логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Пенсионный дебют Дмитрий КОШЕВОЙ - «Контракты» №12 Март 2004г.

Подготовительный этап создания корпоративных негосударственных пенсионных фондов закончился. Первые игроки на рынке появятся в ближайшее время.


Банкиры и финансовые посредники осаждают руководителей крупных предприятий, предлагая помощь в создании пенсионных фондов. Наиболее расторопные топ-менеджеры уже оценили преимущества новых финучреждений и готовы организовать фонды собственными силами. Для банков и больших предприятий организация фонда — это, прежде всего, получение дешевых финансовых ресурсов за счет привлечения в участники НПФ сотрудников. Опыт России показывает, что за непродолжительное время участниками НПФ стали 4 млн человек, а объем их активов достиг отметки $2 млрд.

По оценкам экспертов до запуска первых украинских проектов осталось максимум несколько месяцев. Первые ласточки появятся уже летом этого года. А во втором полугодии сформируется конкурентная среда среди компаний по управлению активами и администраторов пенсионных фондов.

С низкого старта

Основу для создания пенсионных фондов заложил принятый в июле прошлого года Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении». После того как документ был подписан Президентом, появились и первые заявления о планах создания негосударственных пенсионных фондов. Однако для их воплощения, рассказывает вице-президент ОАО «Кинто» Анатолий Федоренко, необходимо было еще внести изменения в Закон о налогообложении прибыли предприятий. Первая попытка была предпринята в конце 2002 года. Тогда предприятия получили право относить на расходы отчисления на долгосрочное страхование жизни своих сотрудников в размере не более 15% зарплаты и не выше 6 тыс. грн в год на человека. Благодаря этому новшеству заметно увеличилось число компаний по страхованию жизни. А вот предоставление аналогичных льгот для пенсионных фондов в документе четко прописано не было. Положение должен был исправить многострадальный законопроект № 4000-1, но его судьба известна.

Именно отсутствие налоговых стимулов объясняет скромные результаты негосударственных пенсионных фондов, появившихся после принятия в 1997 году Закона о налогообложении прибыли. Общий объем активов, привлеченных нынешними фондами на конец прошлого года, составил всего 16 млн грн, а количество участников — 31 тыс.

Работодатель мог «заботиться» о дополнительных пенсиях для своего персонала только за счет прибыли, которую в Украине показывают лишь немногие предприятия. Как обнаружила Госфинуслуг, из 47 предприятий, называющих себя негосударственными пенсионными фондами, лишь 22 занимаются этой деятельностью, в том числе 13 относятся к структурам потребительской кооперации. Эти фонды не могут обеспечить средний ежемесячный размер пенсионных выплат даже в размере 40-50 грн. Наконец еще одно показательное открытие, сделанное во время инвентаризации пенсионных фондов — все привлеченные средства были размещены на банковских депозитах.

Впереди банки

Впрочем, все опрошенные эксперты считают, что задержка с введением налоговых стимулов — явление временное. Многие компании решили действовать на опережение, не дожидаясь изменений в законодательстве. Возглавили пенсионный забег банки. Именно банкиры первыми заявили о своих планах принять участие в негосударственном пенсионном обеспечении. Казалось бы, закон практически лишил их возможности привлекать пенсионные средства граждан, ограничив объем средств, накапливаемых на специальных депозитных счетах двумя тысячами гривен. Как поясняет президент «Кинто» Сергей Оксанич, клиенту для обеспечения пенсионных выплат необходимо накопить хотя бы 100 тыс. грн, а значит — открыть счета в 50 банках. Однако банки увидели другие пути заработка. Это, во-первых, создание собственных корпоративных пенсионных фондов, с учетом льгот при совмещении функций учредителя, администратора и управляющего активами. Такой вариант чрезвычайно привлекателен для крупных банков с тысячами хорошо оплачиваемых работников. О планах создать в этом году собственные корпоративные негосударственные пенсионные фонды уже заявили банки «Крещатик» и ВАБанк. По словам руководителей этих банковских учреждений, создание таких фондов призвано обеспечить социальную защиту сотрудников банков и их клиентов.

Такой же путь избрал и ПриватБанк. «Мы создадим корпоративный пенсионный фонд, поймем, как он работает, и только после этого сможем предлагать рынку свой продукт», — сказал председатель правления банка Александр Дубилет. Он считает, что сейчас было бы ошибкой выходить на рынок и начинать аккумулировать средства путем создания открытого пенсионного фонда. По его словам, на рынке еще нет специалистов, четко представляющих механизм функционирования фондов.

А вот банк «Аваль» спустя всего несколько месяцев после принятия нового пенсионного законодательства заявил о планах создания не только собственного корпоративного, но и открытого негосударственного пенсионного фонда. Как пояснил руководитель службы по организации негосударственного пенсионного фонда «Аваля» Виктор Тентюк, вкладчиками корпоративного фонда станут банк и заключившие с ним договор работодатели, желающие предложить пенсионные программы своим работникам.

Вкладчиками открытого пенсионного фонда, по задумке «Аваля», выступят компании и частные лица. Банк совместно с клиентами намерен создать также администратора и управляющего активами НПФ. Предполагается, что у администратора будут свои представители во всех областных центрах. Как признает Сергей Оксанич, конкурировать с банками первой десятки за клиентов при создании открытого пенсионного фонда очень сложно. Сетевые банки будут практически вне конкуренции.

Банковские учреждения готовы конкурировать и по предоставлению услуг управления активами. По словам начальника отдела выпуска финансовых инструментов Укрсоцбанка Эрика Наймана, банк рассматривает возможность создания компании по управлению активами НПФ, чтобы предоставить своим клиентам дополнительные услуги.

Другой «пенсионной услугой» банков станут консультации по созданию корпоративных фондов для клиентов, а также услуги хранителей. Как сообщил вице-президент банка «Надра» Виталий Ильин, донецкое предприятие «Точмаш» и еще ряд других клиентов банка намерены в первом квартале этого года создать компанию по администрированию и управлению активами НПФ. При этом ВАБанк выступит хранителем для этих фондов.

Предприятия — по отдельной дорожке

Не останутся в стороне и компании по страхованию жизни. Страховщики, благодаря налоговым стимулам, вполне в состоянии составить конкуренцию банковским учреждениям. Пока многие банкиры полагают, что многие страховые компании занимаются преимущественно сомнительными операциями. Однако выход на рынок таких крупных иностранных игроков, как, например, американская AIG, может заставить всерьез пересмотреть отношение к страховщикам как конкурентам за привлечение пенсионных вкладов. Кроме того, страховым компаниям достанутся средства накопительных пенсионных фондов для пожизненного аннуитета — таков мировой опыт.

Впрочем, другие финансовые посредники, создавшие компании по управлению активами и готовящиеся к регистрации администраторов, также рассчитывают на свой кусок пенсионного пирога. Мечта любого из них — управление активами государственного накопительного фонда. По расчетам Сергея Оксанича, эта структура уже к 2006 году сможет собрать 7 млрд грн, тогда как негосударственные пенсионные фонды к этому сроку аккумулируют 1-2 млрд грн. Кроме того, инвесткомпаниям есть что предложить и предприятиям. Прежде всего, это опыт работы на рынке ценных бумаг. Вложения на фондовом рынке могут обеспечить более высокую доходность, чем банковские депозиты и государственные облигации.

И все же главным конкурентом для финучреждений станут сами предприятия. Многие работодатели прекрасно понимают выгоды создания фондов. Их вдохновляет и пример банков, создающих собственные корпоративные НПФ.

Предприятия, не желающие терять контроль над накапливаемыми пенсионными средствами (в первые пять лет существования НПФ предприятие может вернуть 10% активов фонда за счет вложений в свои ценные бумаги), собираются создавать «карманные» администраторы и компании по управлению активами. Финпосредникам остается нажимать на финансовую и профессиональную сторону дела. Во-первых, создавать весь механизм пенсионного обеспечения только для одного фонда слишком дорого. Во-вторых, все пенсионные стимулы для работников развеются как дым, если активы фонда не будут прирастать.

В крупных финансово-промышленных группах этих противоречий нет. В их состав входят как сами вкладчики, так и подконтрольные финансовые структуры.

Довольно просто решается проблема создания профессиональных пенсионных фондов. Например, независимый отраслевой профсоюз энергетиков Украины, объединяющий 65 тыс. работников 12-ти областных энергоснабжающих компаний (преимущественно приватизированных), уже заявил о планах создать свой фонд и даже принять участие в соответствующем пилотном проекте. Как сказал председатель Центрального совета профсоюза Валерий Погорелый, совет совместно с компанией по управлению активами «ВИП Лтд» уже создали ООО «Первый администратор пенсионного фонда». По его словам, отчисления в негосударственный пенсионный фонд могут составить 7-8% от размера зарплаты. При средней зарплате 500 грн такой фонд способен ежегодно аккумулировать более 27 млн грн в год.

Фальстарт

Фактически рынок готов к созданию первых НПФ. На данный момент уже действует почти сорок компаний по управлению активами. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку готова регистрировать совмещение ими функций администраторов. Как рассказал начальник управления инвестиционной деятельности ГКЦБФР Евгений Иванов, уже поступили первые заявки от компаний и банков, накопивших необходимые EUR500 тыс. для внесения в уставный фонд новых структур.

В свою очередь Госфинуслуг утвердила условия лицензирования администраторов пенсионных фондов, однако пока регистрацию не проводит. «У нас одна серьезная проблема — это система ведения персонифицированного учета администратора пенсионных счетов. Мы должны утвердить программный продукт для ведения персонифицированного учета, — рассказывает председатель Госфинуслуг Виктор Суслов. — Предложения комиссии предоставить финансирование для разработки программного обеспечения или его закупки не были услышаны. Может быть, нам удастся в какой-то мере переложить расходы на представителей рынка».

По словам Суслова, при желании программное обеспечение можно получить и бесплатно. Вот только если комиссия утвердит его как обязательное для всех участников рынка, то тогда пенсионные фонды и администраторы автоматически будут привязаны к разработчикам системы ведения персонифицированного учета.

«Поэтому во избежание монополизации следует создать условия, при которых возможен выбор из нескольких видов программных продуктов от различных производителей, конкурирующих между собой», — считает Суслов.

Опасаясь неравной конкуренции, Госфинуслуг пока не спешит с запуском пилотных проектов по созданию НПФ. Как считает Оксанич, компания по управлению активами может запросить за свои услуги до 3% от чистых активов фонда в год (плюс еще проценты от их чистого прироста), администратор — около 1%, а суммарные затраты с учетом услуг хранителя, аудитора и издержек на госрегулирование составят 5%.

Таким образом, ежегодный прирост активов фонда должен составлять минимум 15%, чтобы вложения были защищены от инфляции и обеспечивали дополнительный доход в размере 3-5% годовых.

«На старте это будет бедный бизнес», — полагает Оксанич. К тому же Госфинуслуг может ограничить максимальный размер оплаты услуг администраторов, КУА и хранителей. Однако все профессиональные участники рынка хорошо представляют себе открывающиеся перед ними перспективы, и едва ли невысокие доходы на первоначальном этапе создания НПФ их остановят.


Порядок создания НПФ

1. Учредители создают НПФ как неприбыльную организацию, утверждая при этом устав и пенсионные схемы будущих выплат.

2. Регистрация НПФ в Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг).

3. Создание основного органа управления фондом — совета, члены которого согласовываются с Госфинуслуг.

4. Разработка инвестиционной декларации, определяющей инвестиционную политику фонда, основные направления и ограничения по инвестированию его активов.

5. Заключение договора с администратором пенсионного фонда, компанией по управлению активами (КУА) и хранителем.

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх