логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Третий мобильный оператор не составит нам конкуренции» Сергей МИРОНЕНКО - «Контракты» №51 Декабрь 2003г.

Уходящий год без преувеличения можно назвать революционным для украинского рынка мобильной связи. О его рыночных итогах и перспективах «Контрактам» рассказывает президент компании «Киевстар Дж.Эс.Эм.» Игорь Литовченко.


Игорь Литовченко

— Ваш основной конкурент, уступая вам в последние годы по темпам роста, тем не менее, считается более прибыльным. Изменится ли в ближайшее время эта ситуация?

— Я считаю неэтичным оценивать нашего основного конкурента на страницах газет. Однако некоторые выводы вы, как деловое издание, можете сделать сами, взяв в руки калькулятор и годовые отчеты обеих компаний. Могу подсказать: существуют валовые показатели, такие как валовый доход, чистая прибыль и т. п. А существуют так называемые расчетные коэффициенты, позволяющие оценить эффективность работы предприятия. Например, коэффициент прибыльности продаж — отношение чистой прибыли к выручке, который является главным показателем рентабельности бизнеса. Или коэффициенты операционных издержек. И если валовыми миллионами можно впечатлить простого обывателя, не державшего в руках больше тысячи долларов, то аудиторы, да и просто бизнесмены, будут сразу в уме просчитывать совершенно другие цифры.

Другой пример — показатель ARPU (среднемесячный доход в пересчете на одного абонента). Говорят, что у «Киевстара» он самый невысокий среди конкурентов. Однако посмотрите, у кого он самый высокий — у таких компаний, как DCC и «Голден Телеком»! Но их никто не называет лидерами рынка. Это «нишевые» игроки, обслуживающие на два порядка меньшее количество абонентов, чем мы. Да и во многих регионах Украины об их существовании вообще не знают.

— Валовый доход вашего конкурента в минувшем году составляет $296. млн, ваш — $249 млн. Чистая прибыль у обеих компаний одинакова — по $65 млн. Таким образом, вы демонстрируете рентабельность 26,1% против 21,9% у «основного конкурента»...

— Вот-вот, вы уже учитесь считать «по-бизнесменски». Рекомендую также сопоставить цифры общего объема инвестиций компаний, занимающих равные доли на рынке. Та из них, которой это удалось сделать меньшей ценой, демонстрирует более высокий управленческий потенциал.

— За пять лет в «Киевстар» вложено $364 млн, в конкурента — $465 млн за 10 лет. Разница в 100 млн...

— Видите, это не реклама, а объективная реальность. Могу также сказать, что в этом году всего за три квартала доход компании уже превысил прошлогоднюю цифру и составил $258 млн. Чистая прибыль за этот же период также составила $65 млн — столько же, сколько за минувший год. Так что, возможно, абсолютные цифры у основных конкурентов на рынке мобильной связи также сравняются.

— Имеет ли ваша компания приоритеты с точки зрения структуры клиентов? За счет каких абонентов ожидается наибольший прирост?

— «Киевстар» позиционирует себя как «демократичный» оператор, услуги которого рассчитаны на самые широкие слои населения, самые различные категории абонентов. Сегодня 80% из почти 3 миллионов наших абонентов составляют пользователи услуг предоплаченного сервиса Ace&Base — самого доступного на сегодняшний день подобного предложения на рынке. Многие из них тратят на мобильную связь совсем немного, и может показаться, что наша компания гонится за «некачественным» абонентом. Однако это не совсем так. Даже если подсчитать доход, который массовый абонент приносит компании, эта цифра будет составлять львиную долю общей выручки компании.

Это не говоря о том, что вложение средств и сил в массового абонента принесет нашей компании большее стратегическое преимущество в дальней перспективе, чем практикуемая некоторыми нашими конкурентами политика «снятия абонентских сливок». Ведь с ростом экономики Украины растет и благосостояние ее граждан, а вместе с ним — их расходы на связь. А убедившись в рыночных преимуществах «Киевстара», «припейдщики» будут переходить на контрактные подключения, и тем самым, увеличивать число «доходных» абонентов компании.

В отношении нашего массового абонента нельзя не сказать и о последней акции «Киевстара» — снижении стоимости стартового пакета до 69 гривен. При этом счет абонента пополняется на 25 гривен (а до Нового года — на 50). Это самая низкая на сегодня стоимость «мобильного старта», и украинские граждане по достоинству оценили наше предложение.

С другой стороны, развивается рыночный успех наших «тяжелых» предложений (приносящих основной доход и составляющих основу его стабильности) — корпоративных тарифных планов и нового тарифного плана «ХХL Неограниченный». По поводу последнего пакета — недавнее снижение платы за соединение до 2 центов сделало его самым выгодным предложением для клиентов, желающих не ограничивать себя в мобильной связи ни во времени, ни в пространстве.

— Вaш основной конкурент существенно активизировался на рекламном рынке, проводя агрессивную рекламную кампанию. Как бы вы охарактеризовали ваши подходы к рекламе, их особенности?

— Главный элемент нашей рекламной политики — прозрачность и достоверность. Если утверждается, что услуга стоит столько-то — то клиент столько и заплатит. Никаких «звездочек» и примечаний, оставляющих оператору возможности «не обидеть себя». В то же время, мы сделали все для того, чтобы о сути наших услуг и расценках на них украинские граждане были хорошо осведомлены.

— Чaсто приходится слышать, что потребитель не против появления третьего мощного игрока на рынке мобильной связи? Как вы к этому относитесь. Возможно ли это сегодня и кто мог бы претендовать на эту роль?

— Думаю, появление третьего национального мобильного оператора — неизбежность. На эту роль претендуют два игрока — WellCOM и DCC. Первая компания в судебном порядке получила разрешение на эксплуатацию оборудования и частот, и сейчас, насколько я знаю, активно разворачивает сеть в регионах, преимущественно в крупных городах.

На рынке есть информация, что DCC ведет переговоры о продаже контрольного пакета акций с одним из ведущих мировых телекоммуникационных операторов. Если это произойдет, компания получит значительное рыночное преимущество. Ведь по опыту работы «Киевстара» мы знаем: успех мобильного оператора предопределяет поддержка со стороны стратегического инвестора — международного телекоммуникационного оператора. Ведь для развертывания и поддержания в рабочем состоянии крупномасштабной сети мобильной связи необходим приток капитала — до $100 млн в год. С другой стороны, с учетом сложившейся тенденции к снижению стоимости звонков, сроки возврата этих средств будут достаточно большие — до 10 лет. Далеко не все банки могут позволить себе столь долгосрочные вложения. Конечно, мировые телекоммуникационные гиганты тоже не будут вкладывать в развивающийся рынок слишком много. Но если у отечественного оператора в инвесторах крупная зарубежная компания с высоким рейтингом, имеющая немалый опыт работы на рынке, для него открываются и другие источники финансирования. Например, внешние заимствования — по такому пути пошел «Киевстар». Мы — пока единственный из отечественных телекоммуникационных операторов, осуществивший размещение еврооблигаций на сумму $160 млн.

Пока не было бесплатных входящих, мы опасались, что третий оператор выйдет на рынок именно с этим предложением. Тогда у него был бы шанс достаточно быстро набрать значительную абонентскую базу. Теперь это преимущество будущим «третьим», кем бы он ни был, утрачено.

Если же третий оператор начнет демпинговать, не выиграет никто. Такой пример мы имеем в России. Да, «Мегафон» стал третьим оператором, набрал какое-то количество абонентов. Но доходность его очень маленькая. Сегодня сложно сказать, когда компания начнет возвращать инвестиции, а тем более, когда она будут выплачивать дивиденды своим акционерам.

— Сегодня люди начинают требовать от мобильной связи совершенно новых возможностей: скоростной работы с интернетом, обмена видеоинформацией. Предполагается ли внедрение в Украине новых поколений и стандартов мобильной связи?

— Для третьего поколения мобильной связи рынок пока не созрел. Сегодня у наших абонентов востребована, в основном, передача голоса. Несколько в меньшей степени — передача СМС. Другими сервисами пользуется очень незначительное число абонентов.

На это есть две причины. Вспомните историю возникновения мобильной связи она начиналась с передачи голоса. Потом появилась передача СМС. Затем добавились мультимедийные сообщения, музыкальные и анимационные открытки... Однако люди привыкли с помощью мобильной связи общаться голосом. Да и стоимость отправки сообщения сегодня иногда соизмерима со стоимостью почти полуминуты разговора — некоторые вопросы абоненту дешевле решить, набрав номер, чем набирая короткое сообщение. Кстати, новые сервисы более интересны молодежи — она тянется к ярким, эффектным способам общения.

Однако тут возникает другая проблема — телефоны, которые поддерживают современные технологии, дорогостоящие. Молодежь не в состоянии выкладывать за них по несколько сотен долларов. Вот яркий пример. На нашей экспозиции в рамках выставки «Информатика и Связь-2003» было интересно наблюдать, как студенты просили попользоваться той или иной новой современной услугой, которые презентовал там «Киевстар». И быстро разбирались в настройках новых телефонов. А отвечая на вопрос «каким телефоном вы пользуетесь», они в основном показывали простенькие трубки, не поддерживающие современные нововведения.

Что касается новых стандартов, то, наверное, вы имеете в виду CDMA. Новый Закон «О телекоммуникациях» де-факто разрешил его использование в качестве мобильного. Определение «фиксированной связи с беспроводным доступом» включает формулировку, что таковая может предоставляться с передвижением абонента в пределах зоны, обслуживаемой одним коммутатором. При сравнительно небольшом числе абонентов, один коммутатор может обслуживать всю территорию Украины. На мой взгляд, это вызовет много сложностей — начиная от больших возможностей для демпинга, имеющихся у CDMA-операторов, заканчивая проблемами с ВТО. Ведь в числе требований, выдвигаемых к Украине по вступлению в эту организацию, есть и приведение к европейским нормам телекоммуникационного законодательства, в том числе и по использованию стандартов связи. CDMA — это американский стандарт.

Что касается нового стандарта IMT-MC-450 (CDMA-450), то наша компания действительно подала заявку на использование диапазона 450 МГц. Место в нем есть исключительно для одного оператора — свободная полоса там всего 5 МГц. Мне сложно комментировать на чью сторону станет Госкомсвязи — UMC, «Киевстара» или третьей компании. На мой взгляд, правильнее всего было бы предоставить это разрешение именно третьей компании. Которая реально обладает инвестициями и реально хотела бы предоставлять услуги. Нельзя усиливать или одного или другого игрока на рынке.

— Некоторые эксперты полагают, что принятие Закона «О телекоммуникациях» позволит операторам вернуться к практике оплаты входных звонков. Насколько их опасения оправданы?

— Поправка к Закону «О связи», известная как «закон о бесплатных входящих», содержала прямой запрет на взимание платы за эти звонки. Новый Закон «О телекоммуникациях» содержит достаточно взвешенную формулировку принципа СРР (calling party pay, «платит звонящая сторона»). Согласно п.10 статьи 72 нового закона, плата за входящие звонки может взиматься с абонента лишь «по его согласию, на основании соответствующих условий договора между оператором/провайдером и абонентом». То есть оператору не запрещено устанавливать плату за входящие звонки, и дело клиента — соглашаться или не соглашаться на такие условия. Другое дело, что возврат операторов к платным входящим не добавит им конкурентоспособности, и те, скорее всего, не пойдут на этот шаг.

По поводу позиции «Киевстара» в этом вопросе могу сказать следующее. Мы позиционируем себя как честного оператора и сделали все то же самое, что рекомендовал Госкомсвязи в своем приказе № 121, действующем до нового года. Поэтому мы объявили абонентам, что отменяем плату за входящие звонки только на этот период.

Однако сегодня принят Закон «О телекоммуникациях», в числе прочего, регулирующий и взаиморасчеты между операторами. В Госкомсвязи, судя по последним консультациям, не намерены отменять тариф в 1 гривню за минуту при звонках с фиксированных на мобильные сети. И если этот тариф останется, и Госкомсвязи продлит срок действия своего приказа, «Киевстар» не будет возвращаться к взиманию платы за входящие звонки.

В принципе, если брать европейский опыт и говорить, что Украина стремится в Европу, стать членом ВТО и так далее, нам придется продолжать принцип СРР. Единственное, что хочу напомнить, что 1 гривня не в полной мере компенсирует мобильных операторов на реализацию СРР. Этот тариф нужно повышать хотя бы до двух гривен (без НДС).

— Опережающие темпы роста абонентской базы привлекают к украинскому рынку внимание иностранных инвесторов. Возможны ли изменения в составе акционеров «Киевстар»?

— Вопрос о перераспределении собственности между акционерами «Киевстара» сегодня не стоит. Существующие акционеры сохраняют свой статус и никто не собирается изменять свою долю. Я сегодня очень доволен тем, как работает совет директоров, в который входят представители наших акционеров. Заседания совета директоров во многом готовятся заранее, вопросы повестки дня обсуждаются со всеми их участниками. В результате все управленческие решения принимаются вовремя. У компании достаточный объем финансирования. И главное — есть взаимопонимание между акционерами. Довольны работой «Киевстара» и наши акционеры. Мы выполняем их планы и по развитию бизнеса, и по финансовым показателям.

Контракты №51 / 2003


Вы здесь:
вверх