логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Президентская программа Януковича Андрей МИСЕЛЮК,
Роман КУЛЬЧИНСКИЙ - «Контракты» №12 Март 2004г.

Премьер Янукович признался «Контрактам», что предназначение программы действий правительства на 2004 год — стать отличной рекламой кандидата от власти перед президентскими выборами.


Во вторник Верховная Рада оказала премьер-министру Виктору Януковичу три большие услуги. Во-первых, одобрила работу Кабмина по выполнению программы правительства «Открытость. Действенность. Результативность» за минувший год. Неодобрение программы (как это было в случае с кабинетом Виктора Ющенко) автоматически вело к отставке кабинета Януковича. Впрочем, такая возможность не обсуждалась накануне отчета политиками и экспертами даже гипотетически. Во-вторых, ВР одобрила новую программу Кабмина на 2004 год под названием «Последовательность. Эффективность. Ответственность». Это значит, что до выборов Верховная Рада уже не сможет отправить кабинет Януковича в отставку. Такое право осталось только у Президента Леонида Кучмы. И, наконец, благодаря поддержке Верховной Рады 16 марта Янукович окончательно поверил в то, что он будет единственным кандидатом от власти на пост президента. Сразу после голосования в парламенте Янукович заявил: «Уже в ближайшее время, очень скоро парламентско-правительственная коалиция определится со своим единым кандидатом. Эта коалиция сегодня подтвердила: она способна брать на себя ответственность и выполнять свою программу».

За одобрение обеих программ правительства проголосовали 239 депутатов из фракций пропрезидентского большинства. От фракции «Наша Украина» документ поддержал 1 депутат — Павел Игнатенко, фракции Компартии, Соцпартии и Блока Юлии Тимошенко не участвовали в голосовании. Эта цифра практически на сто голосов меньше, чем год назад — тогда программу кабинета Януковича на 2003 год поддержали 335 депутатов. Объясняя эту разницу, премьер сказал: «Нынешний год — политический. И поэтому голосование было политическим». Об этом же говорил и лидер социалистов Александр Мороз (кстати, год назад СПУ вместе с блоком Тимошенко проголосовали за программу правительства): «Программа Кабмина на 2004 год — это обычный документ, напоминающий предвыборную программу кандидата в президенты». Отвечая на вопрос корреспондента «Контрактов» о том, согласен ли премьер с такой трактовкой программы на 2004 год, Виктор Янукович сказал: «Были и другие оценки программы. К примеру, говорили, что это хорошая реклама накануне президентских выборов. Если из рядов оппозиции звучат такие оценки, то как с ними не согласиться?»

Учитывая политический характер и самой программы, и голосования за нее, нет смысла детально останавливаться как на ее содержании, так и на той критике с похвалами, которые звучали в адрес премьера и его команды. Кому надо — похвалили (фракции пропрезидентского большинства), кому по должности положено, то есть оппозиционеры, — поругали. По уже установившейся традиции программы правительства в украинских условиях служат не столько документом, определяющим стратегический курс страны, сколько «панцирем», прикрывающим Кабинет Министров от депутатского «удара в спину». Ценность такой защиты в год президентских выборов — безгранична. Поэтому «Контракты» решили выяснить у экспертов — насколько укрепились позиции Виктора Януковича после голосования по программам на 2003 и 2004 годы и каковы реальные шансы премьера стать единым кандидатом от власти на президентских выборах?

Александр ДЕРГАЧОВ, ведущий научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины:

— Виктор Янукович поступил очень дальновидно, поторопившись с утверждением программы еще на один год. Поскольку далее начнется решающая фаза борьбы с политреформой, ему следует иметь большую определенность по поводу собственных возможностей. Перед ним стоит дилемма: либо поддерживать реформу безоговорочно и надеяться на то, что за ним останется кресло руководителя правительства, либо тормозить реформу и как единственному дееспособному представителю нынешней власти идти на президентские выборы. Думаю, он еще не определился. И основные игроки из большинства относительно него также еще не определились. На поиск вариантов пока есть определенное время. Во всяком случае на пути к внесению изменений в Конституцию стоит несколько довольно серьезных препятствий: законы, которые нужны левой оппозиции. В любом случае Янукович достаточно подготовился (в том числе через утверждение программы правительства) к постепенному отходу Кучмы от реальных рычагов власти в ближайшее время и переходу на спокойный режим полуликвидации Администрации Президента. Подытоживая, скажу, что это голосование — важный штрих в определении позиции Януковича, но самого определения еще нет.

Владимир СИВКОВИЧ,

народный депутат Украины, «Трудовая Украина»:

— На политические перспективы Януковича голосование за программу никак не повлияет. Он может баллотироваться на должность и будучи премьером, и уйдя в отставку. Шанс быть избранным — это уже другой вопрос. Населению все равно: приняла Верховная Рада или не приняла программу правительства. После голосования парламент не имеет права в течение года его снимать. Однако причин, чтобы отправить правительство в отставку, можно найти много. Это первое. Второе — работать правительству или нет решает Президент. Он может в любой момент отправить правительство в отставку. Принятие программы — только пиар.

Юрий ЛУЦЕНКО, народный депутат Украины, Соцпартия:

— Повлияет ли поддержка парламентом новой правительственной программы на шансы премьера Виктора Януковича выиграть президентскую гонку, сказать сложно. Поскольку неизвестно, хочет ли Янукович быть президентом. Ответ на это следует искать в вопросах: будет ли проведена конституционная реформа и когда? С одной стороны, если у президента будут очень ограничены полномочия, то я не уверен, что нынешний премьер захочет им стать. С другой стороны, кто у него будет спрашивать? Насколько мне известно, голосование по программе прошло спокойно и мирно только потому, что Виктор Янукович не останется премьером до конца выборов. Согласно планам Администрации Президента, после апрельского голосования за изменения в Конституции в мае Януковича выдвинут единым кандидатом в президенты, а в июле-августе Кучма заявит приблизительно такое: во избежание обвинений в использовании админресурса Виктор Федорович должен добиваться победы не как премьер. А руководителем правительства до выборов побудет, например, господин Медведчук или Кинах, или Кирпа. Утвердить любую кандидатуру, которую подаст наш Президент по согласованию с президентом соседнего государства, не будет проблемой в этом зале. К сожалению. Следовательно, схема заключается в том, что реальную власть еще на два года получит кучмист. А борьба за президентскую булаву произойдет между Януковичем и Ющенко. Кто бы из них ни выиграл, сразу начнется война между сильным (по полномочиям) премьером и сильным (по народному доверию) президентом. И здесь возникает вопрос: когда следует вводить в действие изменения в Конституции. Поэтому голосование за программу правительства — ритуальное и вовсе не значительное в биографии Виктора Януковича.

Владимир ПОЛОХАЛО, политолог, шеф-редактор журнала «Політична думка»:

— Премьер Виктор Янукович получил дополнительный рычаг в виде вотума доверия со стороны, уже можно сказать, союзников по возможной предвыборной коалиции. Действующий премьер является фаворитом в окружении нынешнего Президента, который пытается сохранить преемственность политического режима. Голосование было формальным — без обсуждения и критики. Пропрезидентские фракции прошли первый этап политического компромисса в контексте политреформы и президентских выборов. Поддержка правительственной программы предопределялась именно этими факторами, поэтому голосование за программу правительства не стало самодостаточным явлением в жизни страны. Виктор Янукович сегодня владеет собственными ресурсами как премьер — ресурсами так называемого донецкого клана, ресурсами действующего института президентства, ресурсами относительно «дружественных» финансово-политических группировок и ресурсом слабости парламентского политического болота, которым являются коммунисты и социалисты. Среди окружения Кучмы у Януковича самые лучшие шансы получить поддержку России, поскольку он наиболее близок к образу политического лидера, каким его понимает Владимир Путин. Однако все эти факторы не предохраняют Януковича от негативных для него политических сценариев.

Нестор ШУФРИЧ, народный депутат Украины, СДПУ(О):

— Голосование парламента за поддержку программы действий правительства повышает шансы единого кандидата от коалиции быть избранным президентом Украины. Кто бы им ни был. Решение о едином кандидате на должность президента от фракций большинства еще не принято. Если случится, что таким кандидатом будет Виктор Федорович, то все политические партии его будут поддерживать. Если он не будет баллотироваться, то сможет оставаться на своей должности в течение года со дня принятия программы (в случае конституционной реформы, на что я надеюсь). Однако, согласно действующей Конституции, после избрания нового президента премьер уйдет в отставку независимо от того, принята его программа или нет.

Георгий КРЮЧКОВ, народный депутат Украины, КПУ:

— Принятие программы никак не повлияет на шансы Януковича стать президентом. Это будет решаться совсем иначе. Дело не в том, сколько у Виктора Януковича есть или будет ресурсов. Быть премьеру кандидатом в президенты или нет, будет решаться даже не на Банковой. Все будет зависеть от консенсуса между Вашингтоном и Москвой, а не от того, одобрили программу правительства или нет. Это голосование не дает гарантий Януковичу по поводу пребывания в должности в течение года. Даже в случае прохождения конституционной реформы действующий премьер после избрания нового президента должен подать в отставку. Новый президент обязательно будет формировать свою команду. Допустим, выборы выиграет представитель власти. И неизвестно, будет ли он рассматривать кандидатуру Виктора Федоровича на должность премьера.

Юрий КОСТЕНКО, народный депутат Украины, «Наша Украина»:

— Программа правительства была предметом политических торгов внутри парламентского большинства. На сегодня Януковичу предлагают быть единым кандидатом в президенты от власти, и именно в таком контексте происходило принятие этой программы. Замечу, что правительство так и не отчиталось о выполнении предыдущей программы. Связывать шанс стать президентом с той бумажкой, за которую проголосовало большинство, — неоправданные оптимистические надежды. Поскольку в соответствии с Законом о выборах президента премьер на время выборов должен приостановить свое правление. Единственное лицо, полномочия которого на время предвыборной кампании не прекращаются, — это Президент. Все другие должны на период гонки освобождать свои должности. В новой редакции закона эта норма остается без изменений.

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх