логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Вопреки традициям Алаксандр ГОДОВИЧЕНКО - «Контракты» №12 Март 2004г.

Банки начали выдавать финансирование под дебиторскую задолженность


Валентина Жуковская
В рамках механизма факторинга банки выдают деньги под традиционно рисковую дебиторскую задолженность. Впервые эту услугу в Украине начали оказывать в 2001 году, но сегодня уже ряд крупнейших компаний начал применять ее в работе. Отличительная особенность факторинга — возможность гигантскими темпами нарастить объемы реализации, получая от банка деньги сразу после предъявления накладной на отгрузку товара, которая произведена на условиях отсрочки платежа.

Еще два года назад об этом могли только мечтать и банки, и их клиенты. Факторинг на сегодня — самый верный способ найти деньги, когда уже все другие варианты испробованы. Достаточно предъявить банку имеющуюся дебиторскую задолженность, и сразу получить до 80% ее суммы, а оставшуюся часть — после погашения «дебиторки».

Представьте себе крупную оптовую торговую компанию. Или производителя молочных продуктов. К ним приходят покупатели — мелкие и средние торговцы, и просят продать им товар с отсрочкой платежа. Отказать им нельзя, иначе те уйдут к другому поставщику. Однако возникает дефицит оборотных средств — нужно закупать новый товар или финансировать его производство, а оплата за проданные партии еще не поступила.

До 2001 года, когда впервые в Украине начали предоставлять услугу факторинга, последовательность действий крупных поставщиков была следующей. Поначалу, когда разрыв между отгрузкой товара и его оплатой составлял порядка двух недель, многие из них договаривались о соответствующей отсрочке платежа уже со своими поставщиками. Однако со временем, когда покупатели стали просить об «удлинении» разрыва между получением товара и его оплатой, возникла проблема. Производители сырья и комплектующих отказывались давать производителям товарные кредиты на таких же привлекательных условиях как своей рознице.

Но отказать клиенту — часто значит потерять его. На первых порах крупные поставщики финансировали отсрочку за счет своих средств. Если те заканчивались, компания обращалась в банк за кредитами. При этом в качестве залога оформлялись основные фонды, полуфабрикаты и прочее — у кого что было. Но когда больше не оставалось ни собственных резервов, ни предметов, годных для передачи в залог, возникал мини-кризис. Если приходили новые покупатели с просьбой об отсрочке, приходилось им отказывать. Новый финансовый инструмент, который бы решал эту проблему, просто обязан был появиться. И он возник.

Факторинг позволил задействовать новый источник получения средств — дебиторскую задолженность, которая банками традиционно не учитывается. Есть старое правило — в случае проблем с предприятием «дебиторка» мгновенно улетучивается, а «кредиторка» остается. Вопреки этому, факторинг является финансированием дебиторской задолженности на срок до нескольких месяцев.

«Факторингу предшествовала такая форма расчетов, как учет авалированных векселей (аваль — это поручительство, по которому банк принимает на себя ответственность за исполнение векселедателем его обязательства по векселю), — рассказывает зампред Укрсоцбанка Валентина Жуковская. — Оказалось, что много предприятий берут деньги для финансирования дебиторской задолженности. Традиционными клиентами Укрсоцбанка являются предприятия торговли, и со временем начались запросы к нам с просьбой что-то придумать. Так впервые в стране появился продукт — учет аваль-векселей. Получатель товара выписывал на имя продавца вексель, который Укрсоцбанк авалировал. Продавец приносил этот вексель, банк делал ему учет, и он получал живые деньги. А уже в 2001 году мы впервые в Украине стали оказывать услугу факторинга».

Юридически операция выглядит как переуступка прав требования. Продавец заключает с банком генеральное соглашение о факторинге. Осуществляется поставка товара со стандартной отсрочкой платежа. Затем продавец приходит в банк и в обмен на отгрузочные документы получает 80% обозначенной в них суммы. А покупатель уведомляется письмом, что его дебиторская задолженность переуступлена, и он теперь должен платить в пользу банка-фактора. По истечении указанного срока продавец получает оставшуюся сумму за вычетом комиссионных.

Таким образом, факторинг позволяет практически мгновенно восполнять недостаток оборотных средств и не останавливать работу с новыми клиентами.

Единственным и главным недостатком факторинга является его цена, которая несколько выше ставки по кредиту. Эта плата состоит из двух частей: собственно процентов по ссуде и комиссионных за услуги банка по администрированию дебиторской задолженности. Это означает, что после того, как банк фактически кредитует продавца на основе только лишь отгрузочных документов, он постоянно отслеживает все операции, по которым клиент предоставил отсрочку платежа. А это могут быть сотни сделок, и обычно банк помогает продавцу грамотно управлять возникающими финансовыми потоками. Иногда именно они помогают выявить на раннем этапе возможные проблемы, связанные с неплатежами.

И все же, дополнительные расходы несопоставимы с потенциальными выгодами использования факторинга. Надбавка за администрирование составляет 0,5-1% от оборота, в зависимости от суммы долга и срока предоставляемой покупателям отсрочки платежа. За счет наращивания объемов сбыта можно с лихвой перекрыть эти небольшие издержки.

По новому Гражданскому кодексу, факторинг относится к банковским операциям. Однако в финансовой сфере оказание этой услуги все еще непопулярно из-за повышенных рисков, связанных с администрированием дебиторской задолженности.

Сегодня факторингом занимаются два учреждения — Укрсоцбанк и ТАС-Комерцбанк. Каждый из них имеет долю рынка, соответствующую их финансовым возможностям и сети отделений. Разумеется, львиная часть факторинговых операций приходится на разветвленную сеть Укрсоцбанка, который традиционно занят обслуживанием торговли. Не секрет, что предприятия именно этой отрасли характеризуются большими оборотами при небольших размерах собственных средств.

В целом, использование факторинга в Украине началось только в 2001 году. Пока что его в работе используют чаще крупные компании — «Киев-Конти», «Верес», «Спринтер» (оптовая торговля продукцией Kraft Foods). Тем не менее, учитывая потенциальные выгоды использования факторинга, стоит ожидать роста популярности услуги в ближайшие несколько лет.

Ответ на вопрос, использовать факторинг или нет, заключается в политике развития компании. Если объемы ее сбыта не подвержены резкому изменению, то для финансирования временного недостатка оборотных средств лучше использовать банковский кредит. Хотя при этом приходится решать ряд проблем по оформлению залога, подаче и оформлению огромного количества документов, ссуда получается дешевле на сумму сбора за администрирование.

Факторинг — это, скорее, продукт для быстро растущих компаний, где небольшие дополнительные издержки легко теряются в увеличивающемся обороте.

Контракты №12 / 2004


Вы здесь:
вверх