако говорить о реальных результатах этого маркетингового хода еще рано.

Слаженно работали в этом году и другие представители ведущей пятерки. Реконструкция, которая прошла на Одесском ЛВЗ № 1, существенно упрочила позиции на рынке ТМ «Мягков» (в октябре Одесский ЛВЗ № 1, по данным интернет-журнала «Аналитик», улучшил свои прошлогодние показатели на 3,5%). В этом году ее лаконичный ассортиментный ряд пополнился клюквенным вкусом, а также появлением премиального образца. При этом элитный «Мягков» по своему ценовому решению претендует на статус одного из наиболее демократичных представителей в этой нише.

Не остался равнодушным к элитному направлению и «Олимп», заявив здесь целых три представителя греческого пантеона, — «Зевса», «Афину» и «Аполлона». К осени компания расширила ассортимент и одной из двух своих средне-ценовых линеек — «5 капель», которая пополнилась «Чили».

По традиции, продолжался процесс увеличения «портфеля» и у «Гетьмана». Правда, в данном случае новинки расположились в противоположном элитному ценовом диапазоне. Кроме увеличившихся разновидностей «Пісні» появился «Трофей», а также «Лампочка», расположенные в низшей части среднеценового сегмента. Наращиванию объемов, безусловно, поспособствует введение в строй собственного завода во Львове, однако о концентрации производства на едином объекте речь пока не идет: параллельно гетьмановская продукция продолжает разливаться в Жашкове, Харькове и Полтаве.

Во втором эшелоне без сенсаций

По-разному чувствовали себя в этом году компании так называемого второго эшелона.

В этом ряду внимание привлекает, прежде всего, Одесский коньячный завод со своей ТМ «Шустов». Кроме физического увеличения объемов, ОКЗ в этом году отметился запуском нового производственного цеха, появлением обновленной бутылки и смелым соперничеством с коллегами из первого эшелона в элитном направлении (раскрутка «Шустов люкс» активизировалась во второй половине года).

В то же время, один из перспективных представителей этой группы в прошлые годы — «Златогор», удивил глобальным размыванием своей некогда четкой линейки. Состоящая из четырех «забойных» позиций, она разрослась до 20, без какой-либо вразумительной градации и разбивки. Похоже, в свет вывели все возможные разработки лаборатории Золотоношского завода, однако без продуманного маркетинга такое ассортиментное изобилие может только навредить узнаваемому бренду.

Растет производство у Житомирского ЛВЗ, который, в отличие от «Златогора», сконцентрировался именно на своем основном хите «На бруньках» (по октябрю его показатели выросли более, чем на 55%). На одном бренде сосредотачивают основные усилия по раскрутке киевские предприятия: «Мерная» у «Княжего града» и «Столичный стандарт» у одноименного завода. Думается, обе компании сегодня заняты преобразованием столичных марок в общеукраинские, а это задача непростая и недешевая. Похожие амбиции присущи и ТМ Perlova, которая разливается на Львовском ЛВЗ (именно ее, а не ТМ «Володар» львовяне решили популяризировать в масштабах всей страны), и главную роль на пути их удовлетворения будут играть правильно выбранные рекламные и маркетинговые стратегии. Пока что прорыва в этом вопросе не замечено, равно как и у давно стремящихся перейти региональные рамки и закрепиться на всеукраинских просторах торговых марок «Вагма» (Черниговский ЛВЗ) и «Горобина» (Сумской ЛВЗ).

Повышенное внимание привлекает к себе повторный вывод «Хлебного дара», который совершил этой осенью «Щедрий хутор»: если торговая марка со столь массивным рекламным бюджетом не «выстрелит», третья попытка вряд ли представится. Увы, еще один перспективный проект — «Старий друже», ничем не отличился в этом году: куда успешней оказался его слабоалкогольный «собрат» Shake, разливаемый тем же производителем на модернизированных мощностях Жашковского завода. И, кто знает, возможно, вопреки устоявшейся практике, именно через слабоалкоголку откроется второе дыхание водочного бренда.

Признаки жизни подала призабытая «Артемида», активизировав расстановку в рознице по погранично дешевой цене.

Все чаще встречается в различных регионах продукция Луцкого СВК (ТМ «Виват»), который наряду с Ивано-Франковским заводом (ТМ «Княгинин») является редким примером государственных предприятий на нашем рынке. Несмотря на периодические всплески в объемах производства (иванофранковцы в октябре «выросли» в 6 раз), в будущем, при отсутствии солидной финансовой поддержки, выдерживать обостряющуюся конкуренцию им будет все сложнее, впрочем, как и всем представителям второго эшелона.

Тенденции года: от элитки до спорта

Если раньше мы наблюдали повальное увлечение дешевыми марками, то в этом году ассортиментные эксперименты имеют ярко выраженный элитный уклон. «Зевс», «Афина» и «Аполлон» у «Олимпа», премиальный «Мягков» и «Шустов», «Диканька», плюс немировский Lex и запорожская «Хортица»: конкуренция в некогда просторном секторе усиливается. Параллельно с проникновением в элитный сегмент, традиционные линейки компаний активно расширялись за счет «цветных» водок («Мягков клюква», «Nemiroff Житня з медом», «Союз-Виктан на Березовых почках», «5 капель Чили» и многие другие). Таким образом, производители закрывают не только все возможные ценовые, но и вкусовые позиции.

Успешный вывод «Мягкова» воодушевил и другие оптовые компании на создание собственных водочных брендов. В результате появились «Хлебный дар» («Баядера») и «Хортица» («Мегаполис»). В «портфеле» первой также появились приобретенные в этом году марки «Перша гільдія» и «Козацька рада».

Работы над ассортиментом подкреплялись и модернизацией производственных мощностей как залога успешного развития на будущее. Реконструкцией всерьез занялся Одесский ЛВЗ № 1, «Княжий град», «Шустов», Nemiroff (наряду с модернизацией существующего производства, компания строит еще и новый завод), собственные мощности приобрел «Гетьман», а в Запорожье и вовсе выросло новое современнейшее производство по выпуску «Хортицы» (именно эта торговая марка в будущем году намерена всерьез «потягаться» с лидерами). Результатом производственных усовершенствований должно стать не только увеличение физических объемов, но и повышение качества выпускаемой продукции.

Сразу две цели преследуют усилия по совершенствованию внешнего вида продукции: выигрыш у конкурентных аналогов путем придания продукции привлекательного «европейского лица», и борьба с фальсификатом посредством оригинальной бутылки с индивидуальной защитой. После удачного обновления «Мягкова», в этом году совершенствуется внешний вид водки в различных ценовых сегментах: «Вдала», «Благов», «Союз-Виктан», «Столичный стандарт», «Шустов», не говоря уже о премиумных образцах, которые оформляются с особым шиком. Все чаще применяется колпачок «гуала», препятствующий повторному наполнению емкости, а «именные» заказы на бутылку являются неплохим подспорьем для отечественных стекольных заводов. Правда, бутылка для премиумной водки, ввиду особых требований, все еще заказывается преимущественно за рубежом (среди наиболее распространенных географических направлений — Великобритания, Франция, Польша).

Визуальное влияние на потребителя оказывается и посредством рекламы. Несмотря на то, что, после принятия нового закона, некоторые рекламные приемы были «урезаны» (например, открытые дегустации в торговых точках), ее количественного уменьшения не наблюдается. Наоборот, главной тенденцией уходящего года стало увлечение водочных компаний спортом. Боксерские поединки под логотипом Nemiroff или итальянский футбольный чемпионат от «Олимпа» получили в этом году продолжение спонсорства тех или иных спортивных мероприятий другими популярными брендами из мира алкоголя. Более того, «Мягков» стал официальным спонсором сборной Украины по футболу, и его душевная компания потенциально включает теперь и Андрея Шевченко (несомненно, наиболее желанное спортивное лицо для рекламистов).

Что год грядущий нам готовит...

Главный прогноз, о котором говорят рыночные операторы, — решительный прорыв со стороны государства в деле борьбы с нелегалами. По словам председателя наблюдательного совета компании «Союз-Виктан» Андрея Охлопкова, «если государство хочет собирать акциз со всей продукции, то ставка должна быть единая на весь спирт, с уплатой в полном объеме. Если есть необходимость дотировать лекарственные препараты, то через целевые дотации тем, кто их производит, — это одна часть проблемы. Другая — производство технического спирта отделить от производства этилового. Необходимо ликвидировать возможность производства технического и пищевого спирта на одних производственных мощностях. Сегодня государство имеет монополию на производство спирта, а значит, имеет и возможность навести порядок на этом рынке».

Пока на основном поле деятельности водочных предприятий идет борьба с тенью, они стремительно завоевывают «очки» на слабоалкогольном рынке. Такая тенденция усилилась с активизацией на слабоалкогольной стезе ведущих водочных производителей («Союз-Виктан», «Олимп», «Старий друже», Nemiroff, «Гетьман» и другие).

Безусловно, дополнительные усилия компаний будут направлены на освоение российского рынка. Пока что больше успехов там достиг Nemiroff. Достаточно успешно работают в этом направлении операторы ведущей пятерки и другие производители. На отечественном же рынке операторы прогнозируют увеличение среднеценового сегмента за счет сокращения нижнего, а также продолжение расширения в количественном параметре участка премиум (о вхождении на него подумывают еще несколько компаний, но эти планы пока не разглашаются).


Наиболее яркие новинки года, analitics.com.ua

Название Производитель
«Житня з медом» Nemiroff
«Nemiroff light» Nemiroff
«Nemiroff Lex» Nemiroff
«Зевс» Олимп
«Афина» Олимп
«Аполлон» Олимп
«Мягков премиум» Одесский ЛВЗ № 1
«Medkoff» «Союз-Виктан»
«Хортица» ЛВЗ «Хортиця», г. Запорожье
«Трофей» «Гетьман и КО»
«Лампочка» «Гетьман и КО»
Контракты №51 / 2003


Вы здесь:
вверх