логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Долговая карусель Вячеслав ДАРПИНЯНЦ - «Контракты» №12 Март 2004г.

Получение второго транша Программного системного займа на грани провала.


Об этом свидетельствуют официальные документы, которыми располагают «Контракты». 9 декабря минувшего года совет директоров Всемирного банка утвердил транш

ПСЗ-2 для Украины в размере $250?млн. Деньги правительству предложили освоить частями: $75 млн сразу, а остальное — после выполнения ряда условий. Среди них — улучшение финансовой дисциплины и устранение прироста налоговой недоимки в энергетическом секторе; завершение консолидированного аудита НАК «Нефтегаз Украины»; обеспечение контроля над аккумуляцией средств во внебюджетные фонды и так далее. Условности не помешали кабинету Януковича включить транш ПСЗ-2 в статьи финансирования госбюджета-04 в полном объеме.

За привлечение средств ВБ отвечает межведомственный координационный совет во главе с первым вице-премьером Николаем Азаровым. К началу февраля было выполнено лишь девять из двадцати девяти пунктов договоренностей с ВБ. Публично эта информация не афишируется. Хотя в официальной справке Минэкономики сказано, что для украинской стороны ситуация чревата несвоевременным выполнением протокольных договоренностей. На прошлой неделе вхожие в совет источники подтвердили — выполнение обязательств правительства перед ВБ по ПСЗ-2 на грани провала.

Сказали — не сделали

10 февраля в специальном поручении Азаров обратил внимание членов совета на отсутствие анализа причин невыполнения условий ВБ. Этим же документом было предписано разработать и согласовать с ВБ временной график решения проблемных вопросов с целью завершения реализации ПСЗ-2 до 1 июня 2004 года. В письме замминистра финансов Анатолия Шаповалова уточняется, что срок 1 июня определен с учетом необходимости максимально быстрого привлечения средств ВБ.

Однако далеко не все ответственные исполнители (компетентные кураторы выполнения условий ВБ) оказались готовыми к такому повороту. Только Госкомзем, ответственный за создание единой системы регистрации прав собственности на землю, проявил должную прыть. Более реальные сроки выполнения условий ВБ, по состоянию на 2 февраля, смогли представить лишь семь из двадцати шести исполнителей: НКРЭ — третий квартал 2004-го; НБУ — конец первого полугодия; ГКЦБФР — август; Госкомпредпринимательства и Госпотребстандарт — декабрь; НАК «Нефтегаз Украины» — ноябрь; Гостаможслужба — на протяжении 2004-го года.

Таким образом, на привлекательный заем по цене, привязанной к процентной ставке Libor, Минфин может рассчитывать не раньше, чем после президентских выборов.

Энергетика проблемы

Костью в горле стала финансовая дисциплина в энергетическом секторе. По состоянию на 1 января 2004-го, общий налоговый долг отечественных предприятий составил 14,07 млрд грн (всего на 106 млн грн меньше, чем в начале 2003-го). Оказалось, что в топливно-энергетическом комплексе лишь структурным подразделениям НАК «Нефтегаз Украины» удалось сократить налоговый долг на 143,9 млн грн (3,1%). Тогда как предприятия электроэнергетики и угольной отрасли прирастили долг по налоговым обязательствам в 2003-м на 1?487,7 млн грн (письмо ГНАУ от 23.01.04 №?606/5/12-0261). Примечательно, что ВБ, комментируя эту проблему, сетует, что «не получил обновленную базу данных по налоговой недоимке». Еще бы! Ведь показатель 2.2В (матричный ориентир для правительства, стремящегося освоить ПСЗ-2) предусматривает отсутствие чистого прироста налоговой недоимки (без использования амнистии) в энергетическом секторе с 1 января 2003-го.

Не проще обстоят дела и с реструктуризацией долгов между облэнерго, оптовыми поставщиками электроэнергии, генерирующими компаниями и поставщиками энергоносителей. Достаточно сказать, что эксперты ВБ отвергли все три плана реструктуризации, подготовленные Минтопэнерго, а выполнение протокольных договоренностей по этому направлению вызвало в феврале у участников Совета «особенное беспокойство».

Что именно не устроило ВБ в энергетическом клубке целевых тарифных надбавок, бюджетных дотаций и взаимных неплатежей, — отдельная история. Из разряда — почему правительственное постановление №?795 (10.06.02) и указ Минпромполитики №?312 (10.07.02), позволяющие ОАО «Запорожский производственный алюминиевый комбинат» и КП «Запорожский титано-магниевый комбинат» платить за электроэнергию по тарифам на 30% ниже рыночных, к февралю 2004-го не были отменены? Напомним только, что Президент Леонид Кучма, озабоченный состоянием дел в электроэнергетике, учредил новую НАК «Энергетическая компания Украины» во главе с Олегом Дубиной. Ей, собственно, и предстоит решать такого рода проблемы.

Правда, опыт еще одной НАК — «Нефтегаз Украины» — в этой связи оптимизма не внушает. Нет, НАК — структура, конечно, авторитетная, сокращающая, как мы сказали, налоговую недоимку. Наполнение госбюджета в «ручном режиме» тут, естественно, ни при чем. Просто «до руководителей дочерних компаний и предприятий под персональную ответственность доводятся показатели по мобилизации платежей в бюджет» (письмо НАК «Нефтегаз Украины» от 20.01.04 №?10/6-80-286).

Вот только оценить собственные основные фонды, запасы нефти и газа, в соответствии с условиями ВБ, Нефтегаз никак не может. Точнее — планировал оценить к концу мая этого года. Потом — «учитывая большой объем работ и сроки, установленные международными компаниями» — завершение аудита НАК на консолидированной основе за 2002 год по 32-м предприятиям перенесли на конец июля. И в итоге, проинформировав ВБ обо всех сложностях, НАК пообещала предоставить выводы аудиторов к ноябрю. Интересно, что полный финансовый аудит НАК проводит компания BDO-Balance-Audit, запасы нефти и газа оценивает Miller and Lents, а основные средства — Ernst&Young.

«Бесплатные» компенсаторы

Перечень успехов и поражений правительства на пути к получению второй и большей части транша ПСЗ-2 можно продолжать. К примеру, вопрос контроля над поступлениями во внебюджетные социальные фонды правительство вообще настроено перенести в условия проекта ПСЗ-3. Однако сказанного и так достаточно, чтобы заметить главное — эксперты ВБ «прививают» украинскому правительству элементарную управленческую дисциплину.

Делается это порой экстравагантно: к примеру, куратор ПСЗ-2 от ВБ господин Дэвис, констатировав «незначительные успехи» украинской стороны, согласился предоставить Минтопэнерго «квалифицированную консультативную помощь за счет гранта правительства Японии». А руководству Кабмина Дэвис сообщил, что планы реструктуризации в энергетической отрасли — это работа не только для Минтопэнерго, предложив «привлечь международного советника господину Азарову и/или господину Клюеву, а также небольшую местную консалтинговую группу». Пользы от такого рода помощи будет, скорее всего, немного, но в переговорах с ВБ, как мы поняли, главное для правительства — не финиш.

В Минфине говорят, что недополучение второй части транша ПСЗ-2 легко компенсируется дополнительной эмиссией еврооблигаций (бонды на сумму около $600 млн, согласованные в госбюджете, уже разместили под 6,8% годовых). Обслуживать ценные бумаги государства хоть и дороже, чем транш ВБ, но зато — никаких условий, требований и аудиторских проверок.

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх