логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Часовой механизм с химическим заводом Галина КАТКЕВИЧ - «Контракты» №12 Март 2004г.

Приватизация Одесского припортового завода не за горами. Потенциальных инвесторов — масса, но вряд ли западным компаниям удастся преодолеть российское лобби.


Приватизировать!

Госпредприятие «Одесский припортовый завод» (ОПЗ) — ключевое предприятие на рынке азотных удобрений стран СНГ, это замыкающее звено в цепочке трубопроводной транспортировки российских химических грузов. Приватизация ОПЗ безусловно дала бы украинской казне немалые средства. И первые попытки выставить это предприятие на аукцион были еще в 1993 году. А в 1997 году приватизационный процесс полностью остановился. В августе 2001 г. Президент Украины дал поручение исключить ОПЗ из перечня объектов, подлежащих приватизации. Решение было принято по итогам визита Леонида Кучмы в Одесскую область. Тогда же, в Одессе, глава государства заявил: «Ни о какой приватизации Одесского припортового завода не может быть и речи, как не может быть речи о приватизации трех портов». Порты пока еще государственные, а вот вокруг ОПЗ опять собрались приватизационные «тучи». В начале марта этого года Фонд госимущества недвусмысленно заявил о намерении таки продать завод. Глава ФГИ Михаил Чечетов даже сообщил, что к маю уже будет завершено акционирование предприятия.

Как заявил Александр Козлов, начальник регионального отделения ФГИУ по Одесской области, разгосударствление предприятия осуществляется через преобразование его в акционерное общество. «Пока еще рано говорить, будет ли это открытое или закрытое акционерное общество. Также пока невозможно ответить, какой план размещения акций изберет Кабинет Министров Украины, в каком размере будет определен государственный пакет и будет ли он вообще», — отметил глава регионального отделения.

Уже на первом заседании комиссии, посвященном инвентаризации оборотных и необоротных средств ОПЗ, было решено оставить за бортом приватизационного процесса социальные и культурные объекты предприятия. Такой подход вызвал критику со стороны мэрии Южного (город, где расположен завод). Игнорирование социальных факторов может настроить трудовой коллектив предприятия против приватизации. Сейчас среднемесячный доход работника ОПЗ составляет около 1,5 тыс. грн, минимальный — свыше 500 грн. Сутки простоя завода оцениваются в $0,2 млн.

Россия, вперед!

Пока ни один из потенциальных покупателей ОПЗ не заявил о своем желании принять участие в приватизации предприятия. Но это не значит, что желающих купить завод не найдется. Причина этому — жестко структурированный, в отличие от нефтерынка, сектор высоколиквидной химической продукции. Никто из потенциальных инвесторов не хочет выявлять себя прежде времени. Среди крупнейших мировых игроков рынка химпродуктов (см. схему) большинство компаний представляет собой корпорации, оперирующие в рамках нескольких рыночных направлений. Многие из них так или иначе связаны если не с российскими производителями («Новомосковсказот», «Россошиазот»), то с украинскими («Днепразот», «Ровноазот», черкасский и северодонецкий «Азот», «Стирол», «Сумыхимпром», «Ориана»).

Но, скорее всего, в борьбе за Одесский припортовый преуспеют россияне. Ряд факторов позволяет говорить о «российском следе» в приватизации. Организовать порт, подобный ОПЗ, в России им так и не удалось. Уже имели место тщетные попытки российских компаний расширить морскую перевалку аммиака и метанола через юг РФ. Так, заблокированы попытки ОАО «Тольяттиазот» (крупнейший в мире производитель аммиака) построить терминал для жидких химгрузов в порту Волна (Краснодарский край). Аналогична судьба проекта терминала по перевалке метанола в порту Азов, инициированного итало-российским ОАО «Азовпродукт» в расчете на экспорт продукции Новочеркасского завода синтетических продуктов и «Невинномысского азота» — там разразилась настоящая война с экологами. В разгар конфликта вокруг острова Тузла в программе Вячеслава Пиховшека «Эпицентр» и ряде украинских интернет-СМИ была озвучена версия о том, что пресловутая тузлинская дамба была нужна россиянам лишь для того, чтобы обезопасить «аммиачный» порт Волна на Таманском полуострове. Якобы терминал на Тамани позволил бы «Тольяттиазоту» экономить на транзитных тарифах, которые Украина установила для российских химпредприятий, пользующихся услугами ОПЗ. Безусловно, контроль над Одесским портовым позволил бы тольяттинцам разрешить больную транзитную проблему. И шансы у россиян неплохие, если учесть, что некоторые аналитики отмечают, что интересы российских химиков в Украине лоббирует не кто-нибудь, а сам посол РФ в Украине Виктор Черномырдин.

Последнее обстоятельство можно также связать с заинтересованностью РАО «Газпром» в ОПЗ. Российская компания, начиная с 2000 г., приступила к созданию холдинга «Азот», в который на сегодня входят «Минеральные удобрения» (Пермь), «Азот» (Березники), два химкомбината в Краснодарском крае и химзавод в Ленинградской области. Перевалка ведется через Прибалтику (Вентспилс) и юг РФ (порт Крым). Приобретение ОПЗ выглядит логичным и свяжет предприятие, работающее на газе (доля последнего в себестоимости продукции превышает 80%) непосредственно с российским поставщиком. На сегодня поставщиком предприятия является НАК «Нефтегаз Украины», отбирающая российский газ как плату за транзит и туркменский — на контрактной основе. Цена газа для предприятия — $61/т, гораздо выше, чем в России.

Российскую версию подтверждает и визит на завод группы губернаторов России во главе с губернатором Орловщины Егором Строевым, организованный по инициативе Одесской облгосадминистрации в ходе международного форума Украина-Россия в мае 2003 г. Российская сторона активно интересовалась поставками газа на предприятие, расходными параметрами производства.

С химией шутки плохи!

Некоторые чиновники до сих пор сомневаются в целесообразности приватизации Одесского припортового завода. Как заявил глава Одесского территориального управления Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Александр Ровинский, необходимо оценить возможности государства эффективно управлять предприятием с точки зрения перспектив развития рынка. «Нужно изучить, какую позицию занимают по отношению к продукции предприятия Китай и США, которые сами становятся мощными производителями удобрений. В Китае уже строится ряд аналогичных предприятий, которые смогут удовлетворить потребности регионов Юго-Восточной Азии. С другой стороны, могут вступить в силу антидемпинговые ограничения в этих странах, и нам просто запретят ввоз нашего аммиака», — подчеркнул Ровинский. За рубеж отправляется 85% продукции завода. Небольшая часть остается в Украине, где идет преимущественно на производство удобрений, в меньшем количестве — на химическое производство (пластмассы, химволокно, клеи). Это направление весьма перспективно и нуждается в развитии.

Другая ситуация с аммиаком. Китай как потребитель аммиака (ранее — около 6 млн тонн в год) практически утрачен для ОПЗ, несмотря на антидемпинговые меры, призванные открыть его рынки согласно директивам ВТО. Именно это обстоятельство выдвигается как негативный фактор, требующий прихода мощного внешнего инвестора. В то же время отодвигается в тень иной повод для инвестиций — обновление фондов предприятия, отметившего в прошлом году 25-летие. Предстоящая приватизация означает прецедент передачи в частные руки особо опасного производства. Огромную опасность представляют крупнотоннажные хранилища аммиака (4 емкости по 30 тыс. т химикатов), ремонт которых (замена изоляции), согласно нормативам, требуется каждые 12-14 лет. Опасные объекты — магистральный аммиакопровод высокого давления (83 атм), большегрузные суда-аммиаковозы (30 тыс. тонн и более). В случае аварийной утечки аммиака поражающим эффектом с мгновенным смертельным исходом будет охвачена территория в радиусе 3 км, куда попадают так и не выселенные села. По соседству с объектом — нефтетерминал Южный и его танкеры-«стотысячники». Приватизировать такой опасный «груз», безусловно, рискованно. К тому же ОПЗ отнюдь не обременителен для государства — предприятие стабильно наращивает объемы выпуска продукции и приносит бюджету 100-120 млн грн ежегодно.


Одесский припортовый завод

Первая очередь предприятия запущена 30 июня 1978 г. С 1983 г. завод вышел на полную производственную мощность. В его сооружении участвовали фирмы Германии, США, Франции. Завод расположен в юго-восточной части Одесской области на берегу Аджалыкского лимана (залива). Территориально граничит с морским торговым портом Южный, через который производится перегрузка продукции на экспорт (на морские суда). В состав завода входят 27 подразделений, составляющих единый производственный комплекс. Мощность комплекса по перевалке аммиака на суда — 3,5?млн тонн в год. Завод является лидирующим предприятием по объемам выпуска аммиака и карбамида среди аналогичных предприятий СНГ. Его доходы в 2002 году составили 764,014 млн грн.

ИСТОРИЯ

Перед сдачей в эксплуатацию первой очереди ОПЗ «большой друг Советского Союза» Арманд Хаммер, по инициативе и на средства которого строился завод, прилетел в Одессу на личном самолете. Во время пресс-конференции откровенно удивился, что химический завод такого профиля строится в цивилизованной стране рядом с миллионным городом, к тому же курортом. Эту фразу переводчики на русский не перевели.

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх