логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Туман реформ Владимир ТКАЧ - «Контракты» №12 Март 2004г.

Вооруженные Cилы Украины сначала пытались приспособить к потребностям внеблокового государства. Потом — к натовским лекалам. Перекройка армейского мундира идет крайне непросто. Что же мы хотим от нашей армии и какую цену готовы заплатить за очередной виток военной реформы?


«Туман войны»

Еще Клаузевиц «родил» тезис о «тумане войны». Его суть состоит в том, что, как бы тщательно ни планировались боевые действия, все неожиданности учтены так и не будут. И «расправляться» с такими сюрпризами придется уже в ходе войны. Главное — быть к ним готовым. Впрочем, сюрпризов хватает и в мирные времена. Изначально армия Украины реформировалась под ориентиры, определенные Государственной программой строительства и развития ВС на период до 2005 года, которая была подписана Верховным Главнокомандующим еще в 1997 г. Формально, если бы все объявленные планы выполнялись, то уже в следующем году наша армия стала бы «боеготовой, современной, необременительной для бюджета» и т. д. Но не получается. Программа не раз уточнялась, а изначальные ориентиры в значительной мере стали анахронизмами. И государство наше уже не хочет быть внеблоковым. И в мире стало тревожнее — терроризм, Югославия, Афганистан, Ирак. Новые вызовы требуют адекватной реакции.

За время развития человечества «военная спираль» намотала четыре апробированных витка. Появление ядерного оружия стало базой войн пятого поколения. По концепции войн шестого поколения решающая роль отводится не большому количеству сухопутных войск, не ядерному, а обычному высокоточному оружию и оружию, созданному на новых физических принципах. Главная цель войны шестого поколения — разгром экономического потенциала противника, смена политического режима «малой кровью». При этом будут наноситься мощнейшие информационные и массированные удары непилотируемого высокоточного оружия различного базирования. Вспомните, как НАТО и США воевали против Югославии.

Считается, что некоторые наиболее развитые страны (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Китай) будут готовы к войнам шестого поколения уже на рубеже 2007-2010 гг. Если Россия может тешить себя ядерной булавой, то удел армии Украины в ее нынешнем состоянии — войны четвертого поколения. Не имея шансов на реализацию технологического скачка в оснащенности национальной армии, качество в Украине вынуждены были компенсировать количеством. Но чем дальше, тем понятнее становится обреченность и порочность такой практики. Если у нас 80% всех выделенных на оборону денег фактически просто проедается, то толку от такой армии немного.

Теперь руководство Генштаба — так недавно заявил начальник Генерального штаба ВС Украины, генерал-полковник Александр Затынайко, считает, что «наибольший интерес для нас представляют войны так называемого шестого поколения. Овладение территорией противника не является основной целью военных действий; главным аргументом вооруженной борьбы становится современное высокоточное оружие; массовые жертвы среди личного состава вооруженных сил и мирного населения, тяжелые экономические потери и экологические последствия перестают быть неизбежными спутниками войны». В военных коридорах согласны с тем, что всю нынешнюю армейскую махину привести в порядок уже не удастся: и дорого, и нецелесообразно.

Решено поступить иначе — из «тела» Вооруженных сил выделить те части и соединения, которые еще способны пощекотать нервы противнику. Это боевое ядро носит название Передовые силы обороны (ПСО). Именно Передовым силам обороны отведена роль своеобразной «пожарной команды» — немедленно реагировать на изменения военной обстановки вокруг и нейтрализовать конфликт низкой интенсивности. Внедряется модульный принцип формирования организационно-штатных структур соединений и частей, который обеспечивает более гибкий маневр силами и средствами в зависимости от характера и сложности выполняемых задач. Основными тактическими соединениями Вооруженных сил являются бригады, которые отличаются многофункциональностью, мобильностью и самостоятельностью в боевом применении.

Впрочем, в Украине генералы охотнее говорят о том, какой национальная армия будет в будущем, нежели о том, какая она сейчас. Перспектива всегда кажется розовой.

На первый-второй — рассчитайсь!

Уже объявлено, что до конца 2005?г. запланировано почти наполовину сократить численность Вооруженных Сил Украины, которые, к тому же, должны стать трехкомпонентными. Триада (Сухопутные войска, Военно-морские и Военно-воздушные силы) — это то, что наиболее соответствует натовскому стандарту. Сокращение — ахиллесова пята любой реформы. В краткосрочной перспективе дешевле содержать армию такой, как она есть. А для бедной страны это еще и безопаснее. Принудительное вытеснение военных на «гражданку» порождает нестабильность и в армии, и в обществе.

В Украине пик сокращений выпал на гражданского министра обороны Валерия Шмарова. Тогда же военные столкнулись и с длительными задержками зарплаты, что было еще в новинку. Как следствие — фантастическая по временам Советской армии с ее парторганами реакция офицерства — образование различных союзов и профсоюзов, митинги, пикетирование Кабинета Министров, жесткие требования к министру обороны. После ухода Валерия Шмарова эти опасные настроения офицерства на первом году своей министерской карьеры успел почувствовать и Александр Кузьмук. И, кажется, сделал вывод: чем меньше сокращений — тем спокойнее. Во всех отношениях. Пример Кузьмука оказался заразительным и для следующего военного министра — Владимира Шкидченко. За сокращения придется взяться нынешнему министру обороны Евгению Марчуку.

Пока 350-тысячные ВС Украины остаются одними из самых больших в Европе, уступая по численности армии России (1млн 162 тыс. личного состава при бюджете в 2004 г. 391 млрд руб.), Турции (621 тыс. человек — $7,74 млрд) и Франция (437 тыс. — 32,4 млрд евро). Через два года ВС Украины должны сократить свою численность до 200 тыс., из них 160 тыс. будут составлять военнослужащие.

Мы за ценой не постоим?

В 2004 г. ВС Украины получили наибольший за всю историю существования национальной армии бюджет — более 5,2 млрд грн. Но это — без учета различных выплат по сокращению. Так, офицер на службе «стоит» в год 19 тыс. грн, а его сокращение — 25 тыс. грн. Расходы на сокращение одного полка в три раза превышают расходы на его годичное содержание; сокращение бригады численностью 2400 военнослужащих обойдется примерно в 49 млн грн. В целом для обеспечения сокращений в 2004 г. нужно 1,24 млрд грн, а в 2005 году — 1, 72 млрд грн. На сегодняшний день в бюджете-04 на эти цели есть 769 млн грн. Недостающие средства Минобороны надеется получить при формировании бюджета на второе полугодие. Хотя реализовать эти надежды будет непросто. Ведь вторая половина года будет весьма сложной в политическом отношении для государства. А в такие времена об армии вспоминают в последнюю очередь.

Впрочем, маневр военной реформы ограничен не только неопределенностью с обеспечением сокращения. Так, в этом году на научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы армии выделено только 1% от необходимого, на закупку вооружения и техники — менее 1%, на имущество — всего 0,3%. Это означает, что пока нет шансов переломить негативную тенденцию катастрофического старения арсеналов. Относительно современных образцов вооружений, которые по своим характеристикам не уступают лучшим мировым системам, в нашей армии в лучшем случае лишь 30%. Не менее 70% общего количества вооружений и военной техники требуют капитального ремонта. То, что из боевого состава армии порциями выводится устаревающее вооружение (например, до 2005 г. из арсеналов выведут около 500 танков, 640 боевых бронированных машин, 250 артиллерийских систем калибра более 100 мм, 110 боевых самолетов, 50 транспортно-боевых вертолетов) — лишь частично решение проблемы. Особенно бедственное положение с вооружением в войсках ПВО и ВВС. Речь идет об основных средствах ведения современной вооруженной борьбы — истребительной авиации, вертолетах, ракетных системах. Именно они в войнах шестого поколения, теория о которых так нравится нашему Генштабу, призваны играть ключевую роль.

Пару лет назад в ходе плановых учений, проводимых в войсках ПВО, отрабатывался сценарий отражения удара средств воздушного нападения по югославскому сценарию. Тогда вывод был таков — если приведем технику ПВО в боеготовое состояние, то от массированной воздушной атаки защитимся. Что на деле? Если за период существования СССР в состав 8 отдельной «пэвэошной» армии, вооружение которой и составляет основу Войск ПВО ВС Украины, поставлялось порядка 4-6 новых образцов ЗРК в год (около 5%), то за последнее десятилетие поставка новых ЗРК приостановлена в связи с их высокой стоимостью (батарея С-300ПМУ стоит $50 млн, а С-400 оценивают в $60-70 млн). Разработчиков, изготовителей или ремонтных предприятий с замкнутым циклом производства, которые могли бы осуществлять ремонт зенитного ракетного вооружения нового парка (С-300П, С-300В1, «Бук»), после распада Советского Союза в Украине не осталось. Уровень финансирования научно-исследовательских работ не позволил вести разработку новых образцов вооружения. В результате, работы, которые велись по созданию отечественного ЗРК, приостановлены. А практически все «новые» ЗРК С-300П, С-300В1, «Бук» отработали установленные сроки до проведения капитального ремонта, денег на который просто нет.

Правда, министр обороны Евгений Марчук надеется на то, что после сокращения численности Вооруженных Сил Украины — уже в 2006 г. появятся дополнительные средства (500 млн грн), которые пойдут на развитие украинской армии. Когда денег хватает на все — тогда нет потребности и в реформах.


Справка

При уменьшении численности армии Украины на 155 тыс. штатных должностей сокращению подлежат 35, 4 тыс. штатных должностей офицеров (в 2004 г. — 17,7 тыс., в 2005 г. — 17,7 тыс.), 27,8 тыс. прапорщиков (в 2004 г. — 17 тыс., в 2005 г. — 10,8 тыс.) и 49,5 тыс. гражданских работников (в 2004 г. — 29,5 тыс., в 2005 г. — 20 тыс.). В течение 2004 — 2005 гг. будут уволены из армии 31 тыс. 720 офицеров (в 2004 г. — 15 тыс. 450, в 2005 г. — 16 тыс. 270); 23 тыс. 600 прапорщиков (в 2004 г. — 13 тыс. 700, в 2005 г. — 9 тыс. 900) и 49 тыс. 370 работников (в 2004 г. — 29 тыс. 400, в 2005 г. — 19 тыс. 970).

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх