логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
«Человек сам является автором и создателем всего, что происходит в его жизни» Александр ГОДОВИЧЕНКО - «Контракты» №51 Декабрь 2003г.

Большинство тренингов, предлагаемых сегодня на украинском рынке, — это тренинги навыков. Их более 90%. 5-6% составляют психологические тренинги, остальное — порядка 2-3% — тренинги личностного роста. Ведущий тренер-консультант тренингового центра «Крок у майбутнє» Константин Корчемный рассказывает, что дают современному деловому человеку тренинги личностного роста — менее известные, а потому, иногда вызывающие споры.


Константин Корчемный

«Главная цель тренингов — прорыв в жизни»

В современном мире рост и развитие становятся стандартом. Появляется все больше людей, ориентированных на качественные изменения в своей жизни, лидерство, ответственность, нацеленных на результат, открытых ко всему новому, готовых действовать ради достижения своих целей. Главной целью тренингов личностного роста является совершение прорыва в жизни человека, или, другими словами, создание предпосылок для достижения таких результатов и изменений, которые не были бы возможны при «естественном» развитии событий. Тренинги такого рода возникли в начале 70-х годов прошлого века в США. Дело в том, что американцы на уровне менталитета обучены, «как» делать, и уровень «как» начал превалировать над уровнем «где». В то же время человек, знающий «как» и при этом понимающий, что с ним что-то не то, не может работать эффективно и с уровнем «как».

«Мы тренируем человека быть максимально эффективным»

Этот тренинг нельзя назвать психологическим. В этом принципиальное отличие. Он подчеркнуто социальный. Люди тренируются и, находясь в своей жизни, тут же апробируют навыки, умения, полученные в зале. Они «вспоминают», какими они могут быть, чтобы что-то сделать в своей жизни по-другому.

Система выстроена так, что человек работает именно в том социуме, который его окружает в данный момент (пусть даже искусственно созданный в зале). Мы не вырываем человека, а, наоборот, направляем на то, что можно максимально использовать в жизни. Тренинг, таким образом, направлен на бытие «здесь и сейчас», ориентирует человека на будущее. Человек тренируется быть максимально эффективным в той ситуации, в которой он находится в данный момент.

Он учится смотреть дальше, как минимум на один-два шага вперед относительно того, что делает. Человек направлен на работу с тем, чего еще не было, с тем, что может быть, что добавить. Как следствие, кроме профессионального роста, у человека меняется представление о себе: о том, что он может, и о том, что он не знает, чего он не может.

Особо отметил бы корпоративные тренинги личностного роста. К примеру, Альфа-Банк провел подобный тренинг для своих сотрудников в прошлом году в Москве и в Киеве. Эффективность работы менеджеров после такого обучения возрастает многократно.

«Один мой знакомый назвал это... «сбычей мечт»

Философия тренинга заключается в том, что человек сам является автором и создателем всего, что происходит в его жизни и вокруг него, с теми людьми, которые его окружают. Он сам создает реальность, окружающую его, и влияет на нее.

Мы приходим в этот мир с неким набором, который изначально заложен в нас: знаний, навыков, воспитания. И при этом каждый из нас по-разному этим набором пользуется. Есть люди, которых мы называем успешными и удачливыми, есть неудачники. Разница в том, что удачливые и успешные всегда нацелены на что-то новое, они всегда готовы экспериментировать. Неудачники же сопротивляются новому, потому что существует страх потерять как минимум то, что уже есть. Тренинг не ставит перед собой цели решать проблемы. Он учит человека достигать поставленные цели. Один мой знакомый назвал этот процесс, может, не совсем правильно, но точно — «сбыча мечт».

«Можно привести коней на водопой, но пить они должны сами»

Структурно тренинг личностного роста состоит из трех частей. Основной курс — первая ступень — классическая система обучения, как в любом институте, отличается только эффективностью. Он длится три дня. Если человек решает идти дальше — он проходит «продвинутый курс» — вторую ступень, продолжительность которой пять дней. Третья ступень — лидерская программа. Это уже именно программа, а не тренинг, когда человек апробирует все, с чем он работал. Ее цель — чтобы каждый довел полученные навыки до уровня привычки и работал с ними легко, уже не задумываясь... При этом хотел бы обратить внимание на то, что я называю экологичностью. Все что я делаю — я предлагаю. Я не могу заставить, не могу сказать, что делать человеку и как делать. Экологичность — это отсутствие давления на личность. Все, что делается на тренинге — это прояснение ценностей и возможность человеку самому сделать выбор. Ведь люди, приходящие в зал, — самые разные. Например, самый старший человек, который у меня проходил тренинг — женщина 78 лет. Обычная бабушка, маленькая, метр пятьдесят с чем-то, горбатенькая, тяжело ходила. После окончания тренинга она открыла свой центр нетрадиционной медицины. Она увидела в себе другое содержание, открыла много больше, чем знала раньше.

Одна из основных категорий тренинга — осознанный выбор. Есть люди, которые выбирают жить и действовать в соответствии с теми открытиями, которые они сделали для себя на тренинге. Они выбирают лидерство и авторство собственной жизни. Кто-то вполне осознанно может вернуться и к привычному ранее способу жизни. Выбор всегда остается за человеком — можно привести коней на водопой, но пить они должны сами.


Комментарии

Валерий КУЦ, руководитель направления корпорации «Кохан», психолог:

— Мне довелось проходить тренинги в разных частях мира — от Америки до Индии, и могу отметить — у «Крока в майбутнє» есть чему поучиться даже маститым профи Запада. Это — тренинг результатов, из имеющихся возможностей его участники способны взять в реальной жизни на 100% новые направления в бизнесе, работе, личной жизни.

Руслан ПЕТРИЧКА, директор компании «Корпоративное видео», журналист, телевизионный продюсер:

— Тренинг «личностного роста» я проходил более двух лет назад, поэтому у меня было достаточно времени, чтобы оценить все «за» и «против». Однозначно могу сказать — вещь необычайно нужная, интересная и полезная. Лично я рекомендовал бы Министерству образования подумать о введении такого рода тренингов даже в старших классах общеобразовательной школы. Такого заряда энергии, позитивного мышления, желания быть успешным, уверенности в собственных силах и понимания ценности межличностных отношений очень хотелось бы добавить современным молодым людям.

Контракты №51 / 2003


Вы здесь:
вверх