логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Долгая дорога к нефти Наталья ДЕНДЕРИНА - «Контракты» №51 Декабрь 2003г.

Владельцы и топ-менеджеры компании Royal Dutch/Shell (№ 2 на мировом рынке нефти) никогда не искали коротких путей к коммерческому успеху. Свою выгоду они привыкли находить в «труднопроходимых», как с географической, так и с политической точки зрения, местах. Последний пример — полученный в этом году подряд на участие в нефтегазовых разработках в Саудовской Аравии на сумму $15 млрд.


Маркус Самюэль

Сойти с ума в поисках нефти

История Shell началась более полутора веков тому назад, когда английский коммерсант, потомок купцов-евреев, перебравшихся из Голландии, Маркус Самюэль-старший открыл в 1833 году небольшой магазин в Лондоне. Ни о какой нефти тогда и речи не было. Маркус Самюэль торговал экзотическими безделушками, которые скупал у моряков, побывавших в далеких колониях Империи. Предприятие оказалось прибыльным, и когда в 1869 году сын предпринимателя Маркус Самюэль-младший занял должность клерка в семейной фирме, он уже мог гордиться масштабами бизнеса: семья наладила довольно бойкую торговлю «колониальным товаром»: были подписаны контракты с ведущими торговыми домами всей Восточной Азии. Но молодого коммерсанта тянуло в большой бизнес, хотелось стать настоящей «акулой капитализма».

И стал. В начале 90-х годов Ротшильды и Нобели искали талантливого менеджера, который помог бы им в конкурентной борьбе с Рокфеллером — владельцем мощной и мобильной нефтяной компании Standard Oil. Среди лондонской деловой элиты Маркус Самюэль-младший имел хорошую репутацию, и миллионеры обратились с предложением к нему. План Самюэля был гениально прост: демпинг, выход на рынки, уже покоренные Standard Oil плюс полная конфиденциальность мероприятия. От заказчиков требовалось лишь одно: пролоббировать проход танкеров с каспийской нефтью через Суэцкий канал. Ротшильды пролоббировали, и Самюэль сдержал свое слово. Уже в 1892-м ему удалось построить танкер под названием «Мюрекс». В первый рейс «Мюрекс» вышел с грузом 4 тыс. тонн российского керосина по маршруту Батуми—Сингапур—Бангкок. Standard Oil начала утрачивать монополию на многих рынках.

Но роль управленца даже в престижной компании Ротшильдов не соответсвовала амбициям Маркуса Самюэля. Он мечтал о собственной нефтедобыче. По словам его биографа, «он едва не сошел с ума в поисках нефти». Наконец, в 1895-м Самюэль смог приобрести права на концессию в районе Кутей на востоке острова Борнео, и в апреле 1898 года забил первый нефтяной фонтан. Однако химические характеристики добывавшейся на Борнео сырой нефти были таковы, что из нее было невозможно получить достаточное количество керосина. Зато ее можно было использовать в неочищенном виде в качестве топлива.

В 1897 году Самюэль сделал важный шаг в деле организационного оформления своего бизнеса. Это был оборонительный ход. Чтобы добиться лояльности от различных торговых домов, составлявших Синдикат нефтехранилищ в Восточной Азии, он сделал их всех акционерами новой компании, которая включала все его нефтедобывающие предприятия и танкерный флот, а также нефтехранилища, принадлежавшие различным торговым домам. Новая компания получила название Shell Transport and Trading Company Limited, которая специализировалась на торговле нефтью и керосином. Вот так морская раковина (shell), позаимственная из детских воспоминаний, стала впоследствии символом компании.

Решительный бой Рокфеллеру

Вторая часть названия — Royal Dutch появилась гораздо позже. Сначала голландская нефтяная компания Royal Dutch Petroleum Company существовала отдельно и вела разработку богатого месторождения на острове Суматра. В 1900 году «временным управляющим» был назначен энергичный человек по имени Генри Детеринг.

Когда он начинал карьеру в Royal Dutch, то считал необходимым объединение новых нефтяных компаний, видя в этом единственный способ защитить Royal Dutch от «кита нефтяной промышленности», принадлежащего Рокфеллеру, — Standard Oil.

В 1901 году Shell и Royal Dutch вместе контролировали свыше половины экспорта нефти из Восточной Азии и России. «Разрушительная конкуренция» этих двух компаний и стала тем отправным пунктом, с которого Детеринг начал чрезвычайно важные переговоры об объединении со своим главным соперником Маркусом Самюэлем. Положение еще более усложнилось, когда в середине октября 1901 года Маркус Самюэль отправился в Нью-Йорк на встречу с представителями Рокфеллера с целью договориться о союзе со Standard Oil. Несмотря на длительные переговоры, стороны не пришли к консенсусу.

Детеринг, опасаясь, что Standard Oil захочет исправить свою ошибку, спешил заключить сделку с Shell. И торопился он небезосновательно. За два дня до Рождества 1901 года Standard Oil все-таки официально назвала свою цену приобретения Shell. И эта цена была огромной для того времени — $40 млн (порядка $500 млн в перерасчете на сегодняшние деньги). Маркусу Самюэлю предстояло одно из самых мучительных решений в жизни: принять фантастически крупную сумму, приобрести почти немыслимое богатство и стать одним из важнейших людей в структуре управления империи Standard Oil или попытать счастья с Детерингом и Royal Dutch. Standard Oil могла быть очень щедрой в отношении денег, но настаивала на полном контроле. Таким образом, контроль должен был перейти от британской компании к американской, а на это, невзирая на величину предложенной суммы, Самюэль пойти не мог. И он принял предложение Детеринга. Союз был скреплен в 1907 году, и из него возникла группа Royal Dutch/Shell. В новой компании с двумя штаб-квартирами — в Лондоне и Гааге — 60% акций принадлежали Royal Dutch, 40% — Shell (это соотношение сохраняется до сих пор).

Под руководством Детеринга компания начала динамично развиваться, постепенно расширяя географию своего бизнеса. В 1906 году были приобретены права на разработку месторождений в Румынии, в 1910-м — в России, в 1913-м — в Египте и Венесуэле. Вскоре после обьединения Детеринг попытался договориться со Standard Oil о разделе «сфер влияния», но вместо этого он получил предложение продать Royal Dutch/Shell за $100 млн. Детеринг отказался, и компания Рокфеллера ответила на это волной снижения цен, начав тем самым новый этап нефтяных войн.

Ко всему прочему, она также образовала голландскую дочернюю компанию, чтобы получить нефтяную концессию на юге Суматры. У Детеринга больше не было выбора — оставалось переходить в контрнаступление, а это означало лишь одно: «В Америку!» Если бы Royal Dutch/Shell не проявляла активности в Америке, то она оказалась бы уязвимой перед снижением цен, проводившимся Standard Oil, потому что «американский гигант» имел возможность сбывать в Европе излишки бензина и керосина по сниженным ценам, сохраняя в то же время в Америке более высокий уровень цен, а следовательно, — и прибыли.

Такое положение обеспечило Standard Oil устойчивость, ведь она могла использовать свою американскую прибыль для покрытия потерь, понесенных в результате рыночных войн в Европе и Азии. Детеринг, понимая это начал в 1913 году непосредственную добычу нефти в Калифорнии. Вторым направлением экспансии Royal Dutch/Shell были центральные районы континента. Детеринг послал в Соединенные Штаты специального агента для того, чтобы тот быстро все организовал. Обосновавшись в Талсе, он приобрел несколько небольших компаний и включил их в новую компанию Roksana Petroleum. Теперь Детеринг достиг более крупной цели — он закрепился на родной земле Standard Oil.

С морского дна к нефтяному Олимпу

База, созданная Самюэлем и Детерингом, дала неплохие результаты. Первая половина двадцатого века — период стремительного роста компании, прерываемого двумя мировыми войнами. В 1929 году — первый опыт диверсификаци Royal Dutch/Shell делает первые шаги в новом для себя секторе — нефтехимии. Уже к концу 30-х годов добывая около 600 тыс. баррелей сырой нефти в день, Royal Dutch/Shell контролирует 10% мировой добычи. В 50-е годы на долю Royal Dutch/Shell приходилась уже 1/7 всего мирового производства нефтепродуктов, выпуск которых постоянно возрастал. Для транспортировки нефти потребовались более мощные и вместительные танкеры (до 200 тыс. тонн), вскоре именно они стали основной единицей флота компании.

В конце 50-х Royal Dutch/Shell сделала одно из главных своих открытий, разведав в Гронингене (Голландия) одно из богатейших месторождений природного газа, которое спустя 20 лет обеспечивало половину потребления «голубого топлива» в Западной Европе. Помимо газа, в Северном море было разведано гигантское месторождение нефти Брент — этот проект считается одним из самых технологически сложных и дорогостоящих в истории человечества. Позднее разведка и разработка месторождений в Северном море стали крупнейшей отраслью деятельности Royal Dutch/Shell.

К концу 70-х Royal Dutch/Shell перерабатывала на своих заводах около 3 млн баррелей сырой нефти. В следующее десятилетие компания вступила с новой стратегией, подразумевавшей диверсификацию бизнеса. В сфере внимания Royal Dutch/Shell оказались угольная промышленность, металлургия и нефтехимия. В эти годы концерн сделал несколько существенных открытий — второе по величине в Европе газовое месторождение «Троль» в Северном море, а также «Булвинкл» и «Аугер» в Мексиканском заливе. В 1989-м суточная добыча нефти с платформы «Булвинкл» достигла 8 тыс. баррелей. А через 10 лет общая добыча нефти компании составила 2,3 миллиона баррелей в сутки (113 миллионов тонн в год).

С 90-х годов Royal Dutch/Shell присутствует на нефтегазовом рынке России. Она — активный участник проекта «Сахалин-2», в который вместе с другими западными компаниями инвестирует $10 млрд. В этом году она первой из западных компаний (после национализации отрасли саудовскими властями в 1975 г.) получила разрешение на разработку месторождений Саудовской Аравии. Стоимость проекта — $15 млрд.

До 2001 года Royal Dutch/Shell была самой крупной нефтяной компанией мира, но после слияния двух американских гигантов — Exxon и Mobil — переместилась на вторую строчку мирового рейтинга.


Royal Dutch/Shell сегодня

Royal Dutch/Shell — англо-голландский концерн по добыче нефти и газа, производству и переработке нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива, мазута, смазочных материалов, твердых углеводородов, битумов и др.).

Сегодня 140000 человек, говорящих на 51 языке, трудятся на 2000 компаний, входящих в группу Royal Dutch/Shell в 135 странах. Ведут разведку и добычу нефти и природного газа, занимаются продажей нефтепродуктов и химическим производством.

На долю компании приходится около 7% мировой добычи углеводородов (к концу XX века объемы добычи компании превысили 100 млн тонн нефти в год).

Крупнейшие нефтяные месторождения компании — в США, Нигерии, Великобритании, Омане и Малайзии.

Royal Dutch/Shell владеет 56 НПЗ и химическими заводами в 33 странах. Ежесуточно концерн перерабатывает более 500 тыс. тонн нефти.

Флот компании является крупнейшим в мире и насчитывает около 80 танкеров общей грузоподъемностью 10 млн тонн.

45000 АЗС и станций обслуживания Shell в 90 странах ежедневно предоставляют услуги 20 миллионам клиентов.


Справка

Маркус Самюэль родился в 1853 году. Деловую карьеру начал в магазинах отца с торговли колониальными товарами. В лондонских купеческих кругах прослыл удачливым бизнесменом. В 1891 году по заданию Ротшильдов отправился в Батуми для изучения новых возможностей транспортировки каспийской нефти. В 1892 году отправил первый танкер по маршруту Батуми—Сингапур—Бангкок. С 1895 года начинает самостоятельную разработку нефтеносных месторождений в районе острова Борнео. В 1897 году регистрирует компанию Shell, которая в 1907 году объединится с голландской Royal Dutch. Под его руководством компания контролировала 10% мировой нефтедобычи. Скончался в 1927 г.

Контракты №51 / 2003


Вы здесь:
вверх